Сша республика – США (Соединённые Штаты Америки) — самая подробная информация

Президентская республика (на примере США)

5

Президентская республика (на примере США)

Президентская республика – это наиболее распространенный вид республики на современном этапе.

Такая форма правления присуща таким странам, как США, в первую очередь, также Боливия, Венесуэла, Мексика.

Президентская республика — это разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся тем, что избираемый (как правило, всенародно) президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти.

Президентскую республику иногда именует дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

США

США считается образцом классического президентского правления. Данная форма правления существует в Соединённый Штатах Америки уже более двухсот лет. Первым президентом, избранным в США, стал Джордж Вашингтон в 1789 году. Сейчас главой государства является Барак Обама, переизбранный на второй срок.

Президент Соединенных Штатов Америки является главой государства и главой исполнительной власти. Под его руководством находится Федеральное правительство США, а также сухопутные войска и военно-морские силы страны.

В соответствии со 2 статьей американской конституции, вся полнота исполнительной власти на федеральном уровне передается президенту США. Президентский срок составляет 4 года. Для предотвращения узурпации власти в конституции США предусмотрен запрет на избрание одного и того же лица на пост президента более двух раз.

Президенты США в соответствии с конституцией имеют обширных комплекс полномочий, с помощью которых они занимаются решением таких вопросов, как:

  • безопасность страны,

  • международные отношения,

  • взаимодействие между законодательной и исполнительной властью.

В целом полномочия президента Соединенных Штатов можно разделить на положенные ему по конституции, подразумеваемые (имеющиеся в виду, но не прописанные в конституции) и делегированные Конгрессом.

Глава государства в США избирается косвенным путём. Президент США избирается Коллегией выборщиков, которая насчитывает примерно 538 человек, а выборщики избираются населением отдельных штатов. В каждом отдельном штате партии составляют свои списки выборщиков. При этом предполагается, что выборщики будут голосовать за кандидата в президенты, выдвинутого своей партией. Когда избиратель хочет поддержать того или иного кандидата, он голосует за соответствующий список выборщиков.

Через полтора месяца после всеобщих выборов выборщики от каждого штата собираются в столице своего штата и заполняют бюллетени, голосуя за кандидатов в президенты и вице-президенты.

В январе проводится подсчёт голосов выборщиков и происходит официальное определение победителя президентских выборов. Избранным считается кандидат, набравший простое большинство голосов выборщиков, а если этого не происходит, то президента из числа кандидатов избирает Палата представителей. Если же и это невозможно, то Сенат избирает из числа кандидатов вице-президента, который затем исполняет обязанности президента.

Палата только дважды избирала президента: в 1800 она проголосовала за Томаса Джефферсона, а в 1824 — за Джона Куинси Адамса. До избрания президента Сенатом дело не доходило ни разу.

Президент может занимать свой пост только два срока. Эти правила был установлены 22-й поправкой (в 1951 году) после того, как Франклин Рузвельт был избран президентом четыре раза.

Президент США является также и главой правительства. Федеральное правительство Соединенных Штатов Америки расположено в столице США, Вашингтоне, округе Колумбия.

В большинстве стран мира правительство составляется из министерств, управляющих работой различных сфер деятельности. Правительства как кабинета министров во главе с председателем правительства в США нет. Министры являются советниками президента, то есть фактически составляют кабинет президента, хотя и обладают полномочиями в области своей деятельности. Функции правительства в США выполняет администрация президента, наделенная весьма широкими полномочиями. В Соединенных Штатах Америки органами исполнительной власти правительства страны являются исполнительные департаменты. Всего таких департаментов в правительстве США насчитывается 15. Главой департамента является секретарь (эта должность соответствует посту министра), а департамент юстиции возглавляет генеральный прокурор. Создание первых исполнительных департаментов в США началось в 1789 году.

Руководит деятельностью правительства и всех исполнительных департаментов президент США. Он осуществляет руководство посредством президентского Кабинета, в который входят все главы департаментов, а также иные наиболее значимые должностные лица исполнительной власти страны.

В конституции США заложен принцип разделения властей, по которому федеральное правительство состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих независимо друг от друга.

Все установленные полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей. Но конституция говорит не о законодательной власти вообще, а лишь о полномочиях законодательной власти, указанных в самой конституции. Следовательно, Конгресс обладает ограниченными законодательными полномочиями. Это обусловлено тем, что в США имеется еще 50 законодательных собраний штатов, которые законодательствуют в соответствии со своими полномочиями.

Исполнительная власть, как уже было сказано ранее, принадлежит президенту. Вице-президент избирается одновременно с президентом, его кандидатуру предлагает президент. Вице-президент замещает президента при его отсутствии, выполняет его отдельные поручения, возглавляет Сенат.

Судебная власть в США осуществляется Верховным судом. В составе Верховного суда Соединенных Штатов Америки находится 9 судей. Кандидатура каждого из них предлагается президентом США, а затем утверждается Сенатом. Одного из судей президент назначает председателем.

Система сдержек и противовесов.

1. Президент «сдерживает» Конгресс правом вето на принятые палатами законы и некоторыми другими, не столь радикальными правомочиями. (отлагательное вето)

2. Конгресс «сдерживает» Президента правом преодоления его вето, возможностью выступить в отношении него в качестве суда посредством

импичмента. Последнее правомочие распространяется на всех гражданских должностных лиц вообще, включая судей. Тем самым право импичмента выступает как парламентский противовес и по отношению к судебной власти.

3. Кроме того, Президент и Конгресс (в лице Сената) могут оказывать влияние на Верховный суд, обладая правом совместного формирования его персонального состава.

4. Наконец, Верховный суд «сдерживает» Конгресс и Президента правами признавать их акты неконституционными (это право в Конституции не записано, но возникло в ходе ее применения), разрешения споров между ними, а также толкования Конституции.

Конституция США закрепила положение о том, что все законодательные полномочия принадлежат Конгрессу США. Исполнительная власть лишена права законодательной инициативы. Однако в процессе развития парламентской практики это право было фактически признано за Президентом США и главами исполнительных департаментов. С начала ХХ века законодательный процесс характеризуется возрастанием активности Президента. Он все чаще пользуется правом обращения к Конгрессу с посланиями, направленными на рассмотрение и утверждение парламентом обширной программы законодательных предложений, разработанных в администрации.

Первым, кто официально представил Конгрессу основательную законодательную программу, был Т.Рузвельт. До него подобные программы вносились через спикера Палаты представителей неофициально, т.е. принятые в соответствии с ними законы считались результатом деятельности самого Конгресса.

Дополнение

В своей твердой приверженности принципу разделения властей отцы-основатели руководствовались опасением концентрации власти в любом ее проявлении. Так, стремясь не допустить централизации власти, творцы Конституции поделили ее между федерацией и штатами. В осуществлении же государственной власти на федеральном уровне участвуют различные органы — Конгресс, Президент и Верховный суд, олицетворяющие три ее ветви со строго разграниченными функциями и механизмами взаимоконтроля. Поскольку наибольшую тенденцию к возвышению имеет власть исполнительная (американцы того времени испытали это на себе в виде злоупотреблений со стороны английских монархов и их губернаторов в колониях), ее сделали выборной, обязанной следовать предписаниям законов, принимаемых Конгрессом. Но создатели Конституции опасались и чрезмерной власти законодательного органа. Поэтому он был разделен на две во многом равноправные палаты и в нормальной ситуации отстранен от выборов Президента. Далее, остерегаясь «тирании большинства» и «выборного деспотизма», разработчики американской Конституции приняли меры и против «сговора» двух выборных органов, уравновесив демократические, «политические» ветви власти невыборной, а значит, не демократической и «не политической» судебной властью в лице прежде всего Верховного суда США.

Указанная схема, в основу которой легли идеи Ш. Монтескье, была дополнена (и этим сделан огромный шаг вперед в развитии теории и практики разделения властей) механизмом взаимоконтроля всех трех ветвей власти. Каждая из них стала как бы «сторожем» других, предостерегая их от попыток злоупотреблений, тирании и стремления к диктатуре, а также пресекая такие попытки. Указанный комплекс институтов взаимоконтроля получил название системы сдержек и противовесов (checks and balances) и впоследствии в различных модификациях чрезвычайно широко распространился в мировом конституционном пространстве.

studfile.net

ОСОБЕННОСТИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ СИСТЕМЫ В США

Ю.Г. СУМБАТЯН

Статья заимствована из библиотеки портала «Социально-Гуманитарное и политологическое образование»

Кафедра политических наук
Российский Университет дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, б, 117198, Москва, Россия


“Каждый народ имеет такое правительство, какого заслуживает”.

(Ж. де Местр)

Характерными чертами политической системы США являются: четкое разделение политической власти на законодательную, исполнительную и судебную при президентской форме правления; важная роль двухпартийной политической системы; активистская, демократическая политическая культура.

США — президентская республика. На первом этапе американской государственности не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе — Конституционном Конгрессе. Единолично главы государства в ту пору не существовало, а Конгресс выбирал из числа своих членов президента, функции которого ограничивались лишь председательствованием на заседаниях. Лишь в 1787 г. в Филадельфии для принятия федеральной Конституции США был сделан исторический выбор в пользу президентской республики. Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции Президентом Соединенных Штатов Америки.

В итоге США стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и правительства. Первым президентом США в ходе всеобщих выборов был избран Джордж Вашингтон, который был не просто выдающимся политическим деятелем, но и отцом нации и ее героем одновременно. Недаром многие избиратели требовали его провозглашения не президентом, а королем.

Для укрепления президентской власти большое значение имело принятие Конституций США — основного закона страны. “Мы народ Соединенных Штатов…” — так начиналась Конституция, вступившая в силу в 1789 г. и действующая практически в неизмененном виде и сегодня. За двести лет было принято только 27 поправок и дополнений, считая и первые десять, известные как “Билль о правах”, касавшихся в основном порядка выборов и избирательных прав.

Конституция США основывается на трех основных источниках. Во-первых, на идеях французского Просвещения XVIII века, прежде всего Вольтера, Руссо, Монтескье. Во-вторых, на британских традициях парламентаризма, верховенства закона, свободы личности, нашедших свое “оформление” в теории Локка и др. В-третьих, на собственном историческом опыте американских колоний и штатов, отраженном в идеях Б. Франклина, Т. Джефферсона, Дж. Мэдсона, А. Гамильтона, Д. Джея, в выдающемся произведении американской политической мысли – “Федералисте”. При столь солидной теоретической базе Конституция США явилась плодом коллективных усилий политиков прагматиков.[c.105]

Анализ содержания Конституции США позволяет выделить следующие демократические принципы, определяющую политическую систему: верховенство власти народа, гарантия прав и свобод человека; верховенство закона; разделение властей, система издержек и противовесов; федерализм; надзор судов за конституционностью закона и их соблюдением.

Создатели Конституции США стремились рассматривать президента как высшее должностное лицо в государстве. Уникальность президентской власти заключалась в том, что она одновременно выступала как высшая государственная и исполнительная власть. Такой статус наделял президента беспрецедентной властью. Не случайно поэтому политическую историю США чаще всего делят на периоды (или даже эпохи) правления, того или иного президента. Особенно заметный след в истории США оставили три великих президента Дж. Вашингтон, А. Линкольн и Ф. Рузвельт.

Президент в США – единственное должностное лицо федерального правительства, которое выбирается всеми избирателями. Это обстоятельство делает его положение не только престижным, но и относительно независимым. Президент США олицетворяет единство государства, является гарантом Конституции, символом нации и правопорядка, главным представителем государства в отношениях с другими странами. Как глава исполнительной власти он формирует администрацию, т. е. правительство, назначает высших должностных лиц, судей федеральных судов и генерального прокурора, направляет всю деятельность государственного аппарата, обеспечивает занятость населения и стабильность экономического роста, следит за исполнением закона. Президент накладывает вето на некоторые законопроекты, принятые конгрессом, выступает в конгрессе с обращением “О положении Союза” и другими правительственными заявлениями. Хотя формально президента избирает не партия, а избиратель, “народ”, тем не менее его кандидатуру выдвигает партия, и благодаря ее активной компании он побеждает на выборах. Президент назначает председателя национального комитета своей партии, координирует свою программу с партийными лидерами в конгрессе, штатах, особенно в выборных компаниях. Президент является главнокомандующим вооруженных сил: осуществляет общее руководство военной политики, назначает высших военных руководителей, лично принимает решения о применении американских вооруженных сил (в рамках полномочий представленных конгрессом). Только он может отдать приказ об использовании ядерного оружия. Имеет право использовать армию для поддержания мира и порядка в стране.

В США президентские выборы проводятся вместе с выборами в конгресс. Срок пребывания на посту президента США ограничен 8 годами. Президент и вице-президент избираются сроком на 4 года. В США проводятся всеобщие выборы, но президента выбирают коллегией выборщиков. Создатели американской конституции при этом считали, что на мнение самих избирателей полагаться нельзя, и поэтому сознательно отказались от прямых выборов президента.

Эти две нормы — ограничение нахождения президента у власти и его пребывания в должности — стали важным правовым барьером, препятствующим превращению президентской власти в многолетнюю личную диктатуру. В США только президент Рузвельт переизбирался на свой пост три раза. Такое отступление от правил было связано с чрезвычайными обстоятельствами — участием США во второй мировой войне.

В США почти все президенты принадлежали к тому или иному направлению протестантизма. Единственным исключением стал 35-й президент Дж. Кеннеди, который был католиком, и для которого приверженность своей религии стала одним из самых главных препятствий на пути в Белый дом. Возрастной ценз для Президента США составляет 35 лет.

42-й президент США Билл (Уильям Джефферсон) Клинтон, переизбранный на второй срок в ноябре 1996 г., вступая официально в должность президента заявил, что к началу XXI века он сделает все, “чтобы перенести каждого американца туда, для всех найдется работа, пенсионерам не придется бояться за уменьшение своих пенсий, а воздух, вода и.[c.106] волшебная земля всегда будут блистать чистотой и свежестью. Там лежат реальные возможности для лучшей жизни всех и каждого. Там сложится более совершенный союз штатов и там старая американская демократия останется вечно молодой”. Он также поставил задачу свободного владения навыками работы в Интернете каждым американским подростком в возрасте с 13 лет.

Для решения этих задач в США имеется солидная социально-экономическая база. На долю США приходится 32% дохода всего индустриального мира. Экономический рост в США идет параллельно с увеличением количества рабочих мест, улучшением здравоохранения, расширением доступности образования т. е. ростом человеческого потенциала. Уровень безработицы в США составляет 6 % (по сравнению с европейской в среднем — 11 %).

Вместе с тем для США характерны и свои негативные явления, особенно в социальной и духовной жизни: растет разрыв между богатыми и бедными, число людей, живущих за чертой бедности (понимаемой по-американски), составляет 20% населения, по продолжительности жизни США занимают 18-е место в мире в списке развитых стран, они лидируют по инфицированности СПИДом, потреблению наркотиков, преступности и т. п. Все это свидетельствует о том, что перед президентской властью США стоят сложные, трудные и противоречивые проблемы в совершенствовании демократического режима.

В условиях президентской системы управления важное значение имеет в США четкое распределение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Эта система характеризуется наличием сдержек и противовесов, которые наделяют каждую ветвь власти правом и возможностью контролировать действия других властей и оказывать на них непосредственное влияние. Так, например, конгресс может контролировать действия президента через бюджет, утверждение которого является исключительно привилегией законодательного органа. Президент, в свою очередь, может “сдержать” конгресс, используя право вето (отклонения) законов, принимаемых конгрессом. Верховный суд, в свою очередь, имеет полномочия признать противоречащим Конституции и утратившим силу законы, принятые конгрессом и одобренные президентом. Законодательная власть в США принадлежит конгрессу, состоящему из двух палат: сената и палаты представителей. В состав сената (100 членов) входят по 2 сенатора от каждого штата, избираемые прямым равным голосованием, сроком на 6 лет. Каждые 2 года сенат обновляется на треть. Палата представителей (435 членов) избирается прямым равным голосованием по мажоритарной системе представительства сроком на 2 года, за исключением финансовых, которые могут исходить только от палаты представителей. Он может отменить или изменить любой законопроект, внесенный палатой представителей. Сенат ратифицирует международные договора, заключенные президентом, и утверждает сделанные им назначения.

По профессиональному признаку большинство членов конгресса последних созывов составляли юристы (до 45%), банкиры и бизнесмены (более 30%), политические деятели (около 10%), журналисты (около 5%). Остальные социально-профессиональные группы — рабочие (точнее, профсоюзные функционеры), служащие, лица свободных профессий, военнослужащие — были представлены одним-тремя депутатами.

Жалование конгрессменов составляет до 125.000 долл. в год. Кроме того, им оплачиваются транспортные расходы на поездку в свои округа и содержание штатов личных помощников и советников (у каждого члена палаты представителей было в среднем 17 помощников, а у каждого “среднего” сенатора – 40).

Конгресс может большинством-2/3 голосов членов обеих палат — вносить поправки (дополнения) к Конституции, вступление которых в силу обусловлено их ратификацией 3/4 штатов. В рамках своих полномочий Конгресс принимает законы, которые приобретают силу после их подписания президентом; утверждает бюджет федерального правительства и контролирует его исполнение; имеет право утверждать и смещать должностных лиц, включая право импичмента президента; объявляет войну, [c.107] уполномочивает президента принимать меры военного характера, устанавливает сроки пребывания американских войск за границей и ряд других.

Члены конгресса не могут занимать какие-либо должности на государственной службе, и соответственно, лица, занимающие такие должности, не могут быть членами конгресса, пока стоят на государственной службе. Таким образом, Конституция четко закрепляет и на личном уровне принцип разделения властей.

В Конгрессе США воплощена идея представительной демократии. Не случайно из трех равнозначных ветвей государственной власти конгрессу посвящена первая статья Конституции, составляющая более половины ее текста. В Основном законе США записано: “Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу США”. Данная конституционная норма означает, что только сенаторы или члены палаты представителей Конгресса США вправе вносить законопроекты. Президент США, министры федерального правительства, губернаторы штатов и иные должностные лица таким правом не обладают, и в этом состоит один из важнейших принципов разделения властей по-американски.

Вместе с тем, Конгресс законодательно делегирует президенту важнейшее полномочие ежегодно вносить на рассмотрение Конгресса проект очередного федерального бюджета. Президент США также выдвигает законодательные предложения своей администрации по всем направлениям внутренней и внешней политики. Президент, помимо этого, в качестве основных прерогатив утверждает законы, принятые Конгрессом. Таким образом, парламент принимает законы, а президент их утверждает. В этом обнаруживается внутреннее единство государственной власти и активная, а часто ведущая роль не только конгресса, но и президента в законодательном процессе.

Конституция предусматривает, что президент должен в течение 10 дней подписать направленный ему из Конгресса закон или вернуть его законодателям, т. е. реализовать свое право вето. В случае использования этого права президент обязан предоставить в Конгресс письменное мотивированное заключение с обоснованием своего отказа от утвержденного закона. Для преодоления президентского вето депутаты обеих палат Конгресса должны повторно проголосовать за отвергнутый президентом закон. Если им не удается собрать 2/3 голосов, то президентское вето остается в силе.

Законодательный процесс в США включает в себя не только принятие парламентом законов, но и издание исполнительной властью указов, декретов, постановлений, имеющих силу закона. В США президент обладает правом издавать указы, которые называются исполнительными приказами. Примечательно, что само это право специально не оговорено в конституции и оно возникло на основе прецедентного права. Президент США постоянно использует данное полномочие, но оно применяется главным образом в сфере деятельности федерального правительства. Указы, прокламации и другие исполнительные акты, изданные президентом, имеют силу закона. Они не подлежат отмене Конгрессом, но могут быть аннулированы Верховным судом США, если тот сочтет эти факты не соответствующими Конституции США. Именно Верховный суд как высшая инстанция конституционного надзора в США определяет, превысил ли президент свои полномочия, издав тот или иной указ. В США глава государства и правительства вообще не имеет право на роспуск Конгресса, что отвечает внутренней логике американской модели президентства, ибо у Конгресса отсутствует право на смещение правительства.

Степень успеха политической программы президента и его законодательных инициатив находится в прямой зависимости от степени его взаимодействия с высшим законодательным органом. Главным средством общения между президентом и парламентом являются президентские послания. В США это предусмотрено Конституцией.

Следует подчеркнуть, что конституционное право президента США обращаться к Конгрессу с посланием является не только полномочием, но и обязанностью, поскольку президент должен ежегодно информировать законодателей о своих намерениях и[c.108] инициативах. Президенту вменяется в обязанность представить три послания: О состоянии союза; Экономический доклад президента; Проект государственного бюджета на очередной год.

Все послания направляются Конгрессу в письменном виде, и брошюры с текстами этих президентских документов предоставляются каждому члену обеих палат Конгресса, а также становятся доступными для журналистов и всех заинтересованных граждан, если они не носят закрытого характера. Президент, закончив свое выступление, покидает зал заседаний Конгресса, и законодатели имеют полную свободу в высказывании своих позиций по поводу предложений главы федеральной исполнительной власти. Далеко не всегда взаимоотношения президента и Конгресса носят характер сотрудничества и согласия. Нередко по тем или иным вопросам они становятся конфликтными и предельно напряженными. Однако даже в самых острых ситуациях президент и Конгресс сохраняют этику официальных отношений.

Конгресс в США — постоянно работающий законодательный орган. Его ежегодная сессия открывается 3 января и продолжается (с перерывами) до последних рождественских каникул. Наиболее важное событие начала очередного года- выступление президента на совместном заседании палат с программным обращением “О положении Союза”. В этом обращении президент излагает основные моменты текущей политики государства и предлагает конгрессу правительственный пакет законодательных предложений на наступивший год, из которых главное- проект федерального бюджета.

Для многих американцев и жителей других стран конгресс США остается символом демократии. Он располагается в специально отведенном для него огромном, классического стиля здании Капитолия, которая является архитектурной доминантой Вашингтона. Примечательно и то, что по принятому в свое время закону ни одно здание в столице США не должно быть выше купола Капитолия. Это было призвано продемонстрировать, что в стране не может быть власти выше, чем власть избранного народом Конгресса.

Исполнительная власть в США принадлежит президенту. Он, будучи главой правительства, лично несет ответственность за действия высшей исполнительной власти и обладает всей полнотой полномочий в руководстве федеральным правительством- от назначения на правительственный пост до единоличного принятия правительственных решений. Сам президент не в состоянии лично руководить огромным бюрократическим аппаратом правительства, и он осуществляет общий контроль, делегируя часть своих полномочий различным должностным лицам.

Президент назначает Кабинет министров (правительства) с согласия сената. Правительство однопартийное (в настоящее время- демократическая партия). В него входят вице-президент, государственный секретарь и другие министры. Кабинет президента состоит из секретарей — глав четырнадцати исполнительных департаментов (министерств), а также других официальных лиц. Члены кабинета (министры) назначаются президентом и утверждаются сенатом.

В состав так называемого внутреннего кабинета входят главные наиболее престижные министры: государственный секретарь и министры обороны, финансов и юстиции.

В состав внешнего кабинета: министры внутренних дел, сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения и социального обслуживания, жилищного и городского строительства, транспорта, энергетики, образования, по делам ветеранов.

В структуре исполнительной и законодательной власти важное место занимает вице-президент США. По своему должностному положению он обязан быть абсолютно лояльным помощником президента, максимально содействующим реализации его политики, и при этом он должен быть советником и представителем президента во взаимоотношениях с членами кабинета. В соответствии с конституционными полномочиями вице-президент США является председателем сената т. е. имеет право[c.109] председательствовать на заседаниях этой палаты высшего законодательного органа страны.

Впервые пост вице-премьера возник одновременно с постом президента в США. Конституция этой страны достаточно четко и недвусмысленно определяет статус этого должностного лица. Он избирается на всеобщих президентских выборах одновременно с президентом. Вице-президент в США не является полномочным заместителем президента, чьи прерогативы неделимы и принадлежат только главе государства и правительства. В случае отстранения президента с его поста, его смерти или отставки вице-президент становится президентом и имеет право назначить нового вице-президента с одобрения большинством голосов в обеих палатах конгресса США.

Современный аппарат федерального правительства США насчитывает более 2 млн. человек. Сам президент не назначает каждого лично из этой массы должностных лиц, но за его подписью производятся назначения на руководящие посты в федеральных органах исполнительной власти. Лично президент назначает: министров и их заместителей; сотрудников аппарата Белого дома; руководителей подразделений Исполнительного управления президента; глав федеральных ведомств; председателя и членов совета управляющих Федеральной резервной системой; председателя Экспортно-импортного банка США; директора ФБР; директора ЦРУ; председателя Комитета начальников штабов; высший офицерский состав всех родов войск; послов США за рубежом и представителей США в международных организациях.

В общей сложности из примерно 11 тысяч руководящих лиц в исполнительном аппарате федерального правительства президент США лично назначает около тысячи человек. В структуре исполнительных органов центр тяжести по государственному управлению при всех моделях власти неизменно падает на правительство. Президент сам ведет заседания кабинета министров и утверждает их повестку дня. Кабинет министров США не является коллегиальным органом с точки зрения принципа принятия решений на его заседаниях. Обсуждение различных вопросов государственной политики может носить коллективный характер, но все решения на заседаниях кабинета принимаются лично президентом, даже если против этих решений выступает большинство членов кабинета.

Наряду с федеральной центральной политической властью значительная роль принадлежит местным законодательным и исполнительным органам власти, структура и компетенция которых определяется законодательными органами штатов. США — первое в истории федеральное государство, политическое устройство которого определено и закреплено в Конституции страны. Федерализм в США представляет как бы компромисс между унитарной и конфедеративной политическими организациями.

Государственное федеральное устройство образуют 50 штатов и один автономный округ — Колумбия. Центральная законодательная и исполнительная власть расположена в Вашингтоне (Конгресс, Белый дом, Президент) и далее идут штаты, округа, муниципалитеты, местное самоуправление, меры городов.

В каждом штате губернатор, члены законодательного собрания штата, меры городов США избираются местными жителями и ответственны прежде всего перед своими избирателями. Законодательные органы штатов представлены двухпалатными и однопалатными законодательными собраниями. Исполнительная власть в штатах осуществляется губернаторами, избираемыми населением штатов на срок в 2 или 4 года. У штатов имеются все атрибуты государственного суверенитета (флаг, герб, гимн).

Президентская республика в США предусматривает как наличие сильной президентской власти, так и децентрализацию властных полномочий законодательных и исполнительных органов американской федерации. При этом в США отсутствует институт представителей президента в штатах. Власти штатов обладают большими полномочиями и реальной независимостью от центра, хотя они обязаны соблюдать федеральную конституцию и федеральные законы. [c.110]

В круг полномочий штатов входит: принятие собственных законов и конституций, создание органов местной власти и охрана общественного порядка, проведение выборов в законодательные и исполнительные органы штатов и местных самоуправлений, установление принципов судопроизводства и судоустройства, регулирование экономикой и торговлей внутри штатов и т. д. Вместе с тем они не имеют право на изменение у себя формы правления, закрепленную Конституцией США, на выход из федерации по собственному волеизъявлению, на внешнеполитическую и военную деятельность, эмиссию денег и контроль над денежным обращением, ограничены в финансовой сфере и установлении квот на иммиграцию и ряд других прав, определенными общенациональными программами и паритетами.

В то же время к преимущественному ведению штатов относится, помимо вышеперечисленных полномочий, организация народного образования и здравоохранения, обеспечение общественного порядка, строительство и поддержание дорог и коммуникаций, контроль за использованием земли и природных ресурсов и т. п.

Наряду с законодательной и исполнительной властью важное место в политической структуре президентской власти занимает третья власть — Верховный суд и судопроизводство США, обязанностью которых является осуществление надзора за соблюдением Конституции и законов. Со времени своего учреждения Верховный суд признал противоречащим Конституции более ста федеральных законов, тысячи законов штатов, решений и распоряжений органов исполнительной власти на всех уровнях. Некоторые решения Верховного суда в качестве Конституционного стали крупным событием в политической жизни США. Так, серия судебных постановлений были направлены на неукоснительное соблюдение конституционного принципа отделения церкви от государства и свободы вероисповедания. В США осуществлена свобода вероисповедания, равно как и невмешательство государства в дела церкви, а церкви — в дела государства.

В США только президент назначает членов Верховного суда и других федеральных судей. Все президентские назначения подлежат одобрению сенатом Конгресса США. В то же время на свою должность члены Верховного суда США назначаются пожизненно. В этом — важная конституционная гарантия их независимости от президента и Конгресса. Президент не имеет право уволить в отставку члена Верховного суда или кого-либо из федеральных судей. Свой пост член Верховного суда может покинуть только по собственному желанию или в результате импичмента, процедура которого распространяется на всех федеральных судей.

Практика судебной власти в США показывает, что их независимость от исполнительной власти не является абсолютной, но все же судебные инстанции в подавляющем большинстве выносят вердикты, основанные не на политической целесообразности, а на нормах права.

В то же время президент должен заботиться о том, чтобы законы добросовестно исполнялись и эти полномочия президент делегирует министру юстиции США, который обязан, используя аппарат своего министерства, обеспечивать неуклонное исполнение законов.

Важное место в политической системе США играют политические партии. Демократическая партия организационно оформилась в ходе избирательной компании 1828 г., а Республиканская партия — в 1854 г. Партии постоянного членства не имеют, принадлежность к ним определяется голосованием на выборах и традицией. В силу специфики партийной системы президент США может быть реальным или номинальным главой своей партии, но он никогда не возглавляет лично ее руководящий партийный аппарат.

Конечно, каждый президент США стремится заручиться поддержкой ведущих лидеров своей партии, но при этом у него нет никаких уставных партийно-административных рычагов воздействия на них. Президент может только просить или убеждать своих коллег по партии, идти с ним на компромиссы и политические сделки. [c.111] Таким образом, теоретически президент США может проводить политический курс, совершенно независимый от программных установок собственной партии.

Сфера внешней политики принадлежит к числу важнейших направлений в деятельности государства, и закономерно, что в ней роль главы государства особенно значительна. Президент США имеет всю полноту полномочий для ведения международных переговоров по своему усмотрению, и в то же время на его позиции и действия в сфере внешней политики оказывают значительное воздействие многие влиятельные круги как в правительстве, так и вне его. При президентской системе правления в США президент предварительно подписывает договор, что еще не придает этому документу международно-правовой силы. Затем президент направляет этот договор на утверждение высшего законодательного органа или одного из его палат. Для утверждения любого межгосударственного договора в США Конституция требует согласия не менее двух третей присутствующих на заседании членов сената. Сам сенат не ратифицирует договор, а участвует в процессе ратификации. Этот процесс окончательно завершается лишь тогда, когда после утверждения сенатом договора президент подписывает ратификационные грамоты и обменивается ими с главой государства- партнера по договору.

При президентской системе правления президент единолично руководит вооруженными силами. При президенте функционирует Совет национальной безопасности, но это — сугубо совещательный орган, который лишь консультирует президента и не имеет каких-либо собственных властных полномочий. Вообще в вооруженных силах США действует принцип единоначалия, и ни один военнослужащий не в праве отказаться от выполнения приказа президента — верховного главнокомандующего. Кроме того, военнослужащим запрещено публично критиковать президента, не согласные с его действиями должны подать в отставку или же они увольняются. Президент, полномочный отдавать приказы даже в самых острых международных ситуациях, должен проявлять особую мудрость, выдержку и ответственность не только за всю страну, но и за судьбы всего мира.

Сегодня институт президентства – один из распространенных в мире. Несмотря на то, что статус главы государства достаточно универсален, функционирование целого ряда моделей президентства выявляет их зависимость от различных политических режимов и разных систем государственного правления. Пост президента является основополагающим, но лишь одним из составных элементов президентства. Для того чтобы этот институт занял подобающее ему место в политической системе, необходимы прежде всего прочная конституционная база президентства и широкая общественно-политическая поддержка президентской власти. Оставаясь в рамках своих конституционных полномочий, президент может активно использовать весь потенциал своего поста и эффективно решать многие насущные проблемы общественного развития.

ushistory.ru

Что такое США: республика или империя?

Блиц-опрос Медиагруппы КОНТИНЕНТ

 

Cергей Ястржембский, философ. Нью-Йорк (США)

Исходя из определений принятых Объективизмом.

С точки зрения права, критериями типологизации государства мы принимаем степень централизации прав и степень подавления личности.

В одно и то же время в разных ареалах обитания человечества могут существовать разные формы государства, но каждая из этих форм полностью определяется характеристиками цивильного права и соотношением естественного и цивильного права.

С точки зрения экономики, как материальной формы деятельности общества, каждый из типов государства характеризуется степенью централизации национального продукта и, соответственно, степенью распределительной функции, от деспотического с максимальной централизацией, до демократического с минимальной.

Итак, изначально при создании США в основу было заложено естественное право. Однако по мере эволюции доля естественного права постоянно снижалась и повышалась доля цивильного права. Сейчас по правовым признакам США являются Демократией с партократической формой правления. С точки зрения экономики централизация национального продукта постоянно росла и в настоящее время США ближе к тоталитарному государству. Такая форма государства характеризуется политикой давления на другие государства с целью осуществления миссионерской функции и в этом имеет отдельные имперские признаки. То есть США являются смешанной формой государства, между республикой и империей, то есть находится в переходной фазе. Куда качнется маятник определить трудно.

 

Григорий Гуревич, ученый, публицист. Лас-Вегас (США)

Республика — это когда все должностные лица выбираются непосредственно народом или его представителями, тоже выбранные народом. Но республика должны быть конституционной, а не демократической. Демократическая республика это диктатура большинства. Конституционная республика ограничивает безграничную власть большинства, охраняя через законы конституции права меньшинств.

Империя — это когда никто никого не избирает на маломальские руководящие должности. Всё решается сверху и замыкается на одном человеке или узкой группе людей. Критика руководства может быть только доброжелательной и, как говорили в бывшем СССР, конструктивной. Быть во главе имперского режима должность очень опасная. Глава режима не застрахован от заговора и убийства, поскольку не защищён конституцией.

 

 

Рамис Юнусов, политолог, политический и общественный деятель, г. Балтимор (США)

Понятие империя относится к странам, которые имеют колонии, а США к таковым не относится. Что касается республики, то да США федеративная республика, где каждый штат имеет свою Конституцию, но центру(Вашингтону) штаты делегировали часть своих полномочий: финансы, обороны, безопасность, внешняя политика.

 

 

 

Наталья Пелевина, писатель, драматург. Москва (Россия)

Америка — не империя а цивилизованная республика и торжество демократии. Страна будущего.

 

 

 

 

 

Юрий Дашевский, сценарист, режиссер. Нью-Йорк (США)

США, разумеется, республика, но, как сказал Президент Рейган, “Freedom is never more than one generation away from extinction. We didn’t pass it to our children in the bloodstream. It must be fought for, protected, and handed on for them to do the same.”

 

 

 

 

Даниил Коцюбинский, журналист, историк. Санкт-Петербург (Россия)

США — республика внутри, империя снаружи.

 

 

 

 

 

Антон Гейн, писатель. Уолнат-Крик (США)

Республика без республиканца, то есть демократическая империя.

 

 

 

 

Виталий Щигельский, писатель, журналист. Санкт-Петербург (Россия)

Республика, использующая приемы империи в отношении

kontinentusa.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *