Таджикистан вероисповедание: Свобода вероисповедания в Таджикистане — Freedom of religion in Tajikistan

Содержание

Свобода вероисповедания в Таджикистане — Freedom of religion in Tajikistan

Свобода вероисповедания в Таджикистане предусмотренаКонституцией Таджикистана . Однако уважение к свободе вероисповедания за последние годы пошло на убыль, что создает определенные проблемы.

Политика Таджикистана отражает озабоченность исламским экстремизмом , озабоченность которой разделяет большая часть населения. Правительство активно контролирует деятельность религиозных организаций, чтобы не допустить их превращения в откровенно политическую. Политика Министерства образования Таджикистана запрещает девочкам носить хиджаб в государственных школах. Правительство использует процесс регистрации, чтобы препятствовать религиозной деятельности некоторых организаций. Некоторые религиозные организации и отдельные лица подвергаются преследованиям, временному задержанию и допросам со стороны государственных органов. Правительство Таджикистана, включая президента Эмомали Рахмона , продолжает провозглашать политику активного секуляризма.

Некоторые ведущие мусульманские лидеры иногда выражают в проповедях и статьях в прессе свое мнение о том, что религиозные меньшинства подрывают национальное единство.

Религиозная демография

Страна Таджикистан имеет площадь 143 000 квадратных километров (55 300 квадратных миль) и население 7 миллионов, хотя трудно определить точную цифру из-за отсутствия регистрации рождений в некоторых сельских районах. По оценкам, 97 процентов граждан считают себя мусульманами, хотя степень соблюдения религиозных обрядов сильно различается. В целом, активное соблюдение ислама, похоже, неуклонно растет, особенно среди менее соблюдающих ранее жителей города. Подавляющее большинство жителей-мусульман (примерно 96 процентов населения) исповедуют ханафитскую школу суннитского ислама. Примерно 1 процент мусульман — шииты , большинство из которых исмаилиты. Большинство исмаилитов проживает в отдаленных восточных районах Горно-Бадахшанской области, а также в некоторых районах южной Хатлонской области и в столице страны Душанбе .

В 2006 году новая незарегистрированная исламская группа секты салафитов начала богослужения в пятничных мечетях в Душанбе, Согде и Хатлоне. Примерно 5 000 салафитов практикуют в Душанбе без вмешательства со стороны других мусульман или правительства.

В Департаменте по делам религий (ДРА) Министерства культуры зарегистрировано 85 немусульманских групп. В стране проживает около 200 000 христиан , в основном этнических русских и других иммигрантов советской эпохи. Самая большая группа христиан — это русские православные , но другие зарегистрированные организации включают баптистов (пять организаций), католиков (две), адвентистов седьмого дня (одна), Свидетелей Иеговы (одна), лютеран (данные отсутствуют) и корейских протестантов , которые включают церковь SunMin (две). К другим религиозным меньшинствам относятся последователи Веры Бахаи (четыре зарегистрированные организации), зороастрийцы (данные отсутствуют), кришнаиты (одна) и евреи (одна). Каждая из этих групп очень мала, и почти все их члены живут в Душанбе или других крупных городах.

По оценкам, 0,01% населения являются атеистами или не принадлежат к какой-либо религиозной конфессии.

Христианские миссионеры из западных стран, Кореи , Индии и других стран присутствуют в небольшом количестве. ДРА ранее оценивала количество обращенных в христианство с момента обретения независимости до 3000 человек. Группы исламских миссионеров также посетили страну в период, охватываемый данным отчетом.

Правовая и политическая основа

Конституция Таджикистана предусматривает свободу вероисповедания, и правительство в целом соблюдает это право на практике; тем не менее, правительство следит за деятельностью религиозных организаций, чтобы не дать им стать откровенно политическими или поддерживать «экстремистские тенденции», а некоторые местные административные органы интерпретируют термин «светское государство» как требующий от правительства предвзятого отношения к религии.

Закон Республики Таджикистан «О религии и религиозных организациях» был принят 1 декабря 1994 года с поправками, внесенными в 1997 году. Закон обеспечивает право людей выбирать и менять свою религию и исповедовать свою религию по своему выбору. Закон также защищает право людей на обращение в свою веру. Закон защищает свободу вероисповедания, но на практике правительство, включая систему правосудия Таджикистана, не всегда строго обеспечивает соблюдение закона без какой-либо дискриминации.

Несмотря на отсутствие официальной государственной религии, в Таджикистане два священных исламских дня — Ид аль-Фитр и Иди Курбон (Курбан-байрам) — являются государственными праздниками.

Согласно Закону «О религии и религиозных организациях» религиозные общины должны регистрироваться Департаментом по делам религий. В ноябре 2006 года правительство распустило Государственный комитет по делам религий (ГКДР) и создало Департамент по делам религий (ДРА) при Министерстве культуры. Бывший глава ГКДР сейчас является заместителем министра в Министерстве культуры. Официальное оправдание регистрации — обеспечение того, чтобы религиозные группы действовали в соответствии с законом; однако некоторые религиозные группы утверждали, что практическая цель состоит в том, чтобы гарантировать, что они не станут явно политическими. Для регистрации в DRA национальная религиозная группа должна предоставить устав, список не менее 10 членов и свидетельство утверждения местными властями местонахождения молитвенного дома, если таковой существует. Религиозным группам не требуется иметь физическую структуру для регистрации, но они не могут проводить регулярные собрания без нее. Отдельным верующим — до 10 человек — не нужно регистрироваться в DRA, чтобы совершать богослужения в частном порядке.

DRA и местные власти разделяют ответственность за регистрацию соседних мечетей и должны согласовать физическое местоположение данной мечети. DRA является основным органом регистрации немусульманских групп; однако такие группы также должны зарегистрировать место отправления культа у местных властей. Согласно DRA, местные власти могут возражать против регистрации места отправления культа только в том случае, если предлагаемая структура не соответствует санитарным или строительным нормам, или если она расположена на государственной земле или в непосредственной близости от правительственных зданий, школ или других мест. поклонения. Если местное правительство возражает против предложения, религиозная община, запрашивающая разрешение, должна предложить альтернативу. При отсутствии регистрации местные власти могут принудить к закрытию культовых сооружений и оштрафовать их членов.

В последние годы не было случаев постоянного отказа ДРА в регистрации религиозным группам. Сообщений о том, что группы отказывались подавать заявку на регистрацию из-за убеждения, что она не будет предоставлена, не поступало; однако DRA отклонило некоторые заявки по техническим причинам, приостановив регистрацию. Были единичные случаи отказа местных властей зарегистрировать религиозные группы в своих районах, например, в городе Турсон-заде , где ДРА требовало местной регистрации для отделения Свидетелей Иеговы в дополнение к их национальной регистрации.

В стране зарегистрировано 2842 мечети для ежедневных молитв. Это меньше 2885 зарегистрированных мечетей в 2006 году; однако ДРА утверждало, что за отчетный период официально не закрывало ни одной мечети.

Так называемые «пятничные мечети» (более крупные сооружения, построенные для еженедельных пятничных молитв) должны быть зарегистрированы в DRA. Зарегистрировано 262 таких мечети, не считая исмаилитских культовых сооружений. Только одна такая мечеть разрешена на 15 000 жителей данной географической области. Многие наблюдатели утверждают, что это дискриминация, поскольку для других религиозных групп такого правила не существует.

На уровне колледжей 19 медресе и один исламский университет. В Таджикистане разрешены частные религиозные школы, но они должны быть зарегистрированы. Правительство закрыло некоторые медресе, работавшие без лицензии.

Закон не запрещает родителям обучать своих детей религиозным верованиям в уединении своих домов, но существуют ограничения, запрещающие обучение детей на дому вне семьи.

Президент Рахмон продолжал решительно защищать «секуляризм» — политизированный термин, имеющий сильный оттенок «антиэкстремистского», а не «нерелигиозного». В национальных выступлениях президент предостерегал от несправедливой связи ислама с терроризмом со стороны посторонних.

Хотя подавляющее большинство граждан считают себя мусульманами, существует значительный страх перед исламским экстремизмом как в правительстве, так и среди населения в целом.

Поправка к конституции 1999 года разрешает политические партии, основанные на религии, хотя закон 1998 года, определяющий, что партии не могут получать поддержку от религиозных институтов, остается в силе. Два представителя религиозно ориентированной партии, Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), являются членами нижней палаты национального парламента, в котором в общей сложности 63 члена. Также 13 депутатов от ПИВТ входят в районные парламенты по всей стране. ПИВТ — единственная легальная исламская политическая партия в Центральной Азии.

Исполнительный указ обычно запрещает государственным издательствам публиковать что-либо на арабском языке; однако некоторые поступали так в особых случаях, если они представляли материал для ознакомления перед печатью. Как правило, они не публикуют религиозную литературу в целом, но иногда делают это, в том числе выпускают копии Корана. Нет никаких юридических ограничений на распространение или хранение Корана, Библии или других религиозных произведений; однако на практике правительство ограничивает распространение христианской литературы. Нет сообщений об ограничениях в отношении религиозной прессы. ПИВТ распространяет четыре публикации, а иранское информационное агентство транслирует еженедельную радиопрограмму.

Новый проект закона о религии, представленный ГКДР в январе 2006 года, был распространен внутри страны для рассмотрения, но не был отправлен в парламент. Закон, озаглавленный «О свободе совести, о религиозных объединениях и других [религиозных] организациях», заменит действующий закон о религии и добавит ограничения, такие как увеличение до 400 количества подписей под петицией, необходимых для создания религиозного объединения; запрет религиозного образования в частных домах; запрещение прозелитизма; запрет религиозным объединениям участвовать в политической деятельности; и запрещение политическим партиям придерживаться религиозной идеологии (что фактически запретило бы ПИВТ). 28 июня 2007 года представители 22 групп религиозных меньшинств, в том числе бахаи, католики, баптисты, адвентисты седьмого дня, лютеране, пятидесятники и другие протестантские конфессии, подписали открытое письмо президенту и парламенту, выражая обеспокоенность тем, что законопроект фактически объявит вне закона религиозные меньшинства в стране.

В 2005 году правительство Таджикистана выпустило учебник для средних школ по истории ислама, а курс истории религий преподается в государственных школах на уровне 10-х классов. Наблюдатели истолковали такие предписания правительства как способ контроля над религиозной идеологической обработкой. Президент Рахмон также заявил, что Исламский университет будет финансироваться государством, а учебная программа будет включать естественные науки и математику.

Ограничения свободы вероисповедания

Правительство запрещает экстремистскую исламистскую политическую организацию « Хизб ут-Тахрир», и ее члены подлежат аресту и тюремному заключению за подрывную деятельность.

Хотя DRA не отказывало ни в какой регистрации религиозных групп, оно отказалось принять некоторые заявки, сославшись на отсутствующую документацию или другие технические детали. Некоторые религиозные группы, которые не могут зарегистрироваться, заявляют, что оправдания ложны и являются способом отказа в регистрации. Местные власти в некоторых случаях используют требование регистрации для предотвращения деятельности некоторых групп. Правительство не запрещает и не препятствует определенным религиозным группам. Некоторые религиозные лидеры утверждают, что де-факто действует мораторий на регистрацию новых людей до принятия нового проекта закона о религии.

Хотя ДРА сообщает, что за отчетный период он не закрыл ни одной зарегистрированной мечети или молельной комнаты и больше не проводил регистрационную кампанию, СМИ сообщают, что власти закрыли несколько незарегистрированных молитвенных групп, мечетей и медресе.

Местные власти Турсонзаде продолжали использовать административные барьеры для предотвращения регистрации места отправления культа Свидетелей Иеговы, несмотря на их национальную регистрацию и усилия ДРА в их интересах.

ДРА контролирует участие в хадже и налагает ограничения на паломников («хадж»). Таджикистан требует авиаперелетов для совершения хаджа и контролирует местных туроператоров, ссылаясь на соображения гигиены и безопасности в качестве причин для ограничения других средств передвижения. Хаджи должны зарегистрироваться в DRA и внести депозит в размере 2500 долларов (8625 таджикских сомони) до отъезда. В 2007 году ДРА, по всей видимости, отменил предыдущий лимит квоты в 3 500 гражданских хадж; в результате в 2007 году в хадже приняли участие 4 622 гражданина по сравнению с 3 450 в 2006 году и 4 072 в 2005 году из общей квоты в 6000 хадж, выделенной саудовцами.

В Таджикистане продолжается «аттестация» имамов , посредством которой он проверяет всех имамов на их знание исламского учения и религиозных принципов.

. Имамы могли быть уволены, если они не прошли испытание. Правительство организовало семинар для имам-хатибов пятничных мечетей в Душанбе, чтобы рассказать им о различных сектах ислама.

Фетва Совета уламо 2004 года, запрещающая женщинам молиться в мечетях, остается в силе. Фетва в целом соблюдалась; однако некоторые женщины молились в маленьких мечетях без последствий. Совет Уламо, якобы неправительственный орган, который контролирует и стандартизирует исламское учение, оправдывает фетву, объясняя, что согласно исторической традиции страны женщины не молятся в мечетях. Некоторые считали фетву политическим шагом, вдохновленным правительством под прикрытием религиозного закона, направленным на ограничение доступа женщин к посланиям ПИВТ и их способности передавать религиозные учения своим детям. Некоторые местные власти запретили членам ПИВТ выступать в местных мечетях; однако это ограничение отражает политические, а не религиозные различия.

В начале 2007 года министр образования заявил, что в соответствии с новым дресс-кодом для всех государственных учебных заведений девушкам не разрешается носить хиджаб . Новая политика подкрепила заявление министра 2005 года о запрете ношения хиджаба, но правительство утверждало, что это не было ни официальным законом, ни политикой. На практике многие студентки и учителя были исключены из школы за ношение хиджаба; официальной реакции правительства на продолжающиеся высылки не было.

Больше не поступало сообщений о том, что представители местных властей запрещали мусульманским женщинам фотографироваться для внутреннего удостоверения личности в хиджабе. ДРА утверждало, что это случается редко и что в каждом случае оно ходатайствовало перед идентификационными агентствами, чтобы сделать исключение.

Сотрудники правоохранительных органов продолжают вывозить детей, посещающих мечети в течение дня. Эта мера была предпринята после того, как правительственные чиновники заявили, что дети должны учиться в школах, а не молиться в мечетях. Некоторые граждане протестовали

и, по крайней мере, в одном инциденте ополченцы не смогли задержать детей, заблокировав полицейский фургон. Однако, по сообщениям СМИ, полиции обычно удавалось задерживать детей.

Миссионеры зарегистрированных религиозных групп не ограничены законом, и они продолжают открыто обращаться в свою веру. Миссионеры не особенно приветствуются в некоторых местных общинах, а некоторые религиозные группы подвергаются преследованиям в ответ на их евангелическую деятельность. Сообщений о визовых ограничениях для мусульманских миссионеров не поступало.

13 июля 2006 года Муродулло Давлатов, бывший председатель ГКДР, а ныне заместитель министра культуры, ответственный за ДРА, публично заявил, что комитет будет тщательно изучать действия Свидетелей Иеговы . Он сказал, что Свидетели Иеговы должны получить разрешение от комитета, прежде чем ввозить религиозную литературу и предоставить образцы литературы комитету. С апреля 2007 года власти запретили выпуск религиозной литературы, ввозимой Свидетелями Иеговы, несмотря на то, что группа получила разрешение и надлежащую документацию. В письменном заявлении, представленном Свидетелям Иеговы 15 июня 2007 года, ДРА заявило, что литература оказывает негативное влияние на страну, и рекомендовал властям не выпускать ее.

«Запрет» на печать арабской графикой был сочтен попыткой предотвратить публикацию экстремистской литературы, например, экстремистской исламской политической организации «Хизб ут-Тахрир».

Власти Исфары продолжают ограничивать частные школы арабского языка (в том числе те, которые преподают частный ислам) на основании прошлых сообщений о том, что в одной из таких школ находился предполагаемый террорист. Ограничения на исламское образование на дому остаются в силе. Хотя эти ограничения в основном вызваны политическими соображениями, они влияют на религиозное обучение.

По неподтвержденным сообщениям, правительство Таджикистана пыталось ограничить влияние двух популярных исламских ученых, не давая мусульманам из других районов посещать свои мечети для богослужений, не позволяя им становиться членами ПИВТ. и конфискация аудио- и видеокассет с их проповедями из общественных магазинов в 2006 году. Правительство продолжает проверять аудио- и видеокассеты на наличие экстремистских и антиправительственных материалов.

В Таджикистане нет комплексной стратегии в отношении беженцев . Пара христианских беженцев из Ирана, иранская женщина и афганец, остаются в Таджикистане, призывая отказать в переселении. Страна не предоставила этой паре полный статус беженца по международным стандартам. Международные организации и местные НПО сообщают, что преследования беженцев на религиозной почве уже не так распространены, как раньше. Вместо этого религиозные беженцы сталкиваются с теми же проблемами, что и политические беженцы, такими как: резолюции, ограничивающие районы, где беженцы могут селиться, теми, кто находится за пределами крупных городов; запреты на регистрацию беженцев, которые прошли через третью страну по пути в Таджикистан; и невозможность зарегистрировать свой статус в стране на срок более шести месяцев

Правительство города Душанбе предъявило обвинение церкви Грейс Сун Мин и назначило судебное слушание. Власти города заявляют, что принадлежащая церкви часть собственности не соответствует архитектурным стандартам. В 2001 году городские власти подали на церковь в суд, пытаясь захватить то же здание, заявив, что оно принадлежит городу. Церковь подтвердила свое право собственности на здание и сохранила его.

2 апреля 2007 года власти города Душанбе закрыли религиозный праздник Свидетелей Иеговы, который посетили более 1000 человек. Официальные лица запретили группе организовываться в больших количествах без разрешения местных властей.

Земельный спор по поводу единственной синагоги в Душанбе остается неурегулированным, и частично разрушенное здание по-прежнему функционировало как синагога . В феврале 2006 года муниципальные власти частично снесли синагогу вместе с несколькими мечетями и административными зданиями, поскольку она находилась в центре запланированной парковой зоны. Руководители города и еврейской общины не смогли прийти к подходящему компромиссу, чтобы переместить синагогу или найти альтернативное решение. Городские власти предложили землю для новой синагоги, но заявили, что не могут предоставить компенсацию за здание, сославшись на «отделение церкви от государства».

Нарушения свободы вероисповедания

Правительство Таджикистана сообщило, что в 2006 году 61 человек был задержан и осужден как члены ХТ. Члены ХТ могут быть приговорены к тюремному заключению сроком до 12 лет. Некоторые предполагали, что правительство использовало ярлык ХТ для ареста своей оппозиции, включая представителей интеллигенции и учителей.

До 2007 года в Таджикистане несколько раз временно задерживали и допросили представителей различных христианских вероисповеданий. Государственные чиновники обвинили некоторых таджиков в предательстве ислама после обращения в христианство. Во время допросов правительственные чиновники оскорбляли христиан и угрожали им. Дважды в апреле и мае 2007 года правительственные чиновники якобы избили члена Свидетелей Иеговы, которых они привели для допроса.

В 2006 году местные власти в Кайроккуме из Министерства внутренних дел, прокуратуры и Государственного комитета национальной безопасности временно задержали и допросили двух членов Свидетелей Иеговы за то, что они обсуждали Библию с местными жителями. Власти оскорбляли участников и угрожали изнасиловать и убить их, если они продолжат проповедовать в Кайроккуме. После пяти часов допроса участников отпустили. Власти Государственного комитета национальной безопасности официально сообщили организации «Свидетели Иеговы», что члены были задержаны из-за отсутствия документов, удостоверяющих личность, и разрешения местных властей на проповедь в Кайроккуме.

6 декабря 2006 года Худжандский городской суд признал виновным члена ПИВТ Мухторжона Шодиева и приговорил его к девяти месяцам тюремного заключения за подстрекательство к насилию и призывы к свержению правительства Таджикистана. Шодиев и ПИВТ утверждали, что обвинения были ложными и политически мотивированными.

26 июля 2006 года Турсон-задеский городской суд признал виновным и наложил штраф на члена Свидетелей Иеговы за проведение религиозного образования без разрешения. Свидетельница утверждала, что у нее дома частное обсуждение Библии с другим взрослым. Дело было передано в Верховный суд, который 13 сентября 2006 г. оставил в силе решение городского суда и обязал свидетеля выплатить штраф в размере 29 долларов США (100 таджикских сомони).

4 мая 2006 г. член ПИВТ Садулло Марупов упал с третьего этажа полицейского участка в Исфаре, городе на севере Согдийской области, известном своими сильными исламскими корнями. Официальные лица заявили, что Марупов покончил жизнь самоубийством; однако члены ПИВТ опровергли официальное заявление и заявили, что полиция убила Марупова и пытала его во время предыдущего задержания. Официальные лица утверждали, что Марупов был членом Байата, группы, которую правительство назвало экстремистской, хотя некоторые наблюдатели сомневаются, существует ли Байат вообще. Власти арестовали трех охранников в связи с этим делом и впоследствии отпустили их с наложением административного штрафа.

В отличие от предыдущих лет, в последнее время (до 2007 г.) не поступало сообщений об арестах видных мусульман.

Улучшения и позитивные сдвиги в отношении свободы вероисповедания

Постепенно власти отменили запрет 2001 года на использование громкоговорителей в мечетях, изданный мэрией Душанбе. Очевидно, запреты не основывались на какой-либо центральной директиве. Городские власти Душанбе разрешили мечетям использовать громкоговорители при условии, что звук будет направлен внутрь мечети. Мечети в Согдийской и Хатлонской областях открыто использовали громкоговорители, направленные в сторону от мечети, для ежедневного призыва к молитве, не подвергаясь преследованию.

В течение отчетного периода женщинам все чаще разрешалось фотографировать в хиджабе для официальной идентификации, особенно для участия в хадже. Некоторые женщины также могли посещать мечеть, не подвергаясь задержанию или судебному преследованию.

Таджикистан также снял «запрет» на печать арабской графикой государственными издательствами. Правительство разрешило печатать материалы, представленные директору издательства, если они были представлены на рассмотрение до печати и не были сочтены опасными.

Социальные злоупотребления и дискриминация

Конфликты между различными религиозными группами редки, отчасти потому, что немусульман так мало; однако некоторые мусульманские лидеры иногда выражают мнение, что группы религиозных меньшинств подрывают национальное единство, и жалуются, что законы и постановления отдают предпочтение религиозным меньшинствам. Хотя большинство граждан считают себя мусульманами, а большинство жителей не настроены против ислама, существует повсеместный страх исламского экстремизма как со стороны правительства, так и со стороны населения в целом. Некоторые граждане, в том числе правительство Таджикистана, интерпретируют светское государство как светское государство, в котором не должно быть религиозных обрядов. Некоторые группы меньшинств сообщали об инцидентах, возможно, связанных с религиозной дискриминацией.

18 августа и 14 сентября 2006 г. неизвестные бросили коктейли Молотова в синагогу в Душанбе, в результате чего были подожжены части здания. 14 сентября Русская Православная Церковь в Душанбе также подверглась нападению с применением коктейля Молотова. Министерство внутренних дел расследовало инциденты, но власти не привлекали к ответственности.

Раввин синагоги города Душанбе сообщил перерыв в в своем доме в августе 2006 года неизвестные лица ворвались в местную церковь на 11 марта 2007 года соответствующие религиозных групп подозревают , что взломы связаны с религиозными верованиями групп, но мотив остается неизвестным. МВД расследовало дело, но ни одного подозреваемого задержать не удалось.

Смотрите также

Ссылки

Легко ли быть верующим в Таджикистане: выгода или траты

ДУШАНБЕ, 31 авг — Sputnik, Вадим Попов. Каждый религиозный праздник приносит в дома Таджикистана не только радость, но и довольно крупные финансовые расходы. На прошлой неделе в Таджикистане отметили Иди Курбон, по традиции каждый мусульманин должен был принести в жертву барана, корову или другую домашнюю скотину.

Сотрудники Комитета по делам религии и упорядочения традиций и обычаев Таджикистана следят за тем, чтобы таджикистанцы отмечали святой праздник без особого размаха и помпезности. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон неоднократно призывал верующих не устраивать «чрезмерно богатые застолья и показушные, сопряженные с расточительством многолюдные пиршества».

Между тем люди все же вынуждены идти на затраты, чтобы соблюдать традиции и обряды, предписываемые верой. Ведь практически у любого аспекта общественный жизни есть экономическая сторона.

Sputnik Таджикистан проанализировал, легко ли с экономической точки зрения верующим в Таджикистане.

Сколько верующих в Таджикистане

© AP / Toufik Doudou

Дети читают Коран в мечети

Таджикистан признан самой религиозной страной в Центральной Азии, согласно результатам рейтинга мировой религиозности британского издания The Telegraph. В республике 85% населения являются верующими (Туркменистан – 80%, Кыргызстан – 72%, Казахстан – 64% и на последнем месте Узбекистан – с 51%).

Большинство населения Таджикистана составляют сунниты ханафитского мазхаба. В настоящее время в стране действует около 3 000 мечетей, из которых 259 являются соборными. Официально зарегистрированы и действуют 19 медресе (мусульманских религиозно-образовательных учреждений).

В Горном Бадахшане проживают шииты — исмаилитское религиозное меньшинство. Центр исмаилитов есть и в Душанбе.

Также в Таджикистане зарегистрированы 85 немусульманских религиозных объединений. Среди них основную часть составляют православные христиане.

В Таджикистане «оттачивается» механизм регулирования религиозной жизни

Каких-то столкновений и конфликтов на почве религии в Таджикистане не наблюдается. В республике мирно сосуществуют приверженцы разных конфессий и вероисповеданий.

Но религия накладывает некоторые ограничения на быт современного таджикистанца.

Долг каждого правоверного мусульманина

© Sputnik / Максим Богодвид

Верующий на намазе в мечети, архивное фото

За время советской власти религиозность в Таджикистане сильно снизилась, но тяжелый постсоветский период подтолкнул людей к традиционному для страны исламу.

Возвращение к религии было естественной реакцией на идеологический вакуум и служило механизмом консолидации общества. Этим поспешили воспользоваться в борьбе за власть в республике. Ни для кого не секрет, что тему возрождения ислама в Таджикистане пытались приспособить под свои нужды различного рода экстремисты.

Но не только радикалы понимали потенциал религии в формировании новой государственной идентичности таджиков. Официальная власть также не препятствует возвращению исламской культуры в Таджикистан.

За что Эмомали Рахмон попал в список самых влиятельных мусульман мира

К тому же тот вариант ислама, который утвердился в республике, далек от крайностей, отпугивающих светски настроенных граждан. Но все же некоторые особенности контрастируют с общепризнанным пониманием светской культуры.

Как совершать намаз без отрыва от работы

Каждый верующий в должен пять раз в день совершать намаз — ежедневную молитву. По возможности мужчинам лучше молиться в мечети.

Такое дневное расписание влияет на трудовую дисциплину, поэтому некоторым приходится подбирать себе работу, которая позволяла бы отлучаться на молитвы, даже в ущерб зарплате. Нередки случаи, когда люди уходят с рабочего места в мечеть и не возвращаются. По этому поводу были даже специальные распоряжения властей Таджикистана о необходимости соблюдать трудовую дисциплину. Особенно это касается пятничного намаза, который обязательно должен проходить в мечети.

Поэтому в государственных учреждениях и частных компаниях Таджикистана в пятницу уделяется повышенное внимание к работникам, проводятся проверки, все ли остаются на местах или возвращаются из мечети на службу, а нарушителей штрафуют.

© Sputnik / Александр Полегенько

Мусульманин в мечети, архивное фото

Пожалуй, намаз влияет больше всего на повседневную жизнь религиозного таджикистанца. Но есть те, кто не придерживается этой практики.

Обязательная трата мусульманина — закят

Даже не выполняя намаз, мусульманин должен часть денег отдавать на «закят». Это обязательная милостыня, которую приверженец ислама отчисляет на нужды малоимущим, преследующим цели распространения ислама, путникам, терпящим нужду на чужбине, и некоторым другим лицам. Размер этой подати оговаривается Советом улемов Таджикистана. На текущий год сумма закята составила 510 сомони (55 долларов).

Это небольшие деньги для Таджикистана. Кроме того, обязательный закят предписан тем, чей годовой доход превышает 20 400 сомони. А сумма закята обычно не превышает одну сороковую этого объема, который исторически приравнивается к 84 граммам золота или его стоимости на мировом рынке.

Шариат запрещает использовать эти средства для строительства мечетей, медресе и прочих нужд духовенства и светской власти. Все деньги идут конкретным физическим лицам, терпящим какие-либо лишения. Правоверный мусульманин сам решает, кому помочь. При этом никто не следит за выполнением этой обязанности, она на совести верующего.

На какие нужды расходуют фитр

В обязанности мусульманина также входит фитр — милостыня разговения. Ее обязательно нужно пожертвовать до окончания месяца Рамадан. Эти средства могут пойти на строительство мечетей, на ремонт дорог и кварталов. Также фитр используется для того, чтобы малоимущие верующие смогли принять участие в празднике по случаю окончания священного месяца.

В Таджикистане в Иди Рамазон раздали свыше 40 миллионов сомони

Кроме этого, мусульмане подают «садаку». Милостыня может быть пожертвована в любом объеме, по желанию верующего. Причем это могут быть не только деньги. Даже нематериальная помощь, благое дело — засчитываются.

Садаку можно жертвовать в любое время, но более всего ее раздают в преддверии Рамадана. Так верующие «зарабатывают» милосердие Всевышнего. И садака и фитр призваны сгладить недочеты в поведении мусульманина, которые случаются у постящегося.

Глава семьи обычно раздает садаку и фитр за свою супругу и детей. Если в семье до начала месяца Рамадан появился младенец, садака выделяется и от его имени. Если дети уже взрослые и имеют возможность самостоятельно зарабатывать средства или живут со своими семьями отдельно от родителей, то они выплачивают этот своеобразный налог самостоятельно. Суммы, как правило, очень небольшие — от 5 до 50 сомони.

К некоторым обязательным расходам можно отнести правило — покупать новую одежду для Рамадана. Не нужно облачаться во все новое, но какие-то обновки должны быть.

Таким образом, религиозность не оказывает непосильную нагрузку на кошелек верующего в Таджикистане. Другое дело дастархан и марака.

Местные таджикские обычаи под сенью ислама

В последнее время в республике немало разговоров ведется вокруг богатства дастархана. По случаю разного рода праздников, в том числе религиозных, принято накрывать праздничный стол.

По таджикским традициям дастархан должен быть богатым. Хозяин застолья старается по-максимуму показать свои возможности, предлагая гостям разнообразие блюд.

Традиционное для Таджикистана желание превзойти соседа оборачивалось нередко огромными тратами на дастархан. Явление приобрело масштабы бедствия. Многие залезали в колоссальные долги, чтобы их дастарханы выглядели богато. И правительство было вынуждено развернуть борьбу с этим обычаем.

В 2017 году в Таджикистане приняли поправки в закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов», которые обязывают мусульман накрывать на религиозные праздники скромный стол.

© Sputnik / Ратушенко

Праздничный таджикский дастархан. Архивное фото

Теперь будет определяться размер и скромность дастархана. Соответствующие рейды будут проводить сотрудники Комитета по делам религии и упорядочения традиций и обычаев Таджикистана. Праздничный стол не должен превышать 1х1,5 метра, на нем должны быть фрукты, несколько праздничных угощений и сухофрукты. Нарушителям грозит штраф в размере 5000 сомони (535 долларов).

Но более всего причиняет убытки карманам верующих так называемая марака. Это обычай принимать гостей в течение недели после возвращения из хаджа.

Вернувшийся паломник накрывает стол, принимает гостей. Люди идут пообщаться с хаджи. Так называют таджика, заработавшего авторитет среди друзей и соседей своим паломничеством. Его слова и поступки становятся еще более значимыми для других верующих. Хаджи угощает всех «прихожан» в течение недели, но иногда и дольше.

© Sputnik / Амир Исаев, STR

Празднование Ураза-Байрам в Душанбе

 

Эта практика нередко заставляла таджикистанцев влезать в большие долги, только чтобы их стол был полон. Именно марака вызывала большое недовольство у властей Таджикистана, поскольку размеры ажиотажа вокруг этого обычая превышали разумные пределы.

В Таджикистане проверят, насколько скромно граждане отмечают Иди Курбон

Надо отметить, что к исламу эти явления имеют самое отдаленное отношение. В других странах, где активно исповедуют ислам, подобное не наблюдается.

Хадж и другие расходы

Отдельной статьей расходов для верующих Таджикистана становится желание отправиться в хадж. Это само по себе затратное мероприятие. А для республики, где уровень доходов очень отличается от других мусульманских стран, хадж особенно недешевая затея. Но каждый правоверный мусульманин должен хотя бы раз в жизни посетить Мекку. К хаджу готовятся, собирают средства.

В 2018-м паломничество обошлось верующим Таджикистана в 33 тысячи 410 сомони (около 4 тысяч долларов). Эта цена была согласована с Антимонопольной службой.

© Sputnik / Амир Исаев

Таджикские паломники отправились в хадж в Саудовскую Аравию

В стоимость путевки вошли билеты на самолет в оба конца, проживание в священной Мекке, трехразовое питание в Мекке и Медине, обеспечение питанием паломников в долине Мино, Аарафате и Муздалифе, услуга опытных проводников, проживание в долине Мино, Аарафате и Муздалифе. Также путевка включала стоимость животного для обряда жертвоприношения, транспортные расходы по маршруту Джидда-Мекка-Мино-Арафат-Муздалифа-Мино-Мекка-Медина, оплата услуг компаний в Саудовской Аравии, оплата медуслуг, обеспечение паломников бейджиками, информационными буклетами и книжками по хаджу, обеспечение каждого паломника 5 литрами воды из священного источника «Зам-зам», специальные сумки.

«Каждый день кто-то умирает»: паломники рассказали всю правду о хадже

Согласно нормам ислама эти деньги верующий должен скопить сам, не влезая в долги, а если он является главой семьи — еще и финансово обеспечить домочадцев на время своего отсутствия.

Но паломничество стремятся совершить далеко не все таджикистанцы. Многие о своей религиозности вспоминают только в дни свадьбы, рождения детей, похорон. Люди ограничиваются приглашением на эти мероприятия мулл, где им дают небольшие пожертвования в качестве платы за услуги. На этом расходы, налагаемые религиозностью, заканчиваются. Также религиозность не несет таджикам и особенных выгод.

Наука, религия и подозрения в корысти

В научном изучении социальных аспектов религии есть концепция, согласно которой религия создавала определенные дополнительные экономические и социальные блага верующим. Например, образцом в этом смысле ученые считают протестантизм. Протестантские общины были свое рода хозяйственными предприятиями, фирмами, принадлежность к которым, если не позволяла увеличить свой доход, то по крайней мере страховала от значительных потерь. Община поддерживала своих членов и не давала им разориться.

В происхождении ислама ученые также усматривают экономическую необходимость. Известно, что пророк Мухаммед поощрял торговлю.

Именно торговля обеспечила распространение мусульманской веры в Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Африке к югу от Сахары. Единая религия заняла место централизующей силы, обеспечивающей свободное перемещение товаров на такие большие территории. Ислам устранял барьеры и снижал издержки для торговцев и их караванов на всем протяжении от Китая до Атлантического океана. 

Новейшие исследования подтверждают связь внутренней религиозной мотивации с ожидаемым объемом выгод. То есть люди, соблюдающие обряды и считающие себя верующими, в большинстве случаев рассчитывают на экономический успех. Но прямая зависимость не установлена. Далеко не все, уповающие на милость Всевышнего, получают ожидаемый объем благ, многие так и остаются в бедности.

Но кроме материальных выгод, религиозность несет другую общественную пользу. Ученые подтверждают, что посещение церкви положительно сказывается на молодых людях.

Они чаще ходят в школу и на работу, преступная активность снижается, равно как и склонность к злоупотреблению спиртным и психоактивными веществами. Подтверждена отрицательная зависимость между участием индивида в религиозной жизни и его расположенностью к совершению преступлений, суициду, разводу, злоупотреблению алкогольными напитками и наркотиками, внебрачным связям.

Религия среди трудовых мигрантов

Религиозность трудовых мигрантов — это отдельная большая тема. Стоит отметить, что она одновременно способствует адаптации мигранта в стране пребывания и несет риски вовлечения в ряды экстремистов.

Наряду с положительными отзывами об участии в религиозных организациях трудовых мигрантов имеются и отрицательные оценки этого явления.

«Молодые люди, в первую очередь это характерно для выходцев из Центральной Азии, не будучи у себя на родине приверженцами радикальных идей, даже не будучи сильно религиозными, но имея низкий уровень образования, крайне плохо владеющие языком, попадают сюда, в чуждую среду, испытывают сильный стресс, начинают искать поддержку и, к сожалению, часто находят ее не там, где должны, — в каких-то молельных домах сомнительного толка», — заявил глава Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) России Игорь Баринов.

© Sputnik / Илья Питалев

Верующие на богослужении в честь праздника Курбан-Байрам у Московской соборной мечети, архивное фото

Напомним, муфтий Таджикистана Саидмукаррам Абдукодирзода во время посещения России в декабре 2017-го предостерег своих соотечественников от вовлечения в организации экстремистской направленности и порекомендовал обращаться с религиозными нуждами к официальным российским духовным структурам и признанным авторитетам.

Муфтий Таджикистана подвел итоги поездки в Россию

Кроме того, главный муфтий Таджикистана выразил обеспокоенность нарастанием противоборства между шиитами и суннитами, которое практически отсутствует в Таджикистане, но есть в других странах, и отражается в проповедях некоторых религиозных деятелей.

Исламский банк: pro et contra

Отдельного упоминания заслуживает исламский банкинг. Шариат запрещает проценты на кредит, что дает очевидные преимущества клиентам, но стоит помнить, что исламский банкинг — это долевое участие в прибыли.

За последние годы крупнейшие финансовые центры мира включили в свой спектр услуг операции по принципам исламского банкинга. Причем сама практика банковского оборота финансовых средств по законам шариата появилась около 45 лет назад. Но по сей день ведутся дискуссии, насколько оправдано использование системы islamic finance operations в международных расчетах с участим традиционной «христианской» банковской системы.

Некоторые эксперты считают финансовые операции так называемого исламского окна в европейских банках чистой профанацией, поскольку шариат запрещает смешивать «халяльные» денежные потоки с оскверненными ссудным процентом деньгами. А в условиях банковской деятельности эти потоки нельзя никак разделить. Банки идут на некоторые уловки, выделяя отдельный счет для операций с «халяльными» деньгами, но для понимающих внутренний механизм банковской деятельности это приспособление выглядит смешно.

Необходимо отметить, что Таджикистан прекрасно использует институты банковской системы европейской традиционной модели, а обращение к исламским финансам продиктовано, скорее всего, задачами расширения возможностей кредита.

Бытует мнение, что исламские банки переживают финансовые кризисы гораздо легче и подвержены им в меньшей степени. Но один из самых влиятельных специалистов по исламской экономике турецко-американский экономист Тимур Куран опровергает эти представления. По его данным, исламские банки подвержены тем же рискам, что и традиционные финансовые институты. Экономист идет еще дальше и называет исламские финансы завуалированным процентом.

Споры об исламском банкинге не утихают. А между тем в Таджикистане первый исламский банк заработает в текущем году.

Получат ли таджикистанцы новый эффективный финансовый инструмент с приходом исламских финансов в республику, пока трудно прогнозировать. Но скорее всего, использование этого механизма не связано напрямую с нуждами религии. Хотя, возможно, репутация «халяльного» инвестиционного инструмента увеличит число заемщиков в Таджикистане, что будет способствовать некоторому росту экономической активности в республике.

Религиозные обряды в Таджикистане — выгодно или затратно

Подводя итоги, можно констатировать, что религиозность незначительно влияет на экономическую сторону жизни современных таджикистанцев. Быть верующим в Таджикистане не затратно, но и не прибыльно.

Ислам и другие религии Таджикистана скорее способствуют консолидации общества, а это снижает издержки и улучшает деловой климат.

Хотя религия и накладывает отдельные ограничения на бытовую и материальную сторону жизни, их масштаб не стоит преувеличивать. Гораздо большую роль играют местные обычаи и сложившаяся социально-политическая система.

РЕЛИГИЯ И ВЛАСТЬ: ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ТАДЖИКИСТАНЕ | Опубликовать статью ВАК, elibrary (НЭБ)

Кушкумбаева А.Ж.

Докторант PhD кафедры политологии КазНУ имени аль-Фараби

РЕЛИГИЯ И ВЛАСТЬ: ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ТАДЖИКИСТАНЕ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности государственного регулирования религиозной жизни таджикского общества, также частично проанализирована специфика взаимоотношений властей Республики Таджикистан с Партией исламского возрождения.

Ключевые слова: Таджикистан, ПИВТ, религия.

Kushkumbayeva A.Zh.

PhD student at the Department of Political Science Al-Farabi Kazakh National University

RELIGION AND AUTHORITIES: PECULIARITIES OF POLITICAL PRACTICE IN TAJIKISTAN

Abstract

The article describes the features of state regulation of religion in Tajik society. Also there is an attempt to analyze the specifics of the relationship between authorities and the Islamic Revival Party of Tajikistan.

Keywords: Tajikistan, the Islamic Revival Party of Tajikistan, religion.

 

На рубеже 2010-х гг. власти Таджикистана столкнулись с активизацией террористических группировок в стране. Также соседство с Афганистаном позволяет активистам радикальной оппозиции периодически находить укрытие в нем, как это было в августе 2010 г. На данный момент деятельность радикальных экстремистских групп несет угрозу стабильности на региональном уровне и в трансграничных зонах. Однако пока их деятельность носит не масштабный характер, и при условии принятия своевременных и эффективных мер по их локализации, не способна угрожать стабильности страны.

Ислам и религиозные авторитеты играют очень важную роль в жизни таджикского общества. Правительство со своей стороны стремится более жестче регламентировать религиозную сферу и пресечь появление радикалов. Небезызвестно, что в таджикском обществе еще устойчивы воспоминания о прошедшей гражданской войне. Власти страны эту тему активно используют для консолидации общества.

Вопрос национального единства также активно используется и политической оппозицией. В преддверии президентских выборов 2013 г. ряд представителей интеллигенции и гражданского общества обратились к президенту Э. Рахмону с открытым письмом, где они выразили тревогу по поводу нездоровых процессов в политической и социально-экономической жизни Таджикистана (1).

В целом, власти Таджикистана стремятся учитывать растущую роль религии в жизни общества. Учитывая тот факт, что абсолютное большинство населения является мусульманами-суннитами, парламент страны 2 апреля 2009 г. придал суннизму ханафитского мазхаба официальный статус.

Но зачастую попытки правительства регулировать религиозную сферу носят административно-запретительный характер как запрет на посещение мечетей, ношение религиозных атрибутов, обучение в исламских учебных заведениях или обсуждавшиеся попытки установить зарплату официальным имам-хатибам за счет госбюджета. Следует отметить, официально признанное духовенство в силу его зависимости от властей воспринимается населением как «хукумати», т.е. «государственное духовенство».

Влияние ислама в стране растет. Квота на количество паломников в Таджикистане составляет 5,5 тыс. человек. Ежегодно она заполняется полностью, но желающих совершить хадж гораздо больше. Несмотря на это, Духовное управление мусульман РТ страдает от недостаточности авторитета в глазах верующих.

Власти, чтобы поддержать муфтият, оттесняют на периферию Партию исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), действующую в рамках светских принципов. Но такого рода давление может спровоцировать отток части верующих в нелегальные и экстремистские религиозные образования.

Активизация религиозных экстремистов также является тревожным процессом. Согласно данным МВД РТ, ежегодно происходит задержание сотен членов радикальных религиозных организаций – «Хизб-ут-Тахрир», ИДУ. В республике за последних два года были осуждены более 250 активистов радикальных движений. Наблюдается трансформация деятельности радикалов, как например, использование неформальных кружков, социальных сетей и т.д.

Меры властей по противодействию экстремизму носят несколько упрощенный и прямолинейный характер: увеличивается только количество задержанных и осужденных. Так, согласно данным ГКНБ, в течение января-апреля 2013 г. были задержаны 75 предполагаемых членов террористических организаций, и среди задержанных предполагаемых террористов были даже смертники (2).

Нередко росту радикализма способствуют сами власти, вводя различные ограничения, как например, табу на посещение женщинами и подростками мечетей, запреты на ношение хиджабов и др. Наблюдатели не без основания отмечают, что путь запретов очень опасен. «Каждое действие вызывает соответствующее противодействие. Так, светский радикализм порождает крайние религиозные идеи и наоборот», – отмечает политолог Р.Г. Абдулло (3).

Как было отмечено выше, власти страны стремятся поэтапно вытеснить ПИВТ с политической арены. Информационная кампания в этих целях приобрела особенно активный характер в предвыборный период лета-осени 2013 г. По национальному телевидению регулярно транслировались материалы, порочащие ПИВТ и неформальных религиозных авторитетов. После президентских выборов заместитель председателя ПИВТ М. Хаит заявил, что «в течение почти полутора месяцев нет дня, когда посредством информационных программ государственных телеканалов Таджикистана не были бы показаны сюжеты, дискредитирующие ПИВТ и ее руководителей» (4).

Комитет по делам религии Таджикистана перманентно предпринимает попытки ограничить влияние авторитетных сторонников ПИВТ в религиозной сфере. Например, сначала на три месяца был снижен статус соборной мечети братьев Тураджонзода, где по пятницам собиралось до 10 тыс. прихожан. Затем братья Нуриддин и Махмуджон Тураджонзода были лишены сана имам-хатиба. Кроме того, Нуриддина Тураджонзода и его другой брат Акбар Тураджонзода решением суда были приговорены к штрафу за оскорбление руководителя Совета исламских улемов (5).

Власти страны стараются препятствовать распространению экстремистских идеологий, и с этой целью стремятся ограничить количество обучающихся в религиозных учебных заведениях за рубежом (6). Известно, что возвращение таджикских студентов из зарубежных медресе началось в 2010 г. после известного призыва президента Э. Рахмона к родителям вернуть своих детей из исламских стран (7). Согласно новым правилам, теперь граждане Таджикистана могут обучаться за рубежом только после окончания Исламского института Таджикистана.

В июле 2013 г. состоялась встреча президента Э. Рахмона с исламским духовенством, где ряд выступающих призвали закрыть ПИВТ, обосновывая это тем, что «в исламе нет партий» (8). По существу, призывы провластного духовенства являются средством давления на ПИВТ и снижения ее легитимности.

Давление властей на ПИВТ и неформальных религиозных лидеров не является прямой борьбой с религией. Верхи страны справедливо рассматривают последних как политических конкурентов.

ПИВТ при официальной численности около 30 тыс. членов — ключевая легитимная оппозиционная сила. Тем не менее лидер ПИВТ М. Кабири стремится сохранить диалог с властями и зачастую занимает осторожные позиции и избегает острой критики в их адрес. И лидеры партии стараются не участвовать в президентских выборах, объясняя это трагическим опытом раскола общества и нежеланием вновь обострять обстановку. К тому же, ПИВТ ослабила свои позиции в после смерти ее основателя Саид Абдулло Нури в 2006 г.

Партия поддерживает меры правительства по ограничению деятельности салафитов, так как не разделяет их идейно-религиозных воззрений. Однако исламская партия не считает правомерным активное вмешательство государства в религиозно-политическое поле (9).

В то же время облеченная в светские политические формы ПИВТ не очень популярна среди консервативных мусульман. Согласно оценкам наблюдателей, на этом фоне активизировались неофициальные религиозные течения. Данная ситуация свидетельствует об усилении тенденции отчужденности определенной части населения от легализованных форм религиозной деятельности.

Литература

1 Мэр Душанбе поделился своим видением факторов, которые угрожают национальному единству // Asia-Plus URL: http://www.news.tj/ru/node/149214 (дата обращения: 6 июня 2013 г.).

2 Представители интеллигенции и гражданского общества просят президента заступиться за З. Саидова // Asia-Plus URL: http://news.tj/ru/news/predstaviteli-intelligentsii-i-grazhdanskogo-obshchestva-prosyat-prezidenta-zastupitsya-za-z-sa (дата обращения: 6 июня 2013 г.).

3 Саркорова А. Таджикистан: исламизм от нищеты и безысходности // BBC – Русская служба URL: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2011/01/110125_tajikistan_radicalism_growth.shtml (дата обращения: 25 января 2011 г.).

4 Таджикским студентам советуют не попадаться в сети террористических организаций // URL: www.rosbalt.ru/exussr/2013/04/30/1124364.html (дата обращения: 20 июля 2013 г.).

5 Социальная несправедливость в Таджикистане порождает радикализм // Deutsche Welle URL: www.dw.de/a-16901717 (дата обращения: 1 июля 2013 г.).

6 Юлдашев А. «Хаит: власти оказывают давление на новоизбранного главу ПИВТ по ГБАО» // Asia-Plus URL: http://news.tj/ru/node/168105 (дата обращения: 24 августа 2013 г.).

7 Толерантно ли таджикское общество? // Радио Озоди URL: http://rus.ozodi.org/content/article/25234528.html (дата обращения: 19 января 2014 г.).

8 На сегодня из исламских стран возвращено в Таджикистан свыше 2 тыс. 700 студентов // Таджикское телеграфное агентство URL: http://tajikta.tj/popular-news/detail.php?ID=18919 (дата обращения: 16 января 2014 г.).

9 Таджикистан: Совет богословов призывает священнослужителей прекратить отвлекать юношей от учебы на молитвы // “Фергана” – информационное агентство URL: http://www.fergananews.com/news.php?id=15493 (дата обращения: 8 сентября 2010 г.).

10 Духовенство Таджикистана выступило против ПИВТ // Asia – Plus URL: http://news.tj/ru/node/157324 (дата обращения: 4 июля 2013 г.).

11 Саркорова А. Таджикистан – исламизм от нищеты и безысходности // BBC – Русская служба URL: www.bbc.co.uk/russian/international/2011/01/110125_tajikistan_radicalism_growth.shtml (дата обращения: 25 января 2011 г.).

References

1 Me’r Dushanbe podelilsya svoim videniem faktorov, kotorye ugrozhayut nacional’nomu edinstvu // Asia-Plus URL: http://www.news.tj/ru/node/149214 (data obrashheniya: 6 iyunya 2013 g.).

2 Predstaviteli intelligencii i grazhdanskogo obshhestva prosyat prezidenta zastupit’sya za Z. Saidova // Asia-Plus URL: http://news.tj/ru/news/predstaviteli-intelligentsii-i-grazhdanskogo-obshchestva-prosyat-prezidenta-zastupitsya-za-z-sa (data obrashheniya: 6 iyunya 2013 g.).

3 Sarkorova A. Tadzhikistan: islamizm ot nishhety i bezysxodnosti // BBC – Russkaya sluzhba URL: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2011/01/110125_tajikistan_radicalism_growth.shtml (data obrashheniya: 25 yanvarya 2011 g.).

4 Tadzhikskim studentam sovetuyut ne popadat’sya v seti terroristicheskix organizacij // URL: www.rosbalt.ru/exussr/2013/04/30/1124364.html (data obrashheniya: 20 iyulya 2013 g.).

5 Social’naya nespravedlivost’ v Tadzhikistane porozhdaet radikalizm // Deutsche Welle URL: www.dw.de/a-16901717 (data obrashheniya: 1 iyulya 2013 g.).

6 Yuldashev A. «Xait: vlasti okazyvayut davlenie na novoizbrannogo glavu PIVT po GBAO» // Asia-Plus URL: http://news.tj/ru/node/168105 (data obrashheniya: 24 avgusta 2013 g.).

7 Tolerantno li tadzhikskoe obshhestvo? // Radio Ozodi URL: http://rus.ozodi.org/content/article/25234528.html (data obrashheniya: 19 yanvarya 2014 g.).

8 Na segodnya iz islamskix stran vozvrashheno v Tadzhikistan svyshe 2 tys. 700 studentov // Tadzhikskoe telegrafnoe agentstvo URL: http://tajikta.tj/popular-news/detail.php?ID=18919 (data obrashheniya: 16 yanvarya 2014 g.).

9 Tadzhikistan: Sovet bogoslovov prizyvaet svyashhennosluzhitelej prekratit’ otvlekat’ yunoshej ot ucheby na molitvy // “Fergana” – informacionnoe agentstvo URL: http://www.fergananews.com/news.php?id=15493 (data obrashheniya: 8 sentyabrya 2010 g.).

10 Duxovenstvo Tadzhikistana vystupilo protiv PIVT // Asia – Plus URL: http://news.tj/ru/node/157324 (data obrashheniya: 4 iyulya 2013 g.).

11 Sarkorova A. Tadzhikistan – islamizm ot nishhety i bezysxodnosti // BBC – Russkaya sluzhba URL: www.bbc.co.uk/russian/international/2011/01/110125_tajikistan_radicalism_growth.shtml (data obrashheniya: 25 yanvarya 2011 g.).

Религия в Таджикистане: важные факты и цифры

Оишимая Сен Наг, в обществе

Мечеть Масджиди Джами в Худжанде, Таджикистан. Кредит редакции: Милош Масланка / Shutterstock.com.

Ислам — религия большинства жителей Таджикистана.Это неотъемлемая часть культуры региона. Тем не менее, Таджикистан — светская страна, в которой Конституция страны предоставляет право на свободу религии жителям страны. Страна уникальна своим законом, который запрещает лицам младше 18 лет публично исповедовать религию.

Ислам: самая распространенная религия в Таджикистане

Ислам суннитского толка является религией большинства жителей Таджикистана.Это религия почти 95,7% населения страны. Только 3% населения исповедуют шиитский ислам, еще одну важную ветвь ислама. Другие конфессии ислама с приверженцами в Таджикистане включают исмаилизм и некоторые суфийские ордена. Исмаилизму удалось выжить в небольших очагах в отдаленных районах горного Памира, где последователям удалось избежать преследований.

Ислам в Таджикистане во время советской власти

В советское время было предпринято несколько попыток снизить популярность и практику ислама в Таджикистане.Общая борьба советского правительства с религиозной практикой на протяжении нескольких десятилетий сказывалась на религиозной среде Таджикистана. Преследования во имя религии, снос мечетей, убийства влиятельных религиозных лидеров и общая волна действий правительства против соблюдения религии в стране произошли во время советской власти. Однако, несмотря на меры, принятые советским режимом, ислам в Таджикистане не пострадал, и популярность религии не ослабевала.

Ислам в Таджикистане после обретения независимости

После окончания советского правления вновь сформированное таджикское правительство приняло меры, которые закрыли большое количество незарегистрированных мечетей в стране, что привело к всеобщему убеждению, что действия правительства на самом деле были против ислама.Однако были также приняты меры по поощрению этой религии, такие как организация международного симпозиума в память о Абу Ханифе, суннитском мусульманском правоведе, и планирование строительства впечатляющей мечети в стране.

Религии меньшинств Таджикистана

Русская Православная

Вторая по распространенности религия в Таджикистане — православие.Свято-Николаевский собор в Душанбе обслуживает последователей этой религии, большинство из которых являются переселенцами из России и Украины. Небольшое население страны также исповедует некоторые другие христианские конфессии.

Римский католицизм

Эту религию исповедует очень небольшое население Таджикистана. В стране проживает около 326 католиков, которые обслуживаются тремя приходами в стране.

Индуизм

Индуизм в Таджикистане исповедует меньшинство. Религия была представлена ​​и распространена здесь в основном миссионерами ИСККОН. Центр ИСККОН существует в Душанбе.

Другие религии меньшинств Таджикистана

Зороастрийцы, евреи и бахаи — некоторые из других религиозных меньшинств Таджикистана.Однако количество последователей этих групп резко сократилось в ранний период независимости из-за волны эмиграции.

  1. Главная
  2. Общество
  3. Религия в Таджикистане: важные факты и цифры

В Таджикистане молодежь воспринимает атеистов как врагов религии

Еще в 30-е годы в Таджикистане существовало «Общество атеистов», которое свободно действовало и явно пользовалось государственной поддержкой.Но сейчас атеисты из-за агрессивной реакции общества предпочитают оставаться тихими и тихими.


Следуйте за нами в LinkedIn


Хафиз Бобооров. Фото DW

Таджикский ученый Хафиз Бобойров родился 45 лет назад в обычной мусульманской семье. В 6 классе он прочитал о египетском фараоне, объявившем себя богом. Это вызвало его первые мысли об атеизме.

— Насколько я помню, я всегда внутренне общался с Богом.О смысле человеческой жизни, полной проблем, лишений, боли и шрамов, говорит Бобоеров.

Но, по его словам, ответов на свои вопросы он не получил.

— Однажды я пошел на новое сельское кладбище, сел возле могил и подумал о секретах бытия и небытия. Потом, когда я прочитал книги, я невольно задумался об этом. Ни одна из философских книг, в том числе труды атеистов, не дала однозначного ответа, говорит Бобоеров.

Бобоеров обратился к атеизму после прочтения самых известных религиозных книг, таких как Авеста, Коран и Библия.

По словам Бобойрова, сегодня нет научных доказательств, указывающих на существование или несуществование Бога, а атеизм — единственное классическое учение, которое служит альтернативой религии.

Бобойров говорит о вопросах веры только с единомышленниками, так как считает, что обычные люди слишком щепетильны к религиозным темам, а каждое сомнение воспринимают как оскорбление и клевету.

Несмотря на свои атеистические взгляды, Бобоев создал условия для членов своей семьи, чтобы каждый из них мог чувствовать себя в атмосфере свободного выбора веры и убеждений.

«Создание общества, в котором каждый волен выбирать свою веру — это моя позиция, мои социальные и философские предложения», — сказал Хафиз Бобоеров.

Во времена СССР атеизм был частью государственной идеологии. Фото: ТАСС

Последние несколько лет Бобоев живет в Европе.

Общество чувствительность к атеизму

Лет тридцать назад никого не удивили бы особые взгляды Бобойорова и его соратников.В 1930-е годы в Советском Таджикистане действовало официально признанное «Общество атеистов Таджикской ССР». Атеизм был частью советской политической стратегии и идеологии в целом.

Однако после распада Советского Союза мнение государства и общества относительно религии изменилось. Роль религии в обществе выросла, и теперь стало трудно провозгласить свободный выбор религии.

В настоящее время большинство граждан Таджикистана идентифицируют себя как мусульмане, а некоторые — как приверженцы других религий.

По данным Радио Озоди, Комиссия по религиозным свободам США в своем годовом отчете за 2016 год заявила, что подавляющее большинство граждан Таджикистана являются верующими и только 0,01% — атеистами.

Несмотря на свою небольшую численность, атеисты подвергаются критике со стороны большинства верующих.

Несколько лет назад в районе Рудаки было совершено нападение на учителя Зафара Кабутова, говорившего со школьниками об атеизме.

В то же время представители исламского духовенства подвергли критике взгляды Кабутова.

Еще один повод, когда атеистов подверглись резкой критике, — деятельность общества «Мир мыслей». Таджикский философ Комил Бекзода создал его в 1993 году с группой единомышленников. В ходе встреч обсуждались вопросы бытия и небытия, а в начале 2014 года организация выпустила брошюру «Ментальность будущего». В этой работе члены Мира Мыслей утверждали, что в результате философского исследования они установили, что бога нет.Эта книга вызвала резкую критику в СМИ и социальных сетях.

Известный таджикский религиозный лидер Эшон Махмуджон Тураджонзода опубликовал в СМИ ряд критических статей, в которых назвал выводы общества ложными, приводя примеры и приводя доказательства.

Атеисты составляют в явном меньшинстве

Зулайхо Усмонова. Фото из профиля в Facebook

Доктор философских наук Зулайхо Усмонова считает, что причиной такой нетерпимости является то, что людям сложно принимать разные мнения, особенно это касается совести и религии.

— Сейчас атеистов меньшинство. Это меньшинство, живущее под давлением и ненавистью. По этой причине люди — не только молодежь — предпочитают скрывать свои религиозные и нерелигиозные убеждения », — говорит Усмонова.

Между тем, по ее словам, в некоторых развитых странах заметно снижается роль религии в обществе и в мышлении людей.

Критика и преследование атеистических убеждений

Амин Каримов (имя и фамилия изменены) — еще один таджикский атеист, который говорит, что родился в семье муллы.Родители воспитывали Амина в духе ответственности перед Богом за взятые на себя обязательства.

Каримов на втором курсе университета задумался об атеизме и начал читать атеистическую литературу. В это время он написал свою первую статью на тему атеизма, после чего был высмеян однокурсниками.

По его мнению, таджикское общество нетерпимо, и всякий раз, когда Каримов говорит о своих убеждениях, он всегда встречает нетерпимую реакцию со стороны окружающих.Каримов говорит, что слышал сотни оскорблений и клеветы против своих атеистических убеждений.

Законодательство запрещает оскорбления на основании атеистических убеждений

Таджикистан демонстрирует резкую реакцию и нетерпимость, несмотря на Закон Республики Таджикистан «О свободе совести и религиозных объединениях». В нем содержится правило, запрещающее «разжигание всякого рода ненависти и религиозных конфликтов, оскорбление религиозных и атеистических убеждений граждан».

Афшин Муким.. Фото Ozodi.org

Пресс-секретарь Комитета по делам религии, традиций, праздников и обычаев при Правительстве Республики Таджикистан Афшин Муким , как отметил в интервью CABAR.Asia, законодательство Таджикистана обеспечивает права атеистов.

— Учитывая тот факт, что наше общество традиционное, не исключено, что иногда отношения бывают неравномерными. Возможны случаи, выходящие за рамки допуска. Однако Конституция Таджикистана и другие соответствующие законы обеспечивают гарантии для обеспечения всех прав этих людей.Никто не имеет права выражать чью-либо веру или неверие », — сказал Афшин Муким.

Муким затруднился назвать число атеистов.

— Информация о приверженцах различных религий поступает из существующих религиозных объединений. То есть, когда человек атеист, он не принадлежит ни к какой религиозной организации, — уточнил Муким.

«Нетерпимость — результат незнания религии»

Абдуфатох Вохидов. Фото CABAR.asia

По словам журналиста Абдуфатоха Вохидова , в Таджикистане как минимум последние сто лет люди с детства воспитывались в отрыве от религии.Люди узнали об исламе и других религиях от старшего поколения.

— То есть знания об исламе у большинства населения страны были ненаучными, неполными и поверхностными. Государство не заинтересовано в исправлении этой ситуации. В школах даже не обучают основам религии. В результате молодые люди ошибаются, попадая под влияние различных религиозных течений, — говорит Вохидов.

По его мнению, из-за отсутствия достоверных религиозных знаний молодые люди не способны понимать религиозные представления и не могут самостоятельно отличить хорошее от плохого.

— Некоторые люди всегда негативно воспринимают иную точку зрения. Желание сопротивления служит им средством защиты. Поэтому молодежь воспринимает атеистов как врагов религии », — говорит Вахидов.


Публикация подготовлена ​​в рамках проекта IWPR «Укрепление связей и повышение голоса в борьбе с радикализацией в Центральной Азии».

Если вы обнаружили орфографическую ошибку, сообщите нам об этом, выделив этот текст и нажав Ctrl + Enter .

Население Таджикистана в 2020 году (Демография, карты, графики)

Таджикистан, официально Республика Таджикистан, является страной, не имеющей выхода к морю, в Центральной Азии, граничащей с Афганистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Китаем. Более 90% территории страны покрыто горами.

Таджикистан Демография

Большинство жителей Таджикистана принадлежат к персоязычной группе таджиков (79,9%), но есть большие группы узбеков (15,3%) и русских (1%), численность которых сокращается из-за эмиграции.Этнические русские составляли 7,6% населения в 1989 году, а после гражданской войны в Таджикистане с 1992 по 1997 год эта цифра упала до 1%. Памирцы Бадахшана (регион на юго-востоке Таджикистана и северо-востоке Афганистана) считаются частью таджиков. (Впрочем, таджиками называют всех граждан страны.)

Ягноби живут в горных районах на севере Таджикистана и насчитывают около 25 000 человек. Вынужденная миграция в 20 веке резко сократила их население.

Официальный язык — таджикский, но также часто используется русский. В Таджикистане очень высокий уровень бедности, но высокий уровень грамотности, потому что в нем сохранилась советская система бесплатного образования. Около 99,5% населения умеют читать и правильно.

Таджикистан Религия, экономика и политика

Территория, на которой сейчас находится Таджикистан, была в основном исламской с тех пор, как арабы принесли эту религию в регион в 90–198-х годах 90–199 века, и она во многом вошла в культуру страны.96% населения исповедуют религию, 90,4% из которых — сунниты, а 5,6% — шииты. Русское православие — следующая по распространенности религия, на которую претендует 2,6% населения. Остальные цифры либо нерелигиозны, либо имеют другую религию.

Таджикистан борется с неразвитой системой здравоохранения и высоким уровнем бедности. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении сегодня составляет около 66 лет, а уровень младенческой смертности — 37 на 1000. Таджикистан также является единственной страной в мире, где наблюдается рост полиомиелита: в 2010 г. было подтверждено 458 случаев заболевания по сравнению с 0 в 2008 г.

История населения Таджикистана

Бухарские евреи жили в этом регионе со II века до нашей эры, но сейчас их практически не осталось. Немецкое население в стране составляло почти 39 000 человек в 1979 году, но после распада Советского Союза оно почти исчезло из-за эмиграции в Германию. Около 1 миллиона таджиков работают за границей, в основном в России, а 70% женского населения проживает в деревнях.

Религия в Таджикистане

Таджикистан — государство в Центральной Азии, окруженное Афганистаном, Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном.Он известен скалистыми горами, популярными среди любителей пеших прогулок и скалолазания. В Фанских горах, недалеко от столицы страны Душанбе, есть заснеженные вершины, высота которых превышает 5000 метров. Ареал охватывает Искандеркульский заповедник, известное место обитания птиц, названное в честь Искандеркуля, бирюзового озера, образованного ледниками. Самая красивая страна таджикистана в мире, столица такистана душанбе Мое оборудование: камера https://amzn.to/2WkH8QW Монтаж видео: https: //amzn.to/2QfI6tU Запись голоса: https: //amzn.to/33qgo3i Использование дронов: https: // amzn.to / 2wTvnGG Путешествие в Таджикистан | исторический документальный фильм о таджикстане на урду и хинди | спайдер телевизор | تاجکستان کی سیر ************************************************* ******** Удивительные факты на хинди и урду История и документальные фильмы о таджикистане ************************************************* ******** Ассламо Алайкум Хам Саир Караин Гей таджикистан, таджикистан Туризм, таджикистан Факты, история таджикистана, культура таджикистана, столица таджикистана душанбе, население таджикистана, виза в таджикистан для пакистанцев, таджикистан, девушки для замужества, таджикистан мужчины jaany Passport k lye aap , таджикистан Plasces Near, таджикистан kay Вид с воздуха или выстрел с дрона, таджикистан мужчины бохат с местами для посетителей курица, таджикистан с неба, удивительный таджикистан в 4k, прогулка по душанбе, удивительные факты о таджикистане на урду хинди, учеба в таджикистане, тур таджикистан | Жизнь, люди и культура, танцы, 10 фактов, которые вы не знали о таджикистане, таджикистан ки саир бхи карвайн гы, роскошный образ жизни, прекрасная жизнь, новая жизнь, экстравагантные вещи, образ жизни миллиардера, это таджикистан, короли таджикистана, места съемок фильма таджикистан , таджикистан направление, к илава таджикистан валюта, таджикистан дорогой, таджикистан богатый или бедный, таджикистан ес, чем заняться в таджикистане, экспорт таджикистана, горы таджикистана, таджикистан дихасп малумат бхи дайн гы -Лучшие пляжи таджикистана, таджикистан удивительная страна , вам нужно увидеть, чтобы поверить, самые красивые места в мире, самые невероятные места, топ-7 самых невероятных мест в таджикистане, Aaj ki ye video doston k sath share karain, ALLAH Ham sab ka hami nasir ho — ~ — ~~ — ~~~ — ~~ — ~ — Музыкальный кредит Песня: Warrio — Mortals (feat.Лаура Брем) [Выпуск NCS] Музыка предоставлена Все права защищены их законными владельцами все права принадлежат автору »и« Не владею Я не владелец этой музыки Фоновая музыка NoCopyrightSounds. Ссылка на видео: https://youtu.be/yJg-Y5byMMw — ~ — ~~ — ~~~ — ~~ — ~ — Авторы всех видео: все права принадлежат автору «и» Мне не принадлежит ************ Все права на содержание, использованное в этом видео, принадлежат правообладателю. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТКАЗ ОТ АВТОРСКИХ ПРАВ Это видео предназначено только для образовательных целей. Мы не владеем никакими авторскими правами, все права принадлежат их владельцам.Отказ от авторских прав В соответствии с разделом 107 Закона об авторском праве 1976 года допускается «добросовестное использование» в таких целях, как критика, комментарии, сообщения новостей, обучение, стипендии и исследования. Добросовестное использование — это использование, разрешенное законом об авторских правах, которое в противном случае могло бы нарушать авторские права. Некоммерческое, образовательное или личное использование склоняет чашу весов в пользу добросовестного использования. ВЕСЬ КРЕДИТ ПЕРЕДАЕТ РЕАЛЬНОМУ ВЛАДЕЛЬЦУ ВИДЕО! ************ все видео кредиты c a t w Т К https: // youtu.be / lVA80ZsJ38g М Б З Н https://youtu.be/MKdjEutftJs А Р T H F F А Т Е В К р н з м https://youtu.be/5Ye89ACqi34 К К К К http: // youtu.be / gzZvRg9x4Ho S E A E A E A https://youtu.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *