Святой януарий в неаполе: сокровища, как добраться, фото, адрес

Содержание

сокровища, как добраться, фото, адрес

Собор святого Януария (Duomo di San Gennaro) — центральная достопримечательность Неаполя. Его современное название — собор Успения Святой Марии (Duomo di Santa Maria Assunta). Он интересен, как ярчайший образец католической архитектуры. Виа Дуомо, на которой он расположен, и сама по себе — достопримечательность. Это исторический центр Неаполя, и просто прогуляться по здешним переулкам — уже приключение.

История

Собор святого Януария в НеаполеСобор святого Януария в Неаполе

Строительство храма началось в 13 веке, на основе древнейших базилик, остатки которых до сих пор не полностью разрушены. Позже собор святого Януария перестраивался и обновлялся, пока не приобрел свой величественный и немного мрачный готический вид. Возведение началось при Карле I, а завершено было только при его внуке Роберте, уже в 14 веке.

В здании органично сосуществуют капеллы и базилики разных времен. Несколько раз здание обновлялось, последняя реконструкция произошла в 1974 году, но церковь не теряет своей цельности и гармоничности. Устремленные в небо острые пики отвлекают от земного и заставляют задуматься о вечном.

Интерьер


Собор святого Януария, как любой памятник старины, представляет собой целый культурный пласт итальянской истории. Во внешнем облике здания чувствуется смешение различных архитектурных направлений, однако преобладает готика. Своды украшены работами выдающихся мастеров живописи и мозаики, а одна из капелл, Минутоло — стала предметом описания в «Декамероне» Бокаччо (Giovanni Boccaccio).

Собор святого Януария - крестильня святого ИоаннаСобор святого Януария - крестильня святого Иоанна

Вход в собор святого Януария доступен для всех. Исключение — крестильня святого Иоанна (San Giovanni in Fonte). Это наиболее древняя часть храма, средневековый архитектурный памятник. Согласно некоторым документам, крестильня была построена в начале новой эры, в 343 году, при Константине I Великом. Это делает ее, ни больше, ни меньше — самым древним церковным сооружением всего западного мира. На сводах крестильни до сих пор можно увидеть мозаики 4 века.

Мозаика Мадонна с младенцем на троне, со св. Януарием и св. РеститутойМозаика Мадонна с младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой

Собор святого Януария украшали великие итальянские мастера эпохи Возрождения – Перуджино (Pietro Perugino), Джорджо Вазари (Giorgio Vasari). В одной их капелл сохранилась мозаика, которая называется «Мадонна с младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой», создание которой отмечают 1322 годом. Не нужно быть верующим, чтобы почувствовать прикосновение тонких духовных материй, находясь в таком месте. Определенно, любители прекрасного оценят фантастические фрески на куполах внутри собора.

 Сокровища

Собор святого Януария - Купол работы ДоменикиноСобор святого Януария - Купол работы Доменикино

Главная часовня кафедрального собора носит название королевской капеллы «Сокровища Святого Януария» (Reale cappella del tesoro di San Gennaro). Подобное название вполне оправдано, украшением капеллы занимались признанные гении итальянского возрождения. Расписной купол работы Доменикино (Domenichino), фрески работы Ланфранко (Giovanni Lanfranco) и Хосе де Риберы (José de Ribera). Однако в центре внимания остаются драгоценные церковные реликвии, иначе говоря — Сокровища Сан-Дженнаро.

Собор святого Януария - Капелла святого ЯнуарияСобор святого Януария - Капелла святого Януария

Одним из центральных экспонатов сокровищницы покровителя Неаполя является золотой бюст Януария, выполненный тремя французскими мастерами в 14 веке. Убранный в торжественный наряд, лик священномученника на самом деле является реликварием, то есть вместилищем для мощей. В голове бюста хранятся останки черепа святого Януария. В 18 веке драгоценный ковчег увенчали головным убором, расшитым бриллиантами, изумрудами и рубинами. К окончанию того же столетия, Сан-Дженнаро получил еще одно подношение — ожерелье, созданное из 13 золотых цепей и 4-х крестов, инкрустированное драгоценными камнями.

Собор святого Януария - БюстСобор святого Януария - Бюст

Каждый из крестов — это королевский подарок от семей правящих монархов. Такое благоговение перед святым Януарием отнюдь не случайно, в 16 веке Неаполь пребывал в упадке, после затяжной войны с Францией и Испанией. В 17 веке к несчастьям добавилось мощное извержение Везувия, которое грозило затопить город горячей лавой. Искренняя вера в Януария и счастливое стечение обстоятельств оберегли жителей Неаполя от беды. С тех пор его авторитет непоколебим для любого католика и неаполитанца. А сокровищница святого растет с каждым годом, получая в свое распоряжение новые драгоценные предметы церковной утвари и украшения.  
Собор святого Януария - Сокровища святого ЯнуарияСобор святого Януария - Сокровища святого Януария

Еще одна реликвия, которую столетиями хранит собор святого Януария — сосуд с его кровью. Заглянуть в храм особенно стоит тем, кто оказался в городе в первую субботу мая, 19 сентября или 16 декабря — это праздничные дни, когда священный сосуд демонстрируют паломникам. Неведомым образом кровь нем вскипает и заполняет собой всю емкость. Горожане в Неаполе верят, что если чудо не происходит, то город ожидают беды и несчастья. Одним из таких случаев стало землетрясение 1979 года, унесшее в Неаполе тысячи жизней.

Интересные факты


Еще один примечательный факт связан со знаменитым чудом «закипания крови». Конечно, век научного прогресса не оставляет без внимания такие явления. В 2005 году праздник 19 сентября в Неаполе был сильно испорчен обнародованием исследований Маргариты Хак. Профессор Хак вместе со своими товарищами из Итальянской ассоциации изучения паранормальных явлений заявили, что «чудо крови» — это фальсификация, причем происходящая много столетий подряд.

Собор святого Янария - чудо кровиСобор святого Янария - чудо крови

Исследователи утверждают, что в сосуде вовсе не кровь, а химическое вещество, основанное на базе железа (водосодержащий оксид железа — FeO(OH). По цвету оно напоминает кровь, а в состоянии покоя имеет гелеобразную консистенцию. Стоит потрясти сосуд, гель разжижается и как бы «оживает», поражая зрителей мнимым чудом. Церковь всячески раскритиковала профессора и результаты ее изысканий. Но даже такие разоблачающие сенсации не умаляют ценности храма.

Как добраться

Дорога к собору пролегает по старинным историческим улочкам Неаполя.

  • Адрес: Via Duomo, 149, телефон +39 081 421609.

Сокровища Святого Януария хранятся в музее, расположенном при церкви.

  • Время работы: с 9:00 до 17:00, на Пасху:  с 9:00 до 14:00;
  • Полная стоимость билета — 6 евро, льготная: от 3,5 до 4,8 евро, в зависимости от возраста посетителя;
  • Телефон для справок и резервирования билетов: +39 081294980;
  • Официальный сайт: www.museosangennaro.it

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️

Неаполитанский собор — окончание. Святой Януарий

В прошлом рассказе я уже упомянул, что помимо основного трехнефного пространства, построенного при Карле II Хромом, в состав собора Неаполя включен в качестве обширной боковой капеллы бывший кафедральный собор Санта-Реститута. На этом своеобразная матрешка не заканчивается: к правому нефу собора пристроено еще одно обширное здание, которое, стой оно отдельно где-нибудь в Н-ске,, вполне сошло бы за собор. Эта пристройка называется Tesoro San Gennaro (не путать с одноименным музеем!), то есть Сокровищница святого Януария. Таким образом, кафедральный собор Неаполя состоит из трех по отдельности весьма больших зданий: 1) Санта-Реститута (IV век с последующими перестройками), 2)собственно собор (XIV век с множеством перестроек) и 3) Сокровищница святого Януария.
История почитания святого Януария в Неаполе — это предмет отдельного рассказа, без которого смотреть собор дальше будет неинтересно. Можно порекомендовать качественную статью в ПЭ: http://www.pravenc.ru/text/200381.html. Есть еще в русской Вики статья «Святой Януарий», но поскольку ее тоже писал я, ничего нового, по сравнению с тем текстом, который у вас перед глазами, Вы не почерпнете)))

1. Сухие антикварные изыски.
Первое упоминание о Януарии относится к 431 году, когда один из неаполитанских клириков в письме назвал Януария «епископом и мучеником, славой Неаполя». В Болонских актах (датируются VII веком) содержится уже подробный рассказ о мученичестве Януария. В VIII-IX веках т.н. Ватиканские акты фиксируют житие Януария в том виде, которое будет пересказано ниже.
Мартиролог блаженного Иеронима (V век) сообщает 2 даты праздников в честь Януария и его товарищей по мученичеству.
Т.о., судьба Януария совпадает с судьбой многих известных мучеников: современных сообщений об их подвиге нет, почитание зафиксировано в V веке.
2. Житие.
Януарий происходил из знатной беневентанской (город Беневенто — часа полтора на поезде от Неаполя) семьи, в юности стал христианином, а около 30 лет -епископом в родном Беневенте. Во время гонений Диоклетиана в Путеолах (Поццуоли, полчаса на метро, линия 2, от Неаполя) был арестован диакон Соссий, а затем был схвачен прибывший навестить узника Януарий со спутниками Фестом и Дезидерием. Далее сюжет до боли повторяет сотню таких житий: узники на суде объявляют себя христианами, не соглашаются отречься от Христа и за это подвергаются всяким мучениям. Их бросают в раскаленную печь, а они остаются целыми; их приговаривают к отсечению головы, но судья (или палач, версии разнятся) внезапно слепнет, а затем исцеляется по молитве мучеников; их бросают к зверям в Путеольском амфитеатре (есть такой, мы туда еще съездим), но зверям они не по вкусу. Наконец, узники взмолились к Богу о прекращении мучений, после чего им все-таки отсекают голову.
Казнь состоялась в окрестности Путеол, рядом вулканом Сольфатара (еще одно великолепное место — позже увидите сами, даже кино будет). Там же мученики и были погребены. Последующие легенды (появились в XIV веке, о причине сами догадаетесь) сообщают, что некая благочестивая вдовица, которой Януарий явился во сне и исцелил от слепоты, собрала в сосуд пролитую кровь священномученика. На всякий случай, заостряю внимание: Януарий не родился, не жил и не умер в Неаполе. Он был епископом Беневента (сейчас Беневенто) и умер в Путеолах (сейчас Поццуоли)
3. Януарий путешествует во времени и пространстве.
Итак до начала V века о существовании Януария нет письменных известий. До V века у Неаполя патроном был первый епископ Агриппин, но он, вот незадача, не был мучеником. Дольняя неаполитанская церковь удачно прошла через гонения и не дала Церкви горней ни одного мученика)))
И вот неаполитанский епископ Иоанн I (414-432 годы) обрел в Путеолах мощи Януария и перенес их в находящиеся севернее городских стен Неаполя катакомбы. С этого момента начинается слава Януария. Уже в 431 году о нем впервые упоминают письменные источники. В катакомбах (они очень скоро стали именоваться его именем: Сан-Дженнаро) находятся многочисленные изображения Януария, причем он, как и легко узнаваемые апостолы Петр и Павел, никогда не подписывается: его, очевидно, узнают «в лицо». Над гробницей Януария устраивается крипта епископов, в которой похоронены, судя по всему, все епископы — преемники Иоанна I, затем эта крипта становится пресвитерием огромной подземной базилики. Паломники прибывают, желающие быть похороненными рядом с мучеников — тоже (люди смертны).
И тут в 831 году происходит катастрофа: беневентский князь Сико (по-итальянски Sicone) осаждает Неаполь, хоть и неудачно, и забирает из катакомб мощи святого Януария. Неаполь, как мы помним, был полуавтономным дукатом (герцогством) Византии (см. здесь), а в Беневенто восседали лангобардские правители, желавшие вытеснить Византию с «сапога». А если добавить к этому, что Януарий был вообще-то епископом Беневенто, а Неаполь «присосался» к славе мученика, то действия Сико кажутся вполне объяснимыми. Лишившиеся главной святыни катакомбы Сан-Дженнаро постепенно приходя в упадок.
С этого момента судьба мощей распадается на две сюжетных линии.
3а. Голова святого Януария.
Этот ценнейший артефакт неаполитанцы сумели сохранить у себя. Одновременно со строительством нового кафедрального собора Карл II Хромой решил устроить и новый реликварий для святой головы. Около 1305 года провансальскими мастерами (Прованс также принадлежал Анжуйской династии) был изготовлен позолоченный серебряный реликварий в виде бюста, в голову которого (бюста, разумеется) и была помещена голова. Голову (вместе с реликварием, конечно) можно видеть в Сокровищнице святого Януария:

По мере того, как росла слава святого Януария, бюст все более украшался. Внимание: последующий абзац взят из местного путеводителя и лишь переведен мной на русский, поэтому за аутентичность местному письменному источнику отвечаю головой))) Хоть это и кажется невероятным, но
«В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами. В 1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье, состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:
— крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,

— крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,

— крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,

— крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий»
Только представьте себе, каким первым парнем казался Януарий в перенаселенном бедняками городе. При этом никто ни разу не посмел коснуться этих ценностей, настолько был велик страх перед святым покровителем. К сожалению, XX век породил чудовищ, ни во что не ставящих святого, и все эти бриллианты пришлось убрать подальше. Я был свято уверен, что именно эти побрякушки и показывают в музее Tesoro. Увы, это не так, поэтому идти туда в поисках золота-бриллиантов нет смысла.
3б. Мощи святого Януария.
Мощи, перенесенные, выражаясь языком официальном, а, если без церемоний, просто стибренные князем Сико, были помещены в кафедральном соборе Беневенто. В 1154 году (так в путеводителе, по логике истории — в 1156 году) сицилийский король Вильгельм I Злой победил папу Адриана IV (с XI века Беневенто принадлежал папам) и экспроприировал экспроприированное: мощи были перевезены в бенедиктинское аббатство Монтеверджине , где они и находились в безвестности. В 1497 году неаполитанский архиепископ Алессандро Караффа договорился с братом кардиналом Оливьеро, который был коммендатором аббатства, о возвращении мощей в Неаполь.
В настоящее время мощи находятся в крипте под главным алтарем собора. Там обустроен алтарь со стеклянной передней стенкой, куда и помещена терракотовая урна с костями:

В 1964 году мощи вскрывались и исследовались учеными. Установлено, что кости принадлежат мужчине средних лет, ростом 1,90 м; урна лангобардской работы  выполнена в VI-iX веках. Так что явных противоречий с изложенной историей не обнаружилось.
Я к моменту приезда в Неаполь был наслышан о культе святого Януария, поэтому-то и нахожусь по сию пору в легком недоумении. Никаких следов какого-то особого почитания: свечей, вотивных подношений и стоящих на коленях богомольцев я так и не обнаружил. Неаполь, с таким трудом добывший мощи своего покровителя, сосредоточил всю свою любовь к святому на еще одном любопытнейшем артефакте.
4. Кровь святого Януария.
Первое упоминание об этом артефакте относятся к 1389 году, когда по сообщению хроники 17 августа произошло необъяснимое чудо. Но по порядку.
Кровь святого Януария представляет собой нечто, находящееся в запаянных ампулах. Ампулы хранятся в Сокровищнице святого Януария в особом хранилище, за серебряными дверями (дар короля Карла II Испанского, последнего из Габсбургов), ключи от которых хранятся у нескольких человек. Три раза в году (19 сентября — день смерти святого, 16 декабря — день чудесного избавления Неаполя от извержения Везувия, суббота перед первым воскресеньем мая — память пересения мощей из Путеол в Неаполь) ампулы извлекают из хранилища и помещают рядом с главой Януария (п. 3а). Из некоторых источников следует, что главу и ампулу в эти дни переносят из собора в базилику Санта-Кьяра, другие источники об этом умалчивают, так что этот вопрос еще для меня не прояснился. Как бы то ни было, но после соединения двух артефактов (главы и ампулы) нечто,находящееся в ампуле, разжижается, а иногда вскипает. Это и есть знаменитое чудо святого Януария.
Сам я этого чуда не видал, на youtube.com полно роликов, можете глянуть.
5. Неаполь и святой Януарий — странное партнерство.
Взаимная любовь города и святого, как и полагается, увенчалась законным союзом))) В 1527 году напуганные ужасами эпидемии и войны неаполитанцы, в лице своих 6 представителей, подписали со святым Януарием (вот уж не решился бы я ставить подпись за святого, а ведь кто-то это сделал) договор. И даже заверили нотариально. Горожане пообещали святому воздвигнуть достойную капеллу для хранения реликвий, а святой обещал за это всяческую помощь и споспешествование. В 1608-1646 году неаполитанцы выполнили свою часть договора: Сокровищница была построена.
Сама по себе капелла оставляет странное впечатление. Она настолько перегружена барочной живописью и серебряными изделиями, что трудно сосредоточить свое внимание на чем-то конкретно. Здесь есть Доменикино, здесь есть Рибера, здесь есть Лафранко. Все это обрамлено серебром и золотом, ярко освещено; в общем — великолепно, по частям — и фотографировать нечего.
Каждая приходская церковь Неаполя прислала тогда в Сокровищницу серебрянный бюст своего приходского святого. Эта свита (51 серебряная статуя) следовала за реликвиями святого Януария во время торжественных процессий. Вернуть себе статую на время приход мог, только оставив залог в размере стоимости самой статуи. Большинство статуй по-прежнему стоят на посту по обе стороны от алтаря святого Януария, некоторые перемещены в музей.

Отдельные чудеса святого Януария, изображенные в Сокровищнице, вызывают восхищение, но некоторые истории я бы назвал стебными и, как бы помягче выразиться, попахивающие пусть не язычеством, но по крайней мере не-христианством. Вот, например, что произошло в 1631 году. Началось извержение Везувия, причем поток лавы направлялся к городу. Неаполитанцы бегут в собор с требованием поскорее извлечь из хранилища реликвии Януария и пойти с ними крестным ходом навстречу лаве. Как помним, двери хранилища нужно было открывать несколькими ключами, находившимися у разных честных людей. Проблема была в том, что сии достойные мужи давно сбежали, бросив обреченный город.на произвол стихии. Чтобы скрыть сей постыдный факт, каноник объявил собравшимся, что святой Януарий — прирожденный аристократ и не будет выходить из своего храма по требованию какой-то черни. В возмущенной толпе послышались крики, что в отличие от Януария Христос — приемный сын плотника, и Он-то несомненно поможет Неаполю. К такому повороту событий каноники были не готовы, и им пришлось взять Святые Дары и пойти навстречу гибели. Увы, продолжает легенда, Дары не помогли. И тут (внимание!) Януарий посрамил своих нетерпеливых подопечных. На пути лавы был мост со статуей святого, и вдруг на глазах паникеров статуя подняла руку, и… извержение прекратилось.
Не знаю, насколько эта история учит христиан быть христианами, но случившееся стало причиной установления третьего праздника в честь святого Януария — 16 декабря.

Я думаю, все читатели уже провел мысленные параллели с еще одним повторяющимся ежегодно событием, о нем же срамно и глаголати. Параллели можно проводить и далее. Как и в случае с БО, неслучившееся чудо предвещает, по мнению неаполитанцев, немыслимые бедствия. Такое несколько раз случалось: кровь святого Януария так и не вскипела накануне начала Второй Мировой,  перед последним крупным извержением Везувия в 1944 году и (только не смейтесь!) проигрышем Napoli в финале Кубка Италии. Поэтому если чудо почему-то запаздывает, в соборе поднимается шум и гвалт. Местные приходские ведьмы, называющие себя родственницами святого Януария, осыпают его немыслимой бранью. Обычно святой Януарий уступает таким необычным мольбам.

В истории был случай чуда не по расписанию. На рубеже 1798-1799 годов французская революционная армия генерала Шампионне овладела Неаполем, король Фердинанд IV бежал на Сицилию, и в городе была провозглашена Партенопейская республика. За республику и французов выступало незначительное меньшинство горожан, а большинство только и ждало случая расправиться с «вольтерианцами» (вкратце просходившее описано здесь: http://sibeaster.livejournal.com/31120.html). Тогда Шампионне приказал соборному духовенству выставить для поклонения ампулы с кровью святого Януария и молить его о незапланированном чуде, причем если чудо бы чудо не произошло, клирики подллежали расстрелу. Чудо произошло ко всеобщему ликованию 24 января 1799 года, после чего горожане поголовно стали республиканцами.
6. Вместо эпилога.
Как я уже говорил, чудо регулярно происходит по сей день три раза в год, по установленному расписанию. Попытки объяснить происходящее предпринимались неоднократно. Самым удачным было предположение, что в ампуле находится вещество, переходящее из твердого в жидкое состояние в результате встряхивания (неизбежно при извлечении из хранилища), но в таком случае неясно, почему иногда чудо так и не происходит. Защитники чуда утверждают, что на спектрограмме отчетливо видно присутствие внутри ампулы гемоглобина, а, значит, там действительно кровь. Отслеживание баталий защитников и противников чуда не входит в круг интересов автора этого рассказа, так что Вам, дорогие читатели, предоставляется возможность делать выводы самим. Или не делать никаких выводов. Тем более, что ампулы никогда не вскрывали. Тем более, что чудо продолжает регулярно совершаться.

Еще раз напомню, что музей Tesoro San Gennaro — очень дорогой, а ожидаемых сокровищ там почему-то не показывают. Вполне можно сэкономить трудовые евро, тем более, что в других местах их придется отдавать — иначе много интересного пропустите.

В следующий раз мы с тобой, читатель, пойдем по средней Декумане  — виа Трибунале и посмотрим таящую сюрпризы церковь Сан-Лоренцо-Маджоре. Строгая готика, величественные гробницы, античные развалины под ногами ничего не подозревающих прохожих ожидают и манят…

Чудеса святого священномученика Януария — Реалии нашей жизни — LiveJournal

Родился  в Неаполе. Был епископом Беневентийским. Схвачен во время гонения при Диоклетиане и приведен на суд к правителю Кампании (Средняя Италия) Тимофею.

За твердое исповедание христианской веры святителя по приказу языческого  правителя Тимофея   растянули на станке и били железными прутьями так, что обнажились кости.

Среди собравшейся толпы были святой диакон Фавст и святой чтец Дисидерий, которые плакали при виде страданий своего епископа. Язычники догадались, что они христиане, и бросили их в тюрьму города Путеолы , ныне итал. Поццуоли   вместе со священномучеником Ианнуарием. В той тюрьме находились заключенные ранее за исповедание Христа два диакона, святые Соссий и Прокул, и два мирянина — святые Евтихий и Акутион.

Имеются письменные свидетельства о почитании Януария и его соратников в Англии и Германии уже в VIII—IX веках.

Мощи святого Януария вначале находились в Итальянском городе Беневенто. Потом в монастыре Монтовержине, там где первоночально хранилась и Туринская плащаница. Там практически мощам не было ни какого почитания и в 1497 году мощи Януария были перенесены на родину святого епископа в город Неаполь.

В Неаполе всё это время оставалась глава святого Януария.

Таким образом, после 1497 года все реликвии святого Януария находятся в Неаполе. В 1964 году было произведено исследование мощей. Они были помещены в запечатанной овальной терракотовой урне лангобардской эпохи (VI — IX века), завёрнутой в бархатную ткань. Урна с надписью C(orpus) S(ancti) Ianuarii Ben(eventani) Epi(scopi) в свою очередь находилась в деревянном ларце, а последний — в бронзовом реликварии 1511 года. Сами мощи представляют собой хорошо сохранившиеся кости мужчины 35 — 40 лет, ростом около 1,90 м.

Мощи Януария хранятся в крипте Неапольского католического собора названого его именем.

Доступ к мощам святого осуществляется по двум лестницам по обе стороны от главного алтаря собора и является свободным за исключением времени богослужения на «верхнем» алтаре.

Глава святого, помещённая в реликварий — позолоченный серебряный бюст, находится в капелле Сокровищницы святого Януария, пристроенной к собору. В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами. В 1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье, состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:

— крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,

— крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,

— крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,

— крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий

Наконец самой известной реликвией святого являются две стеклянных ампулы, содержащие, по убеждению верующих, кровь святого Януария. Первым упоминанием об этой реликвии считается 17 августа 1389 года.

С 1667 года ампулы хранятся за алтарём капеллы Сокровищницы, в нише, закрытой двумя массивными серебряными дверями — даром Карла II Испанского.

Самым известным случаем покровительства Януария считается спасение Неаполя от извержения Везувия в 1631 году, красочно описанное в народных легендах. Поток лавы во время этого извержения направлялся прямо на город. Народ требовал вынести навстречу лаве мощи святого, но архиепископ и «депутаты Сокровищницы», хранившие ключи от ниши с реликвиями, уже бежали, и извлечь реликвии не было возможности. Тогда навстречу потоку лавы направился крестный ход со Святыми Дарами, но и эта процессия не помогла. Тогда молящиеся стали взывать к Януарию, и на их глазах лава остановилась. Этот рассказ как нельзя лучше свидетельствует об уверенности неаполитанцев в безграничной силе их покровителя. В честь спасения Неаполя от извержения установлен особый католический праздник 16 декабря.

Януарий с тех пор считается покровителем города Неаполя.

Известно ещё одно чудо. У женщины в Неаполе умер маленький сын и она обратилась за помощью к Януарию утешить её горе. Женщина взяла икону святого, положила на грудь покойного сына и ОН ВОСКРЕС.


Под престолом мощи святого Януария.
Но самое большое чудо святого Януария состоит в другом. В соборе Неаполя хранится не только голова и тело святого, но и его запекшияся кровь в сосуде собранная на месте казни.

При извлечении ампулы из сокровещницы и помещении её вблизи реликвария с главой Януария кровь в ампуле разжижается. Чудо собирает огромное количество паломников и любопытствующих.

Это чудо проимходит трижды в году, первую субботу мая (день  перенесения мощей в Неаполь), 19 сентября (день смерти святого) и 16 декабря (день остановки Везувия).

Известны случаи, когда чудо не совершалось в установленный день; такое событие считается предзнаменованием общественных бедствий. Так в XX веке чудо не произошло трижды: в 1939 году — перед началом Второй мировой войны, 1944 году — перед извержением Везувия, в 1980 году — перед сильным землетрясением с жертвами 3.000 человек. Не произошло чудо и в 1527 году, тогда в город пришла чума и погибло 40.000 человек.

В 2010 году Джузеппе Гераци, профессор факультета биологии Неаполитанского университета имени Фридриха II, после 4 лет исследований пришел к заключению, что в ампуле находится настоящая кровь.

В этот день в центре Неаполя происходит красочное шествие. Кровь святого Иануария иногда становится жидкой сразу, а иногда для этого требуются несколько дней молитв. Однако в мае 1976 года капсула была выставлена в соборе неделю, но чуда так и не произошло. В течение последних 400 лет наблюдалось еще около 80 разжижений помимо упомянутых дат. Отсутствие разжижения считается плохим предзнаменованием.

По-научному наблюдаемое чудо объяснить не удаётся. Темно-красная засохшая жидкость в сосудах может разжижаться до светло-красной, почти бурлящей субстанции. Феномен не зависит от температуры, вес изменяется примерно на 27 г.

Многие скептики ищут объяснения чудес святого Януария, но учёные этот феномен до сих пор не могут объяснить.

Святой Януарий — Википедия с видео // WIKI 2

Собор Св. Януария в Неаполе

Собор Св. Януария в Неаполе

Мощи св. Януария (крипта собора в Неаполе)

Святой Януарий (лат. Januarius, итал. San Gennaro, Ианнуарий церковнослав. Ианнуарий) — священномученик, почитаемый Католической и Православной Церквами, покровитель Неаполя, известный регулярно происходящим чудом.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/2

    Просмотров:

    7 919

    31 582

  • ✪ ЭТО ПРАВДА? Чудо крови святого Януария

  • ✪ ПРАЗДНИК СВЯТОГО ЙОРГЕНА. ЧУДА!!!

Содержание

Житие и источники

Впервые о Януарии упоминается в послании Урания к Пакату (431 год), автор текста рассказывает о явлении Януария, «

одновременно епископа и мученика, прославившего церковь города Неаполя» умиравшему Павлину Ноланскому. Наиболее ранним источником, подробно рассказывающим о жизни и мученичестве Януария, является мученические акты «Acta bononiensia» (Болонские акты, VI-VII века) и их расширенная версия — Ватиканские акты (VIII — IX века). Согласно этим актам, Януарий происходил из аристократической семьи из Беневенто, в юном возрасте стал христианином, затем ещё молодым человеком стал первым епископом Беневенто. Во время великого гонения при императоре Диоклетиане Януарий регулярно посещал брошенных в темницу Поццуоли диаконов Созия и Прокла, совместно с ними совершал там литургию. Во время одного из таких богослужений Януарий был арестован. Затем епископ, а также диаконы Созий, Прокл, Фест, чтец Дезидерий и миряне Акуций и Евтихий были последовательно: брошены в печь, но остались невредимыми; отданы на съедение зверям в цирке Поццуоли, но звери не тронули их; наконец, были обезглавлены (305 год). В момент кончины Януарию было около 30 лет.

Имя Януария упоминается уже в V веке в Мартирологе Иеронима (память Януария и пострадавших с ним мучеников там отмечена под восемью различными датами), в VI веке — в Карфагенском календаре (дважды: Януарий — 19 сентября, Соссий — 23 сентября). Имеются письменные свидетельства о почитании Януария и его соратников в Англии и Германии уже в VIII—IX веках. В Риме начало почитания Януария, Соссия и других мучеников связывается с папой Симмахом.

В IX веке «Gesta episcoporum Neapolitanorum» рассказывает с подробностями историю обретения и перенесения мощей святого, произошедшие в V веке, а календарь неаполитанской церкви указывает два дня памяти Януария — 13 апреля (перенесение мощей из Поццуоли в катакомбы Сан-Дженнаро в Неаполе) и 19 сентября (мученичество).

Важным свидетельством почитания святого являются его многочисленные изображения в катакомбах Сан-Дженнаро, самые ранние из которых относятся к VI веку. Примечательно, что все прочие святые изображены в катакомбах с поясняющими надписями, и лишь Януарий — без всяких пояснений. Таким образом, образ Януария к этому моменту был настолько узнаваем, что не нуждался в комментариях.

Реликвии святого Януария

Судьба мощей

По сообщению «Gesta episcoporum Neapolitanorum», мощи святого Януария были первоначально тайно погребены в Поццуоли, а неаполитанский епископ Иоанн I (занимал кафедру в 414-432 годах) обнаружил их и перенёс в катакомбы Сан-Дженнаро, находившиеся у подножия холма Каподимонте, к северу от Неаполя. Эти катакомбы с тех пор носят имя святого Януария (Сан-Дженнаро). О пребывании в катакомбах почитаемых мощей говорят многочисленные мозаики и фрески с изображением святого в аркосолиях. В VI веке у входа в верхний уровень катакомб была сооружена так называемая Большая базилика (сейчас называется San Gennaro extra Moenia, то есть «за стенами»), алтарь которой находился над гробницей священномученика. В 1973 году археолог

Умберто Фазола обнаружил место пребывания мощей святого в катакомбах, окружённое многочисленными гробницами неаполитанских епископов.

В 831 году беневентский князь Сико, напав на Неаполь, перевёз мощи Януария в Беневенто. Около 1154 года сицилийский король Вильгельм I Злой, нанеся поражение владевшему Беневенто папе Адриану IV, приказал перевести мощи в монастырь Монте-Верджине, где о них практически забыли. В 1497 году кардинал-архиепископ Неаполя Алессандро Карафа перенёс их в Неаполь.

В Неаполе всё это время оставалась глава святого Януария. Для её хранения в 1305 году на средства короля Карла II Хромого тремя провансальскими мастерами был изготовлен позолоченный серебряный бюст, в течение XVIII века великолепно украшенный неаполитанскими монархами.

Таким образом, после 1497 года все реликвии святого Януария находятся в Неаполе. В 1964 году было произведено исследование мощей. Они были помещены в запечатанной овальной терракотовой урне лангобардской эпохи (VI — IX века), завёрнутой в бархатную ткань. Урна с надписью C(

orpus) S(ancti) Ianuarii Ben(eventani) Epi(scopi), в свою очередь, находилась в деревянном ларце, а последний — в бронзовом реликварии 1511 года. Сами мощи представляют собой хорошо сохранившиеся кости мужчины 35 — 40 лет, ростом около 1,90 м.

Почитаемые реликвии и место их хранения

Святой Януарий

Мощи святого Януария хранятся в алтаре крипты кафедрального собора Неаполя (перестроена в 1497 — 1508 годах) . Доступ к ним осуществляется по двум лестницам по обе стороны от главного алтаря собора и является свободным за исключением времени богослужения на «верхнем» алтаре.

Глава святого, помещённая в реликварий — позолоченный серебряный бюст, — находится в капелле Сокровищницы святого Януария, пристроенной к собору. В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами. В 1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье, состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:

— крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,

— крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,

— крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,

— крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий

Драгоценности, преподнесённые Януарию, в обычное время хранятся в музее собора, а сам бюст доступен для свободного обозрения в капелле Сокровищницы.

Наконец, самой известной реликвией святого являются две стеклянных ампулы, содержащие, по убеждению верующих, кровь святого Януария. Первым упоминанием об этой реликвии считается сообщение хроники Chronicon Siculum от 17 августа 1389 года, в котором содержится восторженный рассказ о чуде, связанном с кровью Януария. С 1667 года ампулы хранятся за алтарём капеллы Сокровищницы, в нише, закрытой двумя массивными серебряными дверями — даром Карла II Испанского.

Сокровищница святого Януария и почитание святого неаполитанцами

В 1526-1527 годах Неаполь перенёс тяготы проходившей на территории Неаполитанского королевства войны между Францией и Испанией, а затем город был поражён эпидемией. 13 января 1527 года неаполитанцы в лице 6 «избранных» (5 от аристократии и 1 от буржуазии) принесли обет святому Януарию воздвигнуть новую часовню в его честь в обмен на постоянное покровительство святого. Обет был оформлен письменно, скреплён подписями «избранных» и заверен нотариально. Таким образом, неаполитанцы связали своего покровителя подобием договора. В период между 1608-1646 годами новая часовня, получившая название Сокровищницы святого Януария, была построена. О серьёзности неаполитанцев в исполнении обета говорят их отказ от предложенной женой вице-короля (испанкой) денежной помощи и отстранение от работ в часовне всех художников — не неаполитанцев.

Помимо бюста святого Януария, в Сокровищнице были помещены статуи 51 святого, которым посвящены другие храмы Неаполя. В процессиях в честь святого Януария эти статуи выполняли роль «свиты святого». Храмы могли получить назад статую своего святого только на время под залог полной стоимости статуи.

Сама Сокровищница является признанным шедевром барокко, украшена фресками Доминикино, Риберы, Ланфранко, массивными серебряными дверями работы Фанзаго.

В течение XVI-XVIII века почитание святого Януария стало настоящим народным культом неаполитанцев. Все события неаполитанской истории так или иначе связаны в народном сознании с заступничеством святого покровителя. Правители Неаполя также поддерживали и разделяли этот народный культ. Так, Карл VII, считавший свою победу при Веллетри над австрийцами заслугой Януария, пожаловал святому военный чин командора.

Самым известным случаем покровительства Януария считается спасение Неаполя от извержения Везувия в 1631 году, красочно описанное в народных легендах. Поток лавы во время этого извержения направлялся прямо на город. Народ требовал вынести навстречу лаве реликвии святого, но архиепископ и «депутаты Сокровищницы», хранившие ключи от ниши с реликвиями, уже бежали, и извлечь реликвии не было возможности. Тогда навстречу потоку лавы направился крестный ход со Святыми Дарами, но и эта процессия не помогла. Тогда молящиеся стали взывать к Януарию, и на их глазах рука каменной статуи святого Януария, стоявшей на мосту, поднялась и одним жестом остановила извержение. Этот рассказ как нельзя лучше свидетельствует об уверенности неаполитанцев в безграничной силе их покровителя. В честь спасения Неаполя от извержения установлен особый праздник 16 декабря.

В 1799 году королевская власть предприняла попытку лишить Януария статуса покровителя города за «измену». Обстоятельства этой «измены» не менее ярко свидетельствуют об особом отношении неаполитанцев к своему святому. В январе 1799 года французская армия под командованием генерала Жана Шампионне овладела Неаполем, король Фердинанд IV бежал, и здесь была провозглашена Партенопейская республика. Чтобы добиться симпатии роялистски настроенного населения, Шампионне потребовал от клириков собора совершения внеочередного чуда святого Януария. Французские солдаты проникли в ризницу и угрожали клирикам расстрелом, и чудо действительно совершилось 24 января 1799 года. Приняв чудо как знак симпатии святого французам, неаполитанцы шумно приветствовали установление республики. В том же году армия санфедистов под командованием кардинала Руффо заняла Неаполь и восстановила королевскую власть. Руффо объявил, что ему во сне явился святой Антоний Падуанский, принявший решение стать покровителем города вместо изменника Януария. В ходе торжественной церемонии Антоний был провозглашён новым патроном Неаполя, а Януарий со своими реликвиями изгнан. Впрочем, вскоре народное благочестие заставило короля вернуть Януарию его законный «пост» покровителя города.

Чудо святого Януария

Святой Януарий известен в католическом мире чудом, регулярно происходящим на его реликвиях. Первое упоминание об этом чуде относится к 17 августа 1389 года.

Сутью чуда является разжижение, а иногда даже вскипание хранящейся в закрытой ампуле засохшей жидкости, считающейся кровью святого Януария. В обычное время ампула с кровью находится в закрытой серебряными дверями нише в Сокровищнице святого Януария. При извлечении ампулы и помещении её вблизи реликвария с главой Януария кровь в ампуле разжижается. Чудо собирает огромное количество паломников и любопытствующих.

В настоящее время чудо совершается трижды в год:

  • суббота перед первым воскресением мая — первое перенесение мощей Януария из Поццуоли в Неаполь (V век), глава и ампула с кровью, вместе со статуями святых из «свиты Януария» переносятся крестным ходом из кафедрального собора в Санта-Кьяра, где они пребывают в течение 8 дней. Красочная процессия («Шествие с гирляндами») в этот день проводится с 1337 года;
  • 19 сентября — мученичество святого Януария (305), глава и ампула с кровью выставляются на почитание верующим на 8 дней,
  • 16 декабря — спасение Неаполя от извержения Везувия (1631 год), глава и ампула с кровью выставляются для почитания на 1 день.

Известны случаи, когда чудо не совершалось в установленный день; такое событие считается предзнаменованием общественных бедствий. Так, в XX веке чудо не произошло трижды: в 1939 году — перед началом Второй мировой войны, в 1944 году — перед извержением Везувия, в 1980 году — перед сильным землетрясением. Чуда не произошло и в день памяти святого в 2016 году перед мощным землетрясением в Мексике[1].

Научные исследования

Хотя католическая церковь всегда поддерживала праздник, она никогда не давала официального подтверждения чуда, придерживаясь нейтральной позиции относительно научных исследований феномена[2]. Церковь отказалась передать образцы содержимого запечатанной ампулы для исследования[3], в связи с чем доступен лишь спектральный анализ. Спектрографические исследования, проведённые дважды (1902 и 1988)[4], показали следы гемоглобина и продуктов его распада в веществе, хранящемся в ампуле. Однако спектрография позволяет оценить состав лишь приблизительно, и надёжность этих двух исследований ставится под сомнение[5].

Проведённое в 1900 и 1904 годах взвешивание показало, что во время чуда вес ампулы меняется на 28 граммов. Однако позднейшие более точные измерения, проведённые через пять лет, изменения веса не показали[5].

Известно множество гипотез, объясняющих чудо. В основном они связывают чудо с особым характером вещества, находящегося в ампуле, которое переходит в жидкое состояние под влиянием изменения температуры, светового потока или тряски, сопровождающей извлечение ампулы из ниши.

В 1992 году итальянские ученые получили «кровь Святого Януария» в лабораторных условиях[6]. Все использованные материалы и процессы были известны в средневековье. Тиксотропный бурый гель основного оксида железа FeO(OH) становился жидким при встряхивании. Спектр поглощения полученной смеси был аналогичен спектру поглощения старой крови.

В 2010 году Джузеппе Гераци, профессор факультета биологии Неаполитанского университета, после 4 лет исследований пришел к заключению, что в ампуле присутствует кровь. Он воспроизвёл феномен перед аудиторией, используя свою собственную кровь, завершив демонстрацию словами: «это просто кровь, а не чудо»[7]. Как и у других исследователей, доступа к содержимому ампулы у него не было. Его выводы отчасти построены на изучении аналогичной капсулы из Eremo dei Camaldoli, относящейся к XVIII веку[8].

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Видео
Святой Януарий Эта страница в последний раз была отредактирована 29 мая 2020 в 19:28.

Святой Януарий — Википедия

Собор Св. Януария в Неаполе Мощи св. Януария (крипта собора в Неаполе)

Святой Януарий (лат. Januarius, итал. San Gennaro, Ианнуарий церковнослав. Ианнуарий) — священномученик, почитаемый Католической и Православной Церквами, покровитель Неаполя, известный регулярно происходящим чудом.

Житие и источники

Впервые о Януарии упоминается в послании Урания к Пакату (431 год), автор текста рассказывает о явлении Януария, «одновременно епископа и мученика, прославившего церковь города Неаполя» умиравшему Павлину Ноланскому. Наиболее ранним источником, подробно рассказывающим о жизни и мученичестве Януария, является мученические акты «Acta bononiensia» (Болонские акты, VI-VII века) и их расширенная версия — Ватиканские акты (VIII — IX века). Согласно этим актам, Януарий происходил из аристократической семьи из Беневенто, в юном возрасте стал христианином, затем ещё молодым человеком стал первым епископом Беневенто. Во время великого гонения при императоре Диоклетиане Януарий регулярно посещал брошенных в темницу Поццуоли диаконов Созия и Прокла, совместно с ними совершал там литургию. Во время одного из таких богослужений Януарий был арестован. Затем епископ, а также диаконы Созий, Прокл, Фест, чтец Дезидерий и миряне Акуций и Евтихий были последовательно: брошены в печь, но остались невредимыми; отданы на съедение зверям в цирке Поццуоли, но звери не тронули их; наконец, были обезглавлены (305 год). В момент кончины Януарию было около 30 лет.

Имя Януария упоминается уже в V веке в Мартирологе Иеронима (память Януария и пострадавших с ним мучеников там отмечена под восемью различными датами), в VI веке — в Карфагенском календаре (дважды: Януарий — 19 сентября, Соссий — 23 сентября). Имеются письменные свидетельства о почитании Януария и его соратников в Англии и Германии уже в VIII—IX веках. В Риме начало почитания Януария, Соссия и других мучеников связывается с папой Симмахом.

В IX веке «Gesta episcoporum Neapolitanorum» рассказывает с подробностями историю обретения и перенесения мощей святого, произошедшие в V веке, а календарь неаполитанской церкви указывает два дня памяти Януария — 13 апреля (перенесение мощей из Поццуоли в катакомбы Сан-Дженнаро в Неаполе) и 19 сентября (мученичество).

Важным свидетельством почитания святого являются его многочисленные изображения в катакомбах Сан-Дженнаро, самые ранние из которых относятся к VI веку. Примечательно, что все прочие святые изображены в катакомбах с поясняющими надписями, и лишь Януарий — без всяких пояснений. Таким образом, образ Януария к этому моменту был настолько узнаваем, что не нуждался в комментариях.

Реликвии святого Януария

Судьба мощей

По сообщению «Gesta episcoporum Neapolitanorum», мощи святого Януария были первоначально тайно погребены в Поццуоли, а неаполитанский епископ Иоанн I (занимал кафедру в 414-432 годах) обнаружил их и перенёс в катакомбы Сан-Дженнаро, находившиеся у подножия холма Каподимонте, к северу от Неаполя. Эти катакомбы с тех пор носят имя святого Януария (Сан-Дженнаро). О пребывании в катакомбах почитаемых мощей говорят многочисленные мозаики и фрески с изображением святого в аркосолиях. В VI веке у входа в верхний уровень катакомб была сооружена так называемая Большая базилика (сейчас называется San Gennaro extra Moenia, то есть «за стенами»), алтарь которой находился над гробницей священномученика. В 1973 году археолог Умберто Фазола обнаружил место пребывания мощей святого в катакомбах, окружённое многочисленными гробницами неаполитанских епископов.

В 831 году беневентский князь Сико, напав на Неаполь, перевёз мощи Януария в Беневенто. Около 1154 года сицилийский король Вильгельм I Злой, нанеся поражение владевшему Беневенто папе Адриану IV, приказал перевести мощи в монастырь Монте-Верджине, где о них практически забыли. В 1497 году кардинал-архиепископ Неаполя Алессандро Карафа перенёс их в Неаполь.

В Неаполе всё это время оставалась глава святого Януария. Для её хранения в 1305 году на средства короля Карла II Хромого тремя провансальскими мастерами был изготовлен позолоченный серебряный бюст, в течение XVIII века великолепно украшенный неаполитанскими монархами.

Таким образом, после 1497 года все реликвии святого Януария находятся в Неаполе. В 1964 году было произведено исследование мощей. Они были помещены в запечатанной овальной терракотовой урне лангобардской эпохи (VI — IX века), завёрнутой в бархатную ткань. Урна с надписью C(orpus) S(ancti) Ianuarii Ben(eventani) Epi(scopi), в свою очередь, находилась в деревянном ларце, а последний — в бронзовом реликварии 1511 года. Сами мощи представляют собой хорошо сохранившиеся кости мужчины 35 — 40 лет, ростом около 1,90 м.

Почитаемые реликвии и место их хранения

Мощи святого Януария хранятся в алтаре крипты кафедрального собора Неаполя (перестроена в 1497 — 1508 годах) . Доступ к ним осуществляется по двум лестницам по обе стороны от главного алтаря собора и является свободным за исключением времени богослужения на «верхнем» алтаре.

Глава святого, помещённая в реликварий — позолоченный серебряный бюст, — находится в капелле Сокровищницы святого Януария, пристроенной к собору. В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами. В 1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье, состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:

— крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,

— крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,

— крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,

— крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий

Драгоценности, преподнесённые Януарию, в обычное время хранятся в музее собора, а сам бюст доступен для свободного обозрения в капелле Сокровищницы.

Наконец, самой известной реликвией святого являются две стеклянных ампулы, содержащие, по убеждению верующих, кровь святого Януария. Первым упоминанием об этой реликвии считается сообщение хроники Chronicon Siculum от 17 августа 1389 года, в котором содержится восторженный рассказ о чуде, связанном с кровью Януария. С 1667 года ампулы хранятся за алтарём капеллы Сокровищницы, в нише, закрытой двумя массивными серебряными дверями — даром Карла II Испанского.

Сокровищница святого Януария и почитание святого неаполитанцами

В 1526-1527 годах Неаполь перенёс тяготы проходившей на территории Неаполитанского королевства войны между Францией и Испанией, а затем город был поражён эпидемией. 13 января 1527 года неаполитанцы в лице 6 «избранных» (5 от аристократии и 1 от буржуазии) принесли обет святому Януарию воздвигнуть новую часовню в его честь в обмен на постоянное покровительство святого. Обет был оформлен письменно, скреплён подписями «избранных» и заверен нотариально. Таким образом, неаполитанцы связали своего покровителя подобием договора. В период между 1608-1646 годами новая часовня, получившая название Сокровищницы святого Януария, была построена. О серьёзности неаполитанцев в исполнении обета говорят их отказ от предложенной женой вице-короля (испанкой) денежной помощи и отстранение от работ в часовне всех художников — не неаполитанцев.

Помимо бюста святого Януария, в Сокровищнице были помещены статуи 51 святого, которым посвящены другие храмы Неаполя. В процессиях в честь святого Януария эти статуи выполняли роль «свиты святого». Храмы могли получить назад статую своего святого только на время под залог полной стоимости статуи.

Сама Сокровищница является признанным шедевром барокко, украшена фресками Доминикино, Риберы, Ланфранко, массивными серебряными дверями работы Фанзаго.

В течение XVI-XVIII века почитание святого Януария стало настоящим народным культом неаполитанцев. Все события неаполитанской истории так или иначе связаны в народном сознании с заступничеством святого покровителя. Правители Неаполя также поддерживали и разделяли этот народный культ. Так, Карл VII, считавший свою победу при Веллетри над австрийцами заслугой Януария, пожаловал святому военный чин командора.

Самым известным случаем покровительства Януария считается спасение Неаполя от извержения Везувия в 1631 году, красочно описанное в народных легендах. Поток лавы во время этого извержения направлялся прямо на город. Народ требовал вынести навстречу лаве реликвии святого, но архиепископ и «депутаты Сокровищницы», хранившие ключи от ниши с реликвиями, уже бежали, и извлечь реликвии не было возможности. Тогда навстречу потоку лавы направился крестный ход со Святыми Дарами, но и эта процессия не помогла. Тогда молящиеся стали взывать к Януарию, и на их глазах рука каменной статуи святого Януария, стоявшей на мосту, поднялась и одним жестом остановила извержение. Этот рассказ как нельзя лучше свидетельствует об уверенности неаполитанцев в безграничной силе их покровителя. В честь спасения Неаполя от извержения установлен особый праздник 16 декабря.

В 1799 году королевская власть предприняла попытку лишить Януария статуса покровителя города за «измену». Обстоятельства этой «измены» не менее ярко свидетельствуют об особом отношении неаполитанцев к своему святому. В январе 1799 года французская армия под командованием генерала Жана Шампионне овладела Неаполем, король Фердинанд IV бежал, и здесь была провозглашена Партенопейская республика. Чтобы добиться симпатии роялистски настроенного населения, Шампионне потребовал от клириков собора совершения внеочередного чуда святого Януария. Французские солдаты проникли в ризницу и угрожали клирикам расстрелом, и чудо действительно совершилось 24 января 1799 года. Приняв чудо как знак симпатии святого французам, неаполитанцы шумно приветствовали установление республики. В том же году армия санфедистов под командованием кардинала Руффо заняла Неаполь и восстановила королевскую власть. Руффо объявил, что ему во сне явился святой Антоний Падуанский, принявший решение стать покровителем города вместо изменника Януария. В ходе торжественной церемонии Антоний был провозглашён новым патроном Неаполя, а Януарий со своими реликвиями изгнан. Впрочем, вскоре народное благочестие заставило короля вернуть Януарию его законный «пост» покровителя города.

Чудо святого Януария

Святой Януарий известен в католическом мире чудом, регулярно происходящим на его реликвиях. Первое упоминание об этом чуде относится к 17 августа 1389 года.

Сутью чуда является разжижение, а иногда даже вскипание хранящейся в закрытой ампуле засохшей жидкости, считающейся кровью святого Януария. В обычное время ампула с кровью находится в закрытой серебряными дверями нише в Сокровищнице святого Януария. При извлечении ампулы и помещении её вблизи реликвария с главой Януария кровь в ампуле разжижается. Чудо собирает огромное количество паломников и любопытствующих.

В настоящее время чудо совершается трижды в год:

  • суббота перед первым воскресением мая — первое перенесение мощей Януария из Поццуоли в Неаполь (V век), глава и ампула с кровью, вместе со статуями святых из «свиты Януария» переносятся крестным ходом из кафедрального собора в Санта-Кьяра, где они пребывают в течение 8 дней. Красочная процессия («Шествие с гирляндами») в этот день проводится с 1337 года;
  • 19 сентября — мученичество святого Януария (305), глава и ампула с кровью выставляются на почитание верующим на 8 дней,
  • 16 декабря — спасение Неаполя от извержения Везувия (1631 год), глава и ампула с кровью выставляются для почитания на 1 день.

Известны случаи, когда чудо не совершалось в установленный день; такое событие считается предзнаменованием общественных бедствий. Так, в XX веке чудо не произошло трижды: в 1939 году — перед началом Второй мировой войны, в 1944 году — перед извержением Везувия, в 1980 году — перед сильным землетрясением. Чуда не произошло и в день памяти святого в 2016 году[1].

Научные исследования

Хотя католическая церковь всегда поддерживала праздник, она никогда не давала официального подтверждения чуда, придерживаясь нейтральной позиции относительно научных исследований феномена[2]. Церковь отказалась передать образцы содержимого запечатанной ампулы для исследования[3], в связи с чем доступен лишь спектральный анализ. Спектрографические исследования, проведённые дважды (1902 и 1988)[4], показали следы гемоглобина и продуктов его распада в веществе, хранящемся в ампуле. Однако спектрография позволяет оценить состав лишь приблизительно, и надёжность этих двух исследований ставится под сомнение[5].

Проведённое в 1900 и 1904 годах взвешивание показало, что во время чуда вес ампулы меняется на 28 граммов. Однако позднейшие более точные измерения, проведённые через пять лет, изменения веса не показали[6].

Известно множество гипотез, объясняющих чудо. В основном они связывают чудо с особым характером вещества, находящегося в ампуле, которое переходит в жидкое состояние под влиянием изменения температуры, светового потока или тряски, сопровождающей извлечение ампулы из ниши.

В 1992 году итальянские ученые получили «кровь Святого Януария» в лабораторных условиях[7]. Все использованные материалы и процессы были известны в средневековье. Тиксотропный бурый гель основного оксида железа FeO(OH) становился жидким при встряхивании. Спектр поглощения полученной смеси был аналогичен спектру поглощения старой крови.

В 2010 году Джузеппе Гераци, профессор факультета биологии Неаполитанского университета, после 4 лет исследований пришел к заключению, что в ампуле присутствует кровь. Он воспроизвёл феномен перед аудиторией, используя свою собственную кровь, завершив демонстрацию словами: «это просто кровь, а не чудо»[8]. Как и у других исследователей, доступа к содержимому ампулы у него не было. Его выводы отчасти построены на изучении аналогичной капсулы из Eremo dei Camaldoli, относящейся к XVIII веку[9].

См. также

Литература

Ссылки

Видео

Примечания

Что такое «Чудо святого Януария» и где его можно посмотреть | Вопрос-Ответ

Кем был святой Януарий

Святой Януарий – священномученик, почитаемый как католиками, так и православными христианами.

Святой Януарий Святой Януарий. Фото wikipedia.org

Януарий жил в конце III – начале IV века н.э. Он происходил из аристократической семьи, но еще в молодости принял христианство и стал первым епископом Беневенто, города в итальянском регионе Кампания.

Во время правления римского императора Диоклетиана Януарий подвергся гонениям за свою веру. Его и его сподвижников арестовали и пытались сжечь в печи, но они остались целы. Затем их отдали на растерзание львам, но звери не стали на них нападать. В конечном итоге было решено отрубить Януарию и другим христианам голову. Произошло это 19 сентября 305 года.

Чудо крови

Святой Януарий традиционно считается покровителем Неаполя. В кафедральном соборе этого города уже несколько столетий находятся его мощи и реликвии.

Собор Св. Януария в Неаполе Собор Св. Януария в Неаполе. Фото wikipedia.org

Одна из главных реликвий – это два сосуда с кровью святого. Считается, что ее собрала благочестивая христианка после его казни.

Сотни паломников приезжают в Неаполь, чтобы стать свидетелями чуда. Засохшая кровь в закрытых ампулах вновь становится жидкой и иногда даже закипает.

Чудо происходит трижды в год — 19 сентября в день мученичества святого Януария, 16 декабря в день спасения Неаполя от извержения Везувия в 1631 году, а также в субботу перед первым воскресеньем мая в день первого перенесения мощей святого в Неаполь.

Чудесное сжижение крови святого Януария Чудесное сжижение крови святого Януария. Фото wikipedia.org

После 19 сентября кровь обыкновенно остается жидкой еще 8 дней и выставляется для поклонения верующим. Затем она опять густеет.

Неаполитанцы всегда ждут этого чуда. Оно считается знаком того, что святой все еще любит город. Однако если чуда не происходит, и кровь святого Януария не меняет своего состояния, это считается плохим знаком. Ранее в годы, когда чуда не было, происходили землетрясения и эпидемии, начинались войны. 

 

Смотрите также:

Святой Януарий как неаполитанская сокровищница

В Неаполе открылась экспозиция сокровищ Святого Януария. Многие искусствоведы считают неаполитанскую сокровищницу, в которой более двадцати тысяч предметов, крупнейшим в мире собранием драгоценностей. Нынешняя экспозиция включает 150 наиболее ценных и редких экспонатов, многие из которых хранятся в банковских сейфах – в буквальном смысле слова за семью печатями.

Святой Януарий в 305 году новой эры, в период гонений на христиан императором Диоклетианом, был приговорен к смертной казни через обезглавливание. После приведения приговора в исполнение, при переносе останков христианского мученика в катакомбы Каподимонте произошло чудо – разжижение крови святого, которую собрали в ампулу после его казни. С той поры святой Януарий, мощи которого ныне покоятся в крипте собора Неаполя, стал покровителем города. Кроме мощей в неаполитанском соборе хранится также ампула с жидкостью, считающейся кровью святого Януария. Три раза в год кровь разжижается под крики верующих «у сангуе» – «кровь». Это чудо собирает огромное число паломников и любопытствующих. Если кровь разжижается – значит, у неаполитанцев все будет благополучно. В противном случае следует ждать бедствий: чуда не произошло в 1939 году, накануне Второй мировой войны, в 1944 году – перед извержением Везувия, и в 1980 году – перед сильным землетрясением.

Сокровищница Святого Януария считается наиболее древним и богатым собранием даров верующих христианскому святому. Согласно оценкам, опубликованным в 2010 году, сокровищница святого Януария не имеет равных в мире – она больше и ценнее сокровищ британской короны и сокровищ российских императоров. Всего собрание даров насчитывает 21 тысячу 620 предметов. Самым ценным предметом является ожерелье из чистого золота, состоящее из 13 подвесок, украшенных 700 брильянтами, 276 рубинами и 92 изумрудами. Еще одним уникальным экспонатом является епископская митра из чистого золота и серебра, украшенная почти четырьмя тысячами драгоценных камней.

Далеко не все дары верующих автоматически попадают в сокровищницу. Критерии отбора очень строги: дар должен обладать не только высокой ювелирной, но и уникальной художественной ценностью. Сокровищница Святого Януария не имеет себе равных еще и потому, что за свою более чем семивековую историю ни разу не подверглась разграблению или распродаже. Единственная попытка выкрасть сокровища Святого Януария была предпринята в кинокомедии итальянского режиссера Дино Ризи «Операция «Святой Януарий», да и та окончилась полным провалом. Несмотря на войны, мятежи, нашествия иностранных завоевателей, многочисленные смены власти и стихийные бедствия, сокровищница Святого Януария всегда оставалась единой и неделимой. Даже Наполеон Бонапарт, повсеместно в Италии экспроприировавший художественные ценности, не только не покусился на сокровищницу Святого Януария, но через мужа своей сестры, маршала и неаполитанского короля Иоахима Мюрата внес свой личный вклад в сокровищницу – дароносицу изумительной красоты.

О популярных в Италии культах католических в интервью РС рассказывает итальянский католический журналист Джованни Бенси:

– Святой Януарий очень почитаем в Неаполе. Культ этого святого порой даже принимает несколько языческие формы, однако церковь поддерживает все это, потому что есть древняя традиция его почитания.

– А кто «главный святой» для всей Италии? Может быть, Антоний Падуанский? Или кто-то еще?

– Антоний Падуанский, безусловно, один из самых почитаемых святых в Италии. Это человек, который отправился в Африку проповедовать христианство мусульманам, но, тяжело заболев, вынужден был вернуться домой, в Португалию. Однако в пути его корабль попал в жестокий шторм и был прибит к берегам Италии. Антоний Падуанский увидел в этом божий промысел, и решил остаться в Италии, где основал монастырь и кафедральный собор в Падуе. Он считается большим чудотворцем. В Италии его почитают гораздо больше, чем Святого Януария.

Очень важен для верующих и Святой Николай – Николай Чудотворец, Николай Мирликийский, особо почитаемый в городе Бари в районе Апулия. В XI веке останки этого святого были перевезены в Италию торговцами, которые хотели спасти его мощи от нашествия иноверцев. Поскольку Николай Мирликийский широко почитается и в России (Никола зимний, Никола вещий и т.д.) город Бари принято называть городом совместного почитания Святого Николая. Совсем недавно Италия передала церковь Святого Николая в ведение Московской патриархии. Между прочим, тут есть и другая историческая параллель – Церковь Святого Николая в Бари была построена по проекту того же архитектора Щусева, который спроектировал Мавзолей Ленина в Москве.

– А кого из женщин-великомучениц особо почитают в католической Италии?

– Например, Святую Розалию, покровительницу города Палермо, столицы Сицилии. Дело в том, что своей покровительницей ее считают и мафиози. По традиции итальянская мафия считает себя весьма набожной, и когда проводятся различные церемонии, скажем так, «посвящения в мафиози», на них обязательно присутствуют иконы или статуи Святой Розалии. Церковь, конечно, это осуждает, но такая традиция есть.

– Чему тот или иной святой, прежде всего, обязан своей популярностью – какой-то народной религиозной традиции?

– Есть святой в Италии, который пользуется огромной популярностью. Это, можно сказать, наш современник – отец Пио из Пьетрельчины, который умер лишь несколько лет тому назад и был причислен к лику блаженных. Отец Пио из Пьетрельчины основал духовно-религиозно-медицинский центр в Апулии. На пожертвования, которые он собирал, была построена огромная больница. Отец Пио считается чудотворцем. У него были стигматы – знаки мук Христовых на теле, после появления которых он стал особо почитаем. Стигматы, впрочем, исчезли вскоре после того, как он умер. Считается, что отец Пио совершил множество чудес, не все из которых признаны. То же самое можно сказать и о каких-то древних святых – именно слава чудотворцев и способствует, в первую очередь, тому, что святые становятся особо почитаемы в народе.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы «Время Свободы» читайте на странице «Подводим итоги с Андреем Шарым»

Базилика и катакомбы Святого Януария в Неаполе

Гора Каподимонте встречает вас впечатляющей базиликой и несколькими очень длинными подземными переходами.

Добавить в мой гид

Подземный опыт.

Между II и III веками на окраине города и на вершине горы Каподимонте эти очень длинные подземные ходы были построены с целью оставить место для останков жителей города.Хотя это правда, что оно стало главным кладбищем города, большая часть проходов была зарезервирована для более выдающихся и известных людей, таких как Сан Агрипина, который был епископом и святым покровителем Неаполя, или Януарий, епископ Бенавенто. На самом деле, все эти гробницы тщательно украшены всевозможными работами и составляют самую интересную часть этого визита. Чтобы начать маршрут, вы должны войти через Basilica del Buon Consiglio. Получите максимум удовольствия от осмотра этого места, так как оно хранит впечатляющую коллекцию произведений искусства.Отсюда вас ждет подземный тур протяженностью около 1 км.

Ваш индивидуальный гид

Добавьте файлы, чтобы начать настройку руководства

10 советов по хранению ручной клади

Узнайте, какие упаковки считаются ручной кладью и как их можно заменить, чтобы они могли быть в салоне самолета во время полета.

Бесплатная загрузка ,

Базилика и катакомбы Святого Януария в Неаполе

Гора Каподимонте встречает вас впечатляющей базиликой и несколькими очень длинными подземными переходами.

Добавить в мой гид

Подземный опыт.

Между II и III веками на окраине города и на вершине горы Каподимонте эти очень длинные подземные ходы были построены с целью оставить место для останков жителей города.Хотя это правда, что оно стало главным кладбищем города, большая часть проходов была зарезервирована для более выдающихся и известных людей, таких как Сан Агрипина, который был епископом и святым покровителем Неаполя, или Януарий, епископ Бенавенто. На самом деле, все эти гробницы тщательно украшены всевозможными работами и составляют самую интересную часть этого визита. Чтобы начать маршрут, вы должны войти через Basilica del Buon Consiglio. Получите максимум удовольствия от осмотра этого места, так как оно хранит впечатляющую коллекцию произведений искусства.Отсюда вас ждет подземный тур протяженностью около 1 км.

Ваш индивидуальный гид

Добавьте файлы, чтобы начать настройку руководства

10 советов по хранению ручной клади

Узнайте, какие упаковки считаются ручной кладью и как их можно заменить, чтобы они могли быть в салоне самолета во время полета.

Бесплатная загрузка ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *