Информация об истории Таджикистана
- Главная
- Таджикистан
- История
Сегодня, глядя на развивающийся независимый Таджикистан, и не скажешь, какая насыщенная и яркая история осталась за плечами этого уникального народа.
Заселение сегодняшней территории Таджикистана началось еще с незапамятных времен. К мезолиту (X-VII тысячелетия до нашей эры) относятся два найденных археологами культурных слоя поселения Туткаул около Нурека. Заселение высокогорий началось еще в каменном веке. Об этом свидетельствует стоянка бродячих охотников – Ошхона — на Восточном Памире, на высоте 4200 м . В гроте Шахты обнаружены наскальные рисунки, относящиеся к раннему неолиту; на них изображены животные, пронзенные стрелами, и фигуры охотников. Предки таджиков занимались не только охотой, но скотоводством и земледелием.
История государственного строя в Таджикистане ведет отсчет от первой половины I тысячелетия до н.э., когда возникли древнейшие рабовладельческие государства Средней Азии — Бактрия и Согд.
В середине II века местные племена освобождаются от ненавистного греческого ига. В этом им помогают пришлые кочевые племена – тохары. Они становятся законодателями политической жизни страны. И с IV века Бактрия стала именоваться Тохаристаном. Кстати, по мнению ученых, именно в этот момент начинает формироваться таджикская народность.
После того как Тохаристан вместе с большей частью территории Средней Азии, Афганистана и Северной Индии входит в империю Кушанов, начинается новая страница в истории этого многострадального государства. Вливание в Кушанское царство благотворно отразилось на развитии среднеазиатских племен. В эти года расцветает культура, экономика переживает небывалый подъем, ведется торговля с Восточной Европой, Римом, Китаем.В VI веке на большей территории Средней Азии установилась власть Тюркского каганата.
Общество в этот момент уже полностью становится феодальным: делится на аристократию и низшие слои. Этот процесс благотворно влияет на расцвет культуры.
Вторая половина VII века — новая страница в истории Средней Азии. Нашествие арабов и полное их укоренение здесь. Оказавшись под гнетом Арабского халифата народы Средней Азии стали активно бороться за свою свободу от насильственно насаждения чужеродной культуры, религии, языка, непомерных налогов и пр.
В IX-X веках наступает легендарная эпоха Саманидов. Процветают ремесленничество и торговля, а также, наука, литература и искусство. Они развиваются на государственном языке, который мы сегодня и называем таджикским.
В X-XIII веках территория Таджикистана входила в состав многих государств: Газневидов, Караханидов, Каракитаев. А в XIII веке после нашествия Чингиз-Хана территория Таджикистана вошла в Чагатайский улус монгольского государства.
В XIV- XV веке Таджикистан оказался в составе огромного государства Тимуридов. К этому времени также относится расцвет науки, в частности астрономии, литературы, искусства.
В XVI веке территория Таджикистана уже находится в собственности другого государства — Шейбанидов со столицей в Бухаре. В этот период образовались Бухарское и Хивинское ханства, а позднее, в XVIII веке, — Кокандское ханство. В них правили ханы из узбекских династий. Таджики жили главным образом в Бухарском и Кокандском ханствах. Ханства постоянно враждовали между собой, вели междоусобные войны. Усилилось классовое расслоение общества. Всему этому наступает конец в 1868 году, когда Таджикистан входит в состав Российской империи, как часть Туркестанского генерал-губернаторства. Северная часть страны была присоединена к России, а южная часть – Бухарский эмират — остался в вассальной зависимости от России.
В 1895 г . русско-английским соглашением была установлена граница Бухарского эмирата с Афганистаном по Пянджу в Бадахшане. Юго-восточные и центральные части современного Таджикистана — Восточная Бухара и Западный Памир — оставались в составе Бухарского эмирата, а левобережный Дарваз, левобережные части Вахана, Ишкашима, Шугнана, Рушана в Бадахшане отошли к Афганистану.
С одной стороны присоединение к России давало много преимуществ экономических, политических и культурных. Но с другой стороны таджики, как и другие народы Средней Азии, оказались под двойным гнетом: своих эксплуататоров и царского самодержавия со стороны России. Поэтому в этот период вспыхивает множество национально-освободительных восстаний.
В северных районах Таджикистана, входивших в состав Туркестана, Советская власть была установлена в ноябре 1917 г . В начале сентября 1920 г была свергнута власть эмира Бухаре и образована Бухарская народная советская республика. В 1924 г . в результате национально-территориального размежевания Средней Азии была образована Таджикская АССР в составе Узбекской ССР. В территорию республики вошли 12 волостей Туркестанского края, Восточная Бухара и часть Памира. Основные политические и культурные центры — Бухара и Самарканд — остались внутри границ Советского Узбекистана. 5 декабря 1229 г . Таджикская АССР была преобразована в одну из республик Советского Союза.
9 сентября 1991 года Таджикистан объявляет о своей независимости. Начало новой жизни, тем не менее, ознаменовалось началом гражданской войны, которую до сих пор с ужасом вспоминают все граждане республики. Только в 1997 г . между основными соперниками было заключено соглашение об установлении мира и национального согласия.
Кто такие таджики? Восточные иранцы, утверждает книга Ричарда Фолтца. Обзор (часть первая)
Недавно на Западе была издана книга, всесторонне описавшая историю таджикского народа, начиная с древних времен до сегодняшнего дня. «История таджиков: Иранцы Востока» (A History of the Tajiks: Iranians of the East) – так назвал свою книгу известный историк иранских народов Ричард Фолтц (Richard Foltz). Профессор Фолтц посвящает книгу своему учителю, известному историку Ричарду Фраю (1920–2014), чьими работами был вдохновлен и которого считает самим великим ученым иранских языков и культур в Северной Америке.
Первая часть книги пытается ответить на вопрос, кого можно назвать таджиком с этнической, языковой и культурной стороны. Далее книга рассказывает историю народа, начиная с самых древних предков до современных таджиков, которых, по утверждению автора, насчитывается от 18 до 25 миллионов и которые сейчас компактно проживают преимущественно на территориях современных Афганистана, Таджикистана и Узбекистана. Ниже представляем сокращенный перевод вводной части книги.
К тому времени, когда мусульмане во главе с арабами, наконец, смогли покорить согдийские земли Трансоксианы в первой половине восьмого века, большинство солдат были этническими иранцами, так что термин «таджик» стал означать «иранца, принявшего ислам».
Термин «таджик» требует некоторого обсуждения и уточнения, особенно в связи с более известным обозначением «перс». Можно вообще возразить против его использования, поскольку в широком смысле таджиков и персов можно рассматривать как единый народ, но следует признать, что исторические события породили весьма реальные различия между персами и таджиками, и игнорирование их некоторыми может показаться чрезмерно романтичным.Термин «таджик» происходит от имени арабского племени тай, и в седьмом веке первоначально применялся немусульманами-иранцами по отношению к арабским мусульманским захватчикам. Коренные иранцы постепенно начали присоединяться к растущей мусульманской общине и «таджик» утратил свой специфический этнический смысл и стал применяться к мусульманам в целом, особенно в восточном Иране, где мусульманские армии часто участвовали в борьбе с языческими турками. К тому времени, когда мусульмане во главе с арабами, наконец, смогли покорить согдийские земли Трансоксианы в первой половине восьмого века, большинство солдат были этническими иранцами, так что «таджик» стал означать «иранца, принявшего ислам».
По мере исламизации местное население в течение следующего столетия начало отказываться от согдийского языка в пользу персидского, так же как говорящие на арамейском и коптском языках Ближнего Востока и Египта отказались от своих родных языков в пользу арабского языка. К середине десятого столетия данная трансформация достигла такой степени, что ученый, которому Саманидские правители в Бухаре приказали перевести произведения Табари с арабского на персидский, писал: «Здесь, в этом регионе, язык персидский (pārsī) и короли этого царства – персидские короли (mulūk-i ‘ajam)». Возможно, данное утверждение было скорее отражением желания Саманидов связать себя с царскими традициями Сасанидов, чем языковой реальности региона в то время, когда большая часть населения, вероятно, все еще говорила на согдийском языке. Наршахи рассказывает, что новоиспеченным бухарским мусульманам в молитве с переводом помогал, кто-то, кто на местном диалекте согдийского языка говорил им:К одиннадцатому веку термин «таджик» начал приобретать более широкое социологическое значение, одним из компонентов которого был персидский язык. В расширенном смысле под этим термином понимался цивилизованный человек, городской житель или занимающийся сельским хозяйством, отличающийся от «тюрка», под которым понимался не только носитель тюркского языка как родного, но в более общем смысле ведущий деревенский, кочевой образ жизни. «Тюрк и таджик» стали устоявшейся дихотомией и, как отмечает Сафар Абдулло, «в исторических источниках, если кто-то говорил «таджик», это было в сочетании со словом «тюрк». В классической персидской литературной традиции «тюрк» и «таджик» являются едиными терминами для легко узнаваемых социальных стереотипов: один простой, но воинственный; другой хитрый, но культурный. Пример от Руми: «Нападение и нападение наступили во мраке ночи / Будь сильным, как турок, а не мягким, как таджик» (Йек хамле ва йек хамле, амад шаб ва тарики / чости кон ва ‘торки’ кон, на нарми ва ‘тоджики’). Часто слово «тюрк» также использовалось для обозначения прекрасной молодой (недостижимой) любви поэта, как в следующих строках от Саади: «Может быть, они скажут королю /«твой турок (т. е. любимый) пролил кровь таджика» (Шайад ке бе пэдшах бегуйанд / Торкэ то берихт хунэ тоджик).
Иллюстрация одной из высказываний Руми, где он на персидском говорит: “Единство в сердцах лучше, чем единство в языке”. Источник иллюстрации: интернет
Начиная с 11-ого века, правители Центральной Азии возлагали на таджиков бюрократические обязанности, оставляя военные дела в руках тюрков – система, формализованная созданием «Министерства таджиков» (Dīvān-i Tājikān) и «Министерства командиров» (Dīvān-i Amīrān) во времена династии Тимуридов (1370–1507).
От Ирака на Западе и до гор Гиндукуша на Востоке таджиками называли оседлых персоязычных в противоположность к другим людям.
По крайней мере, вплоть до 15-ого века термин «таджик» использовался совершенно аналогично тому, как мы сейчас используем «перс» или даже «иранец». От Ирака на Западе и до гор Гиндукуша на Востоке таджиками называли оседлых персоязычных жителей в противоположность к другим людям, которые жили в тех же районах, то есть воинственным тюркоязычным кочевникам, которых считали культурно менее изысканными. Возможно, этот факт проливает свет на то, что на первый взгляд кажется вопиющим искажением исторической реальности таджикскими писателями советских времен, согласно которому все великие деятели средневековой персидско-исламской цивилизации – от поэтов и художников до ученых и государственных деятелей – были классифицированы как «таджики». Иранцы и большинство любителей персидской поэзии, сегодня, обычно возражают против идентификации таких фигур, как Фирдоуси, Саади, Хафиз и Джами, как «таджики», считая их скорее «персидскими» или «иранскими» поэтами. С современной националистической точки зрения, притязания таджиков на поэта-саманида Рудаки могут показаться менее проблематичными, учитывая, что он родился и похоронен на территории современного Таджикистана. Великий Авиценна тоже, возможно, не вызовет слишком много дискуссий, поскольку его родной регион Бухары, по-прежнему, говорит преимущественно на таджикском языке, хотя и находится в Узбекистане. Чрезвычайно популярный поэт-мистик Руми, также известный как Мавлана, которого обычно называют уроженцем Балха, на самом деле родился в деревне Вахш на юге Таджикистана. Он получил образование в Самарканде, а наступление монголов привело к тому, что он сбежал в Анатолию (Рум, в то время часть византийского Рима), где провел остаток своей жизни. Как ни странно, современные таджики приложили сравнительно мало усилий, чтобы признать Руми своим.Герат и Балх в современном Афганистане породили многих великих деятелей иранской цивилизации. Персоязычных жителей этих регионов сегодня называют таджиками. Тем не менее, современная таджикская тенденция называть персидских поэтов Хафиза и Саади, уроженцев Шираза далеко на западе, а также Фирдоуси и многих других, «таджиками», раздражает современных персов, живущих в Иране. Следует иметь в виду, что в нынешнем употреблении эти слова понимаются как народ-государство, тогда как в прошлом это было не так. Многие классические поэты иногда использовали слово «таджик» по отношению к себе в литературном смысле и в контрасте с его бинарной противоположностью, то есть «тюрком».
Таджикские дети празднуют Навруз в Вашингтоне. Фото: Таджикско-американская культурная ассоциация
Обозначение «таджик» может быть обманчиво изменчивым даже сейчас. Термин применяется китайским правительством к признанной национальности, состоящей из памироговорящих исмаилитских шиитов, проживающих в Ташкурганском районе к югу от Кашгара. С другой стороны, во время посещения замка Аламут к северу от Казвина весной 2015 года, я спросил местных жителей о языке, на котором говорят загадочные жители трех закрытых деревень, возможно практикующие религию Маздака. Меня удивили, ответив, что их язык называется таджикским. В преобладающей исторической норме термин «таджик» является, в первую очередь, показателем того, что данный человек говорит на персидском языке. А здесь мы имеем два случая на противоположных концах иранского мира, где слово относится к людям, которые не говорят на персидском. Скорее, смысл состоит в том, чтобы отличать их от окружающего большинства – это, фактически, напоминает первоначальное использование термина в начале исламского периода. Проблема кажется меньше, если принять, что идентичность может быть «и тем, и другим», как и «или тем/или другим».
До советских времен жители Центральной Азии и, вслед за ними, русские, чаще всего использовали термин «таджик» для обозначения горцев, многие из которых, такие как памирцы, говорили на иранских языках, отличающихся от персидского. Это может помочь объяснить очевидную иронию, из-за которой самым активным большевиком, определившим «таджикскую» нацию, был этнический памирец Шириншо Шотемур. Памирский кинематографист и когда-то политик Давлат Худоназаров, уроженец Хорога на западном краю Памира, рассказывает, что в 1950 году, будучи шестилетним ребенком, он вернулся домой из школы и спросил свою бабушку: «Кто мы?» «Мы таджики», – ответила говорящая на шугни женщина. «Тогда какой язык мы изучаем в школе?» «Парси», – говорила она. «Тогда кто эти люди, которые живут на другом берегу реки (в Афганистане)?» «Они бадахшанцы». «А как же люди в Душанбе, кто они?» «Они шахри (горожане)». Очевидно, что даже недавно, семьдесят лет назад, ярлыки идентичности, циркулирующие в более широком таджикском обществе, были очень изменчивыми и не обязательно соответствовали во всех случаях их общему использованию сегодня. Если мы решим принять самое широкое определение этого слова, то можем назвать «таджиками» тех, кто говорить не на персидском (например, различные памирские языки) по отношению к неираноязычным. Внутри ираноязычных и по отношению к персоговорящим, они могут предпочесть выдвинуть на первый план свои собственные отличия в языке, религии и обычаях.
Памирская свадьба. Фотограф: Назир Аббас
В последние годы некоторые племена, говорящие на языке пушту в Пакистане, начали исповедовать «таджикскую» идентичность, иногда даже обязываясь изучать персидский как свой «оригинальный» родной язык. Другой, сбивающий с толку случай – это случай с евреями из Центральной Азии, чей основной разговорный язык, по крайней мере, с IX века, был персидским. Время от времени их классифицируют как «таджиков», а в других случаях они составляют собственную этническую группу. Цыгане Центральной Азии, известные как лули, также обычно говорят на персидском языке.
Начиная с Х века и вплоть до советского периода, термин “таджик” наиболее часто использовался носителями тюркских языков, которые намеревались отличать оседлых «мягких» иранцев от своих более благородных и смелых людей.
Из этого, по общему признанию, сложного обсуждения, вытекает одно общее замечание, которое очень важно, но редко делается: на протяжении всей долгой истории слово «таджик» до столетия назад не было в подавляющем большинстве случаев эндонимом. Его применяли другие люди к данному народу, а не сами «таджики» к себе. Начиная с Х века и вплоть до советского периода, этот термин наиболее часто использовался носителями тюркских языков, которые намеревались отличать оседлых «мягких» иранцев от своих более благородных и смелых людей. Тем временем персофоны Центральной Азии, которые со временем становились все более двуязычными (фарси и тюркский), идентифицировали себя главным образом по другим неязыковым критериям, таким как религия, семья, профессия или место происхождения. В то время как городские торговцы, бюрократы и религиозные деятели писали на персидском языке, и в большинстве случаев можно предположить, что их родным языком был персидский, их способность использовать тюркский так же комфортно, как этого требовали обстоятельства, означала, что их основным маркером идентичности был не только язык. Похоже, что большинство тех, кто говорил на персидском языке в Центральной Азии на заре Советского Союза, не думали о «таджикской национальной идентичности».Этот факт важен для понимания того, почему формирование национальной идентичности разрушительно подействовало на таджиков в начале советского периода. Можно было предположить, что образованные горожане, которым удалось превратиться в новую правящую элиту Центральной Азии после большевистской революции, в основном, были «таджиками» (по крайней мере, потенциальные таджики, поскольку мы говорим о выдуманных идентичностях) с точки зрения их социального класса и образования. Однако многие из них выбрали идентификацию «узбеков» – некогда уничижительный термин, теперь реабилитированный большевистскими идеологами для обозначения вновь воображаемой «нации».
Стратегия национальной делимитации Советов повлияла на будущее персидских жителей Центральной Азии, которым изначально было отказано в собственной республике. Персоязычные города Бухара и Самарканд, по праву считающиеся современными таджиками как составляющие исторические центры таджикской цивилизации, были отведены недавно созданной Узбекской Советской Социалистической Республике со столицей в Самарканде. (Столица была перенесена в Ташкент в 1930 году.) В составе Узбекской ССР таджикам была предоставлена лишь «автономная республика», состоящая из малонаселенных горных районов там, что было юго-восточной частью Бухарского ханства, без единого значительного городского центра. Для них на месте еженедельного рынка основали новую «столицу»: «Душанбе» означает «понедельник» на персидском языке. Данное событие остается таким же тревожным для таджиков, как и девять десятилетий назад; многие считают, что советские власти «обезглавили таджикскую культуру». Возвышение Таджикской АССР до полного республиканского статуса в 1929 году, наряду с присоединением географически разделенного запада Ферганской долины и экономически важного города Худжанд, мало чем могло смягчить недовольство таджиков.
Есть несколько причин, почему новый коренной класс советских лидеров выбрал тюркскую идентичность, а не иранскую.
Современные таджикские ученые называют ранних советских центральноазиатских идеологов и активистов «предателями», которые продали свой народ узбекам. Реальность, возможно, не так однозначна. Будучи двуязычными в фарси (этот язык вскоре переименовался в «тоджики») и тюрки (переименованном в «озбекча»), эти люди могли свободно выбирать свою национальную идентичность, поскольку само понятие все еще находилось в процессе определения – фактически сами они были теми людьми, которые определяли процесс. Есть несколько причин, почему новый коренной класс советских лидеров выбрал тюркскую идентичность, а не иранскую. Одна из причин заключается в том, что интеллектуалы Центральной Азии находились под сильным влиянием модернистских идей джадидистского движения, которое возглавляли тюркоязычные реформаторы, а также молодые турки в Османской империи. В первые десятилетия двадцатого века турецкий язык был основным языком модернистских реформ в мусульманском мире. Персидский язык, напротив, являлся языком религиозных классов и бюрократии деспотов, и был связан с той отсталостью, которую надеялись преодолеть новые идеалисты Центральной Азии. Другим фактором было то, что к этому моменту русские находились в тесных отношениях с тюркоязычными с момента их завоеваний Казанского и Астраханского ханств в шестнадцатом веке и поэтому привыкли общаться со своими мусульманскими подданными на тюркских языках.Несмотря на создание национальной республики и сохранение статуса признанной нации, тем не менее, таджики весь прошлый век копили претензии под тенью своих узбекских соседей. Это тем более верно для тех, кто живет в Узбекистане (которых, вероятно, по крайней мере, столько же, сколько в Таджикистане, возможно, даже больше), где в течение многих десятилетий отождествление себя таджиком активно не поощрялось или даже подвергалось прямым репрессиям. После распада Советского Союза узбекский режим под руководством президента Ислама Каримова (1938–2016 гг. ), по иронии судьбы, тоже с таджикскими корнями, пытался приуменьшить и подавить присутствие таджиков в Узбекистане. Официально таджики, как утверждается, составляют менее 5 процентов населения, при этом истинная пропорция составляет, по крайней мере, в три раза и более раз больше. Невозможно знать наверняка, так как большинство носителей таджикского языка в Узбекистане зарегистрированы как узбеки, и только в доверительных беседах на родном языке они иногда осторожно называют себя таджиками.
Стоит только провести несколько минут на улицах Самарканда или Бухары – второго и третьего по величине городов Узбекистана – чтобы понять, что большинство прохожих говорят между собой на таджикском языке, и этот язык не ограничен этими городами. Во время моей полевой работы в Узбекистане в качестве аспиранта в середине 1990-х годов, мы с моей бывшей женой выехали из сильно русифицированной столицы Ташкента в окружающие горные деревни на востоке, где таджикский язык был единственным языком, который мы слышали. Путешествие в те дни было медленным и трудным даже на короткие расстояния; понимая, что в тот момент не было никакого способа вернуться в город и услышав разговор местных жителей, стоявших в пыльном переулке деревни, я спросил у них на персидском языке, есть ли поблизости мехманхане (гостиница). Они озадаченно посмотрели друг на друга, затем повернулись ко мне, вытянув руки, и воскликнули на легко понимаемым диалекте таджикского, Injo har khona mehmonkhonast! («Здесь каждый дом – гостевой дом!»), после чего все они начали спорить о том, кто получит честь принять иностранную пару на ночь.
Историческое значение для иранской цивилизации двух основных таджикских городов, находящихся сейчас в Узбекистане, Самарканда и Бухары, трудно переоценить. В своей монографии от 1965 года под названием «Бухара: средневековое достижение» Ричард Фрай напоминает нам, что «Бухара в конце 9-го и в 10-м веке стала столицей восточной иранской культурной зоны и, таким образом, стала наследницей традиции, независимой от западного Ирана». Именно здесь, в Центральной Азии, отмечает Фрай, можно обнаружить «новое персидское возрождение», которое после двух веков арабского политического господства успешно соединило древнюю культуру и традиции Ирана с теми, которые появились в исламе. В этом смысле таджики были основными агентами персидского культурного возрождения десятого века, которое охватывало не только литературу, но, что еще важнее, ценности иранской идентичности доисламского прошлым, которые затем распространились на западный Иран.
Вверх
Далее книга рассказывает историю Центральной Азии: историю согдийцев и бактрийцев, Саманидской империи и нового персидского ренессанса, а также взаимоотношения таджиков и тюрков. Книга также повествует о советском периоде, современных таджиках, живущих в Таджикистане, Узбекистане, Афганистане, Китае, а также диаспорах в России. В следующей части данного материала мы опубликуем интервью с автором книги.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Facebook Notice for EU! You need to login to view and post FB Comments!
Total
291
Shares
Похожее
- Иран и Центральная Азия
- история
- персидский язык
- таджики
Таджикистан | Люди, религия, история и факты
флаг Таджикистана
Все СМИ
- Глава правительства:
- Премьер-министр: Кохир Расулзода
- Капитал:
- Душанбе
- Население:
- (оценка 2023 г.) 10 147 000
- Глава государства:
- Президент: Эмомали Рахмон
- Форма правления:
- республика с двумя законодательными палатами (Национальное собрание [34 1 ]; Собрание представителей [63])
Посмотреть все факты и статистику →
Последние новости
23 февраля 2023 г., 9:30 утра по восточному времени (AP)
Землетрясение магнитудой 6,8 в Таджикистане; пострадавших нет, ущерб
Землетрясение магнитудой 6,8 произошло в малонаселенной, отдаленной части Таджикистана, недалеко от дальнего западного региона Китая Синьцзян
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Таджикистан , официально Республика Таджикистан , Таджикистан Точикистон или Джумхури Точикистон , Таджикистан также пишется Таджикистан , страна, расположенная в самом сердце Центральной Азии. Граничит с Кыргызстаном на севере, Китаем на востоке, Афганистаном на юге и Узбекистаном на западе и северо-западе. Таджикистан включает Горно-Бадахшанскую («Горно-Бадахшанскую») автономную область со столицей в Хороге (Хороге). Таджикистан занимает наименьшее количество земли среди пяти государств Центральной Азии, но с точки зрения высоты он превосходит их всех, охватывая больше и более высокие горы, чем любая другая страна в регионе. Таджикистан был составной (союзной) республикой Советского Союза с 1929 до обретения независимости в 1991 году. Столица — Душанбе.
Несколько этнических связей и внешних влияний усложняют национальную идентичность Таджикистана в большей степени, чем в других республиках Центральной Азии. Таджикский народ имеет близкое родство и свой язык с гораздо более многочисленным населением той же национальности, проживающим на северо-востоке Афганистана, население которого также включает большую часть населения, говорящего на дари, диалекте персидского языка, понятном таджикам. Несмотря на межконфессиональные различия (большинство таджиков — мусульмане-сунниты, а иранцы — преимущественно шииты), таджики также имеют прочные связи с культурой и народом Ирана; таджикский и персидский языки тесно связаны и взаимно понятны. Многовековой экономический симбиоз таджиков с живущими в оазисах узбеками также несколько запутывает выражение самобытной таджикской национальной идентичности. С первых лет независимости Таджикистан раздирают конфликты между правительством и исламской оппозицией и ее союзниками.
Земля
Рельеф
Более девяти десятых территории Таджикистана составляют горы; около половины находится на высоте 10 000 футов (3 000 метров) или более над уровнем моря. На север уходит Заалайский хребет, входящий в систему Тянь-Шаня. Массивные хребты Южного Тянь-Шаня — Туркестанские горы и чуть более низкие Зеравшанские и Гиссарские хребты — определяют восточно-центральную часть страны. Ледяные вершины Памирской горной системы занимают юго-восток. Некоторые из самых высоких гор Центральной Азии, в частности, Ибн-Сина (23 406 футов [7 134 метра]) и Имени Исмаил Самани (24,59 м над уровнем моря).0 футов [7495 метров]) пиков, находятся в северной части Памира. Долины, хотя и важны для географии населения Таджикистана, составляют менее одной десятой территории страны. Наиболее крупными являются западная часть Ферганской долины на севере и долины Гиссар, Вахш, Явансу, Обикиик, Нижний Кофарнихон (Кафирниган) и Пяндж (Пяндж) на юге.
Britannica Quiz
Какая страна больше по населению? Викторина
Весь южный регион Центральной Азии, включая Таджикистан, находится в активном сейсмическом поясе, где обычны сильные землетрясения. Сейсмологи давно изучают этот регион, особенно в связи с массивными плотинами гидроэлектростанций и другими общественными работами в этом районе.
Дренаж и почвы
Густая речная сеть, дренирующая республику, включает две крупные быстрые реки, верхние течения Сырдарьи и Амударьи, вместе с их притоками, в частности Вахшем и Кофарнихоном. Амударья образуется при слиянии рек Пяндж и Вахш; Пяндж образует большую часть южной границы республики. Большинство рек текут с востока на запад и в конечном итоге впадают в бассейн Аральского моря. На реках ежегодно бывает два многоводных периода: весной, когда идут дожди и тает горный снег, и летом, когда начинается таяние ледников. Летний сток особенно полезен для целей орошения.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Немногочисленные озера Таджикистана расположены в основном в районе Памира; самое большое — озеро Каракуль, лежащее на высоте около 13 000 футов. Сарезское озеро образовалось в 1911 году во время землетрясения, когда колоссальный оползень перекрыл реку Мургаб. В Зеравшанском хребте находится Искандеркуль, который, как и большинство озер страны, имеет ледниковое происхождение.
Почвы Таджикистана бедны гумусом, но богаты минеральными элементами питания. Песок, галька, осыпь, голые скалы, вечный снег и лед покрывают около двух третей поверхности.
Климат
Климат Таджикистана резко континентальный и меняется с высотой. В долинах с теплым умеренным климатом лето жаркое и сухое; средняя температура июля составляет 81 ° F (27 ° C) в Худжанде (Ходжанд) и 86 ° F (30 ° C) в Кулябе (Куляб), южнее. Соответствующие январские цифры составляют 30 ° F (-1 ° C) и 36 ° F (2 ° C) соответственно. В очень холодные зимы были зарегистрированы температуры -4 ° F (-20 ° C) и ниже. Годовое количество осадков небольшое и колеблется от 6 до 10 дюймов (от 150 до 250 миллиметров), но выше в Гиссарской долине. В высокогорье условия иные: средняя температура января для Мургаба на Памире составляет -3 ° F (-20 ° C), а температура может опускаться до -51 ° F (-46 ° C). Осадков в этом районе едва достигает 2-3 дюймов в год, большая часть их выпадает летом. Влажные воздушные массы движутся с запада вверх по долинам, внезапно достигая областей с низкими температурами и вызывая местами обильные осадки, в основном сильный снег с годовым накоплением до 30—60 дюймов.
Растительный и животный мир
Топографическое и климатическое разнообразие дает Таджикистану чрезвычайно разнообразную растительность, только с более чем 5000 видами цветов. В основном преобладают травы, кустарники и кустарники. Животный мир страны богат и разнообразен и включает такие виды, как большая серая ящерица, тушканчик и суслик в пустынях, а также олени, тигры, шакалы и дикие кошки в лесных районах или тростниковых зарослях. Бурые медведи живут на более низких уровнях гор, а козы и беркуты выше.
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Самые популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Компаньоны
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.