Выход на рынок Польши: экспортная поддержка
Подоходный налог для физических лиц
В Польше действуют два вида подоходного налога — один для физических лиц (PIT), а второй (CIT) для других субъектов, в том числе в первую очередь, юридических лиц, а также лиц, не имеющих статуса юридического лица. Их конструкция очень похожа, хотя, конечно, есть различия, являющиеся следствием различий между физическими и юридическими лицами.
Это означает, что каждый субъект, получающий прибыль в Польше, будет подпадать под режим одного из этих налогов. Несколько иначе выглядит вопрос налогообложения товариществ (полного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью и товарищества на вере) — в этом случае (как правило) плательщиками налога являются участники этих товариществ (в рамках PIT или CIT в зависимости от того, если участником является физическое лицо или юридическое лицо, или организационная единица, не имеющая статуса юридического лица), а не само товарищество. Коммандитное-акционерное общество несмотря на то, что в польском торговом праве признается товариществом, для налоговых целей признается плательщиком CIT, так же как капиталовое общество (общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество), которые имеет статус юридического лица.
Объектом налогообложения в обоих налогах становится прибыль, то есть положительная разница между суммой доходов и суммой стоимости их получения (расходов по его получению) в соответствующем налоговом году. Отрицательная разница представляет собой убыток, на которую налогоплательщик может уменьшить прибыль, полученную в последовательно следующих друг за другом 5 налоговых годах (но не более 50% убытка в одном году, и убыток должен исходить из того же источника, что и прибыль). В некоторых случаях (например, дивиденды, проценты, роялти, некоторые платежи, полученные нерезидентами) объектом налогообложения является сам доход, без возможности сократить его на сумму расходов по его получению. В случае получения доходов от осуществления предпринимательской деятельности, они рассчитываются методом начисления, а не кассовым, а это означает, что доходом является любая причитающаяся сумма, даже если она не была фактически оплачена (например, выставленная предпринимателем счет-фактура представляет собой доход, даже если по ней не произведена оплата). Так же, в случае стоимости получения доходов — днем их получения считается день получения соответствующего дохода или день учета в налоговых книгах.
Расходами на получение дохода являются расходы, понесенные в целях достижения дохода или сохранения, или защиты источника дохода, за исключением тех расходов, которые подробно перечислены в законе (в ст. 23 PIT или ст. 16 CIT) как не являющиеся расходами на получение дохода. С 2018 г. существенно ограничена возможность признания расходами на получение доходов расходов на получение нематериальных услуг (например, консалтинговых услуг, исследования рынка, рекламы, управления, контроля, обработки данных, страхования, гарантий, поручительств, предоставления имущественных прав и нематериальных активов, передачи риска неплатежеспособности должника) у аффилированных лиц или лиц, имеющих местонахождение в так называемых налоговых гаванях. В таком случае, расходами на получение доходов можно признать затраты на приобретение вышеуказанных услуг только на сумму 5% EBITDA. Существенные изменения произошли также в случае так называемой тонкой капитализации и принципов долгового финансирования. Проще говоря, к расходам на получение дохода нельзя отнести расходы на долговое финансирование на сумму, которая превышает 30% EBITDA, за исключением случаев, когда превышение стоимости долгового финансирования над процентным доходом не превышает 3 млн злотых. Подход польских налоговых органов к вопросам классификации расходов на получение дохода, к сожалению, довольно строгий, а большинство налоговых споров между налогоплательщиками и налоговыми органами касаются именно возможности признания данного расхода в качестве расходов на получение дохода.
Налоговым периодом для налогоплательщика PIT всегда является календарный год. Для налогоплательщиков CIT, если только иное не предусмотрено в уставе или договоре общества, налоговым периодом является также календарный год, однако налогоплательщик CIT может принять иное решение, тогда налоговым периодом становится период последующих 12 календарных месяцев.
Обязанность по уплате налогов лежит на налоговых резидентах по прибыли, полученной за пределами Польши, независимо от места ее получения, а также на нерезидентах, если источник прибыли находится на территории Польши. Налоговым резидентом Польши считается физическое лицо, которое имеет место жительства на территории Польши (в свою очередь, местом жительства считается наличие сферы личных или экономических интересов на территории Польши или пребывание на территории Польше более 183 дней в налоговом году) или плательщик подоходного налога с юридических лиц CIT, головной офис или правление которого размещается на территории Польши. В остальных случаях (нерезиденты) уплачивать налог с доходов обязаны субъекты, которые получили доход (или прибыль) на территории Польши. Оба закона о налогах содержат примерный список видов прибыли, полученных на территории Польши (например, деятельность, осуществляемая на территории Польши через зарубежное учреждение зарубежного налогоплательщика, прибыль от недвижимости, расположенной на территории Польши, прибыль от ценных бумаг, допущенных к обороту на территории Польши, доход с процентов, дивидендов, роялти), хотя этот список не является окончательным. В случае некоторых видов прибыли, как, например, налог с процентов, авторских прав, товарных знаков, ноу-хау, художественной деятельности, деятельности по организации зрелищных, спортивных и развлекательных мероприятий, консультационной, юридической, бухгалтерской и рекламной деятельности, деятельности по подбору персонала, деятельности по хранению и обработке данных, субъект, выплачивающий платёж, обязан удержать налог с источника по ставке 20% от дохода (не прибыли), если договор об избежание двойного налогообложения не предполагает иного. В случае оказания транспортных услуг ставка налога составляет 10%, а в случае выплаты дивидендов — 19%. Осуществление деятельности в Польше российским предпринимателем даже без открытия юридического лица или представительства на территории Польши может и так вести к обязательству по уплате налога с доходов, полученных на территории Польши.
Оба закона о налогах предусматривают взимание налогов с доходов контролируемой иностранной компании по ставке 19%, то есть де-факто неразделённой прибыли, оставленной в контролирующем субъекте польским налогоплательщиком. Контролируемой иностранной компанией является иностранное юридическое лицо, головной офис которого (независимо от доли участия в уставном капитале) располагается на территории так называемых налоговых гаваней или в государстве, с которым Польша или Европейский союз не заключили международного договора об обмене налоговой информацией. Дополнительно контролируемой иностранной компанией признаётся субъект, в котором налогоплательщик обладает (напрямую или косвенно, самостоятельно или совместно с аффилированными лицами) по крайней мере: 50% участием в капитале, или правом 50% голосов в контрольных органах, или имеет 50% прав в распределении прибыли, а минимум 33% доходов этого субъекта имеет пассивный характер (например, проценты, дивиденды и т. д.) и эта компания фактически заплатила в стране своего налогового резидентства меньший подоходный налог, чем если бы заплатила его в Польше, являясь польским налоговым резидентом.
Нововведением 2018 г. является налог, выплачиваемый с доходов, полученных от владения основным средством, расположенным на территории Польши, в форме торгово-сервисного или офисного здания, начальная стоимость которого более 10 млн злотых. В таком случае налогоплательщик (как PIT так и CIT) обязан ежемесячно оплачивать налог в размере 0,035% налоговой базы, рассчитанной как начальная стоимость этого здания, уменьшенная на сумму 10 млн злотых.
Оба закона о налогах возлагают на налогоплательщиков обязанность по отчетности и представлению деклараций. Если налогоплательщики CIT обязаны вести полный бухгалтерский учет (бухгалтерия и финансовая отчетность), то налогоплательщики PIT до момента пока не превысили лимит чистого дохода в размере 2 млн евро, могут применять упрощенную форму учета в виде налоговой книги доходов и расходов.
В случае операций между аффилированными лицами, имеющими существенное влияние на размер прибыли или потери налогоплательщика, чьи доходы или расходы на получение доходов, превысили сумму, эквивалентную 2 млн евро (это влияние, чтобы стать существенным, должно составлять не менее эквивалента 50 тыс. евро) или сделки с субъектом, головной офис которого расположен в стране, которая применяет вредную налоговую конкуренцию (эти страны указаны в распоряжении министра финансов) на сумму, превышающую эквивалент 20 тыс. евро, необходима подготовка налоговой документации для такой сделки или события без предварительного вызова налогового органа. Документация трансфертных цен относительно подробно описана и должна содержать подробное описание проведённой транзакции, а также обосновывать определение уровня цены сделки. Налоговый орган может потребовать предоставить такую документацию, также, как и потребовать её составления для транзакции, размер которой не превысил указанных лимитов. В случае связанных субъектов существует обязанность применения так называемого принципа arm’s length, т. е. определения таких условий транзакции, которые определили бы между собой не аффилированные лица, работающие на открытом, конкурентном рынке. В целях ограничения риска признания выбора трансфертной цены неправильной, существует возможность обратиться в соответствующий налоговый орган (к Руководителю Государственной налоговой администрации) о выдаче решения, признающего сопоставимость существенных условий, определённых между субъектами, связанными с условиями, которые определили бы между собой независимые субъекты. Однако получение соответствующего решения сравнительно длительное (в зависимости от количества участвующих налоговых юрисдикций и может длиться от 6 до 18 месяцев) и ему предшествует налоговое производство, за которое необходимо внести оплату в размере 1% от стоимости транзакции (хотя закон предусматривает минимальную и максимальную сумму оплаты).
В заключение этой части стоит отметить, что с июля 2016 г. в польском налоговом законодательстве (Налоговая ординация) действуют общие положения против уклонения от уплаты налогов. В соответствии с ее положениями, действие осуществляемое прежде всего в целях достижения налоговой выгоды, противоречащей предмету и целям налогового законодательства, не влечет достижение налоговой выгоды, если способ операции был искусственный, а налоговые последствия определяются на основании такого положения вещей, какой мог бы быть, если бы действие было бы совершено надлежащим образом. Пункт не применяется в случае, если сумма выгоды не превышает 100 тысяч злотых или если налогоплательщик получил так называемый гарантирующее заключение или, когда ситуация касается НДС, который регулируется отдельно. Содержание общего положение весьма широко и дает большие возможности для интерпретации налоговым органам.
Подоходный налог с юридических лиц
Налогоплательщиками CIT являются юридические лица, а также капиталовые общества (общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество) в организации, коммандитно-акционерные товарищества, а также любые другие организационные единицы, не имеющие статуса юридического лица (например, жилищные, избирательные комитеты, ассоциации), за исключением простого товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью и товарищества на вере. В случае этих трех видов ведения хозяйственной деятельности (хотя с точки зрения гражданского права они не имеют статуса юридического лица), налогоплательщиками являются участники этих товариществ. В случае, если прибыль в Польше получает иностранное товарищество, которое в стране его регистрации рассматривается как юридическое лицо, то такое товарищество будет также налогоплательщиком CIT. Последней категорией налогоплательщиков CIT является, так называемая, налоговая группа компаний. С 2018 года упрощен процесс создания налоговых капиталовых групп путем уменьшения требований относительно среднего уставного капитала (в настоящее время средний уставный капитал общества должен составлять 500 тыс. злотых), а также смягчены требования по участию материнской компании в капитале дочерней компании (в настоящее время-75%). Кроме того, чтобы создать налоговую капиталовую группу, дочерние компании не могут владеть долей в уставном капитале других обществ, входящих в эту группу, общества, входящие в группу, не могут иметь задолженностей по налогам, договор на создание налоговой капиталовой группы должен быть заключен минимум на 3 года в форме нотариального акта, а прибыль, полученная группой ежегодно должен составлять не менее 2% от доходов (3% до 2018 года). Несмотря на смягчения условий создания налоговых капиталовых групп, они все еще являются жесткими, и эта форма непопулярна в Польше.
В налоге CIT до конца 2017 года не было разделения доходов на источники, и прибыль, определялись всеми доходами и расходами на их получение. Начиная с 2018 г., классификацию приобрели источники доходов — доходы от прироста капитала, с которых прибыль определяется отдельно в отношении прибыли из других источников.
Конструкция CIT очень похожа на PIT в отношении несельскохозяйственной экономической деятельности. Некоторые различия касаются уже упомянутой конструкции налогового года, а также списка расходов, не признаваемых в качестве расходов на получения доходов и списка освобождении от налога, что в основном связано со спецификой юридических лиц. Правила, касающиеся определения размера прибыли, амортизации, способа расчета аванса по налогу остаются такими же, как и в случае первого из подоходных налогов.
Базовая ставка CIT составляет 19%, но в случае так называемых малых налогоплательщиков (налогоплательщик, у которого годовой доход не превышают 1,2 млн евро), или налогоплательщиков, начинающих ведение деятельности, она была снижена до 15%. Ставка налога на дивиденды также составляет 19%, однако объектом налогообложения является доход, а не прибыль. Закон о CIT содержит, однако, очень важное освобождение от налога на дивиденды, вытекающие из права ЕС. Польское общество, выплачивающее дивиденды, не обязано взимать налог у источника в размере 19% от суммы дивидендов, если компания получающая дивиденды — это компания, зарегистрированная в другом государстве ЕС или ЕЭЗ или в Швейцарии, которая не использует освобождение от налога на прибыль, которая владеет, по крайней мере, 10% долей в уставном капитале компании, выплачивающей дивиденды (25% в случае, когда дивиденды получает швейцарская компания) в течение 2 лет (которые могут пройти уже после выплаты дивидендов). Существует также зеркальное освобождение в случае, если польская компания получает дивиденды из другого государства-члена ЕС, ЕЭЗ или Швейцарии.
Российско-польский договор об избежании двойного налогообложения
В сфере налогообложения прибыли и имущества с точки зрения российского инвестора чрезвычайно важными являются положения польско-российского договора об избежание двойного налогообложения от 22 мая 1992 г. Он составлен на основе модельной конвенций ОЭСР об избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество и, таким образом, не отличается от стандартных договоров, заключенных обоими государствами, поэтому не требует подробного комментария. Следует, однако, подчеркнуть, что положения этого соглашения, имеют приоритет в применении перед национальным налоговым законодательством и налоговые резиденты обоих государств имеют право ссылаться на его содержание, которое может изменить правила налогообложения прибыли, вытекающие из национального законодательства.
С точки зрения инвесторов существенное значение может иметь ст. 5 упомянутого соглашения, которая назначает прибыли предприятий данного государства к государству резиденции, если не создано постоянного учреждения этого предприятия в другом государстве. В такой ситуации прибыль назначена учреждению этого предприятия подлежит налогообложению в государстве, где находится учреждение. Статья 7 соглашения ограничивает взимание налога у источника от дивидендов в размере 10% от суммы дивидендов брутто, за исключением случаев, когда выплата назначается постоянному учреждению, расположенному в государстве, в котором находится общество, выплачивающее дивиденды. В случае прибыли от процентов и роялти, а также от авторских прав, сумма налога у источника, ограничивается также размером в 10%. Гонорары директорам могут также облагаться налогом в государстве источника. В ситуации, когда право взимать налог с прибыли имеют оба государства, применяется метод налогового кредита, предусматривающий возможность вычета в государстве местонахождения налога, уплаченного в другом государстве, до суммы налога, которая подлежала бы уплате в государстве местонахождения от иностранной прибыли. Следует подчеркнуть, что даже если бы упомянутый договор не действовал, правила польского налогового права также предписывали бы применение метода налогового кредита.
Налог на товары и услуги (НДС)
В заключение стоит обратиться к регулированию налога на товары и услуги (НДС). Каждый предприниматель, который на территории Польши осуществляет возмездную поставку товаров или предоставляет услуги, или с территории Польши производит поставки товаров внутри ЕС или экспорт товаров, или на территорию Польши импортирует товары или распространяет их в рамках внутриобщественного приобретения товаров, независимо от налоговой резиденции по налогу на прибыль, подлежит обложению налогом на товары и услуги (НДС).
Польский НДС соответствует стандартам ЕС, а его содержание обусловлено требованиями Директив Е С. Учитывая это, он не будет предметом широкого анализа в настоящей работе. Но стоит отметить некоторые элементы НДС, характерные только для Польши.
Прежде всего, стоит обратить внимание на субъективную возможность освобождения от уплаты налога. Каждый налогоплательщик (субъект, ведущий предпринимательскую деятельность, если место осуществления деятельности — Польша) имеет право быть освобожденным от налога в случае, если сумма чистых продаж у данного налогоплательщика не превысила 200 тыс. злотых (в сумму не включаются поставки товаров за пределы Польши, но внутри ЕС или так называемые дистанционные продажи и оказание услуг или поставка товаров, освобожденных от НДС). Это освобождение не применяется, однако, к налогоплательщикам, предоставляющим консалтинговые, юридические и ювелирные услуги, а также осуществляющим поставки подакцизных товаров, товаров, указанных в приложении № 12 польского закона о НДС, зданий, сооружений, строительных площадок и новых транспортных средств.
Базовая ставка НДС в Польше составляет 23%, а с 2019 году она должна вернуться к размеру 22%. Действуют и две сниженные ставки — 8% и 5%, распространяющиеся на товары или услуги, которые подробно описаны и перечислены в приложениях к закону и подзаконных актах. Ставка 0% закреплена, главным образом, за экспортной деятельностью и поставками товаров за пределы Польши внутри ЕС, хотя в некоторых особых случаях применяется также и для некоторых поставок внутри страны. Налог рассчитывается ежемесячно (или ежеквартально в некоторых случаях) в срок до 25 числа месяца, следующего после месяца, в котором возникло налоговое обязательство. В тот же срок необходимо также подать налоговую декларацию. Начиная с 2018 г. все налогоплательщики, кроме самой налоговой декларации, должны еще ежемесячно передавать в электронном виде так называемый единый контрольный файл, содержащий подробный учет покупок и продаж по НДС.
Хотя правовой статус налогоплательщика связан с самим осуществлением предпринимательской деятельности, и имеет объективный характер, существует требование официальной регистрации налогоплательщиков, которая является довольно длительным процессом. Статус налогоплательщика разрешает так называемые вычеты начисленного налога и дает много других льгот, таким образом, ряд субъектов просто злоупотребляет статусом налогоплательщика, а налоговые органы проверяют правильность регистрации в качестве налогоплательщика НДС. Налогоплательщики осуществляющие продажи физическим лицам, являющимся потребителями, или фермерам, если оборот превысит 20 тысяч злотых, обязаны применять кассовые аппараты.
Важное налоговое значение имеют (разрешенные в ЕС) ограничения в праве на вычет НДС, начисленного при приобретении легкового автомобиля. Если налогоплательщик фактически не использует автомобиль на 100% в своей хозяйственной деятельности (что обусловлено также целым рядом административных требований), тогда он имеет право на вычет только 50% суммы налога, начисленного в соответствии со счетом-фактурой, как и в отношении сервисных услуг, приобретения топлива и других расходов, связанных с личными автомобилями и их эксплуатацией.
Тенденцией последних лет является расширение использования механизма обратного обязательства по НДС, что переносит на покупателя обязательство расчета налога. Это было сделано для борьбы с налоговыми патологиями, хотя эффективность такого решения спорна. На данный момент механизм обратного обязательства при поставках по стране распространяется на следующие области экономики: металлургические изделия, лом, драгоценные металлы, алюминий, свинец, цинк, олово, медь, электронные изделия (микросхемы, компьютеры, телефоны, игровые приставки, ювелирные изделия, отходы, вторичное сырье, а также строительные работы, оказанные субподрядчиком.
(Не)видимые границы
Больше ста лет, вплоть до 1918 года, территория современной Польши была разделена между тремя государствами. И хотя с тех пор сменилось уже не одно поколение, различия между российской, прусской и австрийской частями по-прежнему сохраняются в ландшафте, экономике и политических пристрастиях.
«Видны разделы» — таков популярный комментарий к разнообразным картам Польши, который сегодня можно прочитать в интернете. Он обычно носит шутливый характер (довольно часто это печальный юмор), однако метко указывает на одну из самых характерных особенностей современной Польши — то, что через сто с лишним лет после возрождения польского государства по-прежнему ясно видны пересекающие его границы между тремя разделами, то есть частями страны, которые находились под властью трех стран-захватчиков. Эти границы можно увидеть как в культурном ландшафте, так и во многих социальных и экономических явлениях. Наложите границы XIX века почти на любую тематическую карту, и вы заметите много интересного.
Речь Посполитая — государство, объединявшее Корону королевства Польского и Великое княжество Литовское, — перестала существовать в 1795 году после того, как была окончательно разделена между Австрией, Пруссией и Россией. Установленные тогда границы просуществовали, однако, недолго из-за перипетий наполеоновских войн. На Венском конгрессе в 1815 году были определены новые границы, которые оказались гораздо более долговечными — они сохранились до Первой мировой войны.
С точки зрения карты разделов XIX века современная Польша складывается, по большому счету, из четырех частей. Восток и центр страны относились к Российской империи либо объединенному с ней Царству Польскому (так называемый российский раздел). Юго-восток входил в состав габсбургского королевства Галиции и Лодомерии (австрийский раздел).
От побережья Балтики в юго-западном направлении простиралась полоса, включенная в Королевство Пруссии, а с 1871 года — в объединенную Германскую империю (прусский раздел). Четвертую часть составляют территории, не входившие в состав Речи Посполитой на момент разделов: отдельные регионы, присоединенные к Польше после Первой мировой войны (например, части Силезии, Оравы и Спиша, которые не были польскими до разделов), а также западные и северные земли, перешедшие от Германии после Второй мировой войны (в пропаганде коммунистического периода их называли возвращенными землями). Впрочем, о последней категории мы здесь подробно говорить не будем, а сосредоточимся на тех территориях, которые входили в состав польского государства перед самыми разделами и входят в него сейчас.Границы XIX-XX века на современной карте Польши. Источник: igipz.pan.pl
Следует подчеркнуть, что описанные выше границы XIX века имеют мало общего с нынешним административным делением Польши: оно представляет собой искусственное порождение бюрократии, не основанное на исторических границах.
Границы XIX века до сих пор имеют особенное значение из-за масштаба перемен, произошедших в то время не только в Польше, но и в Европе в целом. Промышленная революция и связанное с ней развитие техники и инфраструктуры, быстрый демографический рост и формирование современных общественных движений (к примеру, национализма и социализма) значительно и надолго изменили ландшафт, а также образ мышления и поведения жителей.
Наш рассказ мы начнем с того, что без труда можно увидеть во время поездки по Польше, например, из окна автомобиля или поезда.Легче всего опознать прусский раздел. Здесь до сих пор очень многие живут в старых домах из красного кирпича, покрытых красной черепицей. Правда, все новые перестройки и ремонт меняют этот облик, однако он по-прежнему узнаваем.
Встречаются и новые дома, спроектированные в подражание старинным образцам. В более бедных австрийском и российском разделах старой застройки в принципе меньше, так как здесь значительно дольше существовала традиция строительства из менее долговечной древесины. Сохранившиеся старые здания обычно и меньше, и скромнее.
Процент используемых жилых помещений, построенных до 1918 года (данные на 2002 год). Источник: igipz.pan.pl
Зато в городах можно увидеть влияние стилистики, характерной для стран-захватчиков: венского сецессиона в Галиции, русско-византийской архитектуры в российском разделе, а в прусском — типичной для Германии неосредневековой застройки с отделкой из глазурованного кирпича. Можно взглянуть на этот вопрос и с более практической точки зрения: как показывает статистика, в российском и австрийском разделе жилищные условия по-прежнему хуже, чем в прусском. Квартиры меньше размером, а людей в них живет больше. В российском разделе все еще нетрудно найти квартиры без канализации, что в прусском — большая редкость.
Процент жилых помещений, оборудованных канализацией и горячим водоснабжением (данные на 2011 год). Источник: igipz.pan.pl
Как и в застройке, есть явные различия в расположении деревень и полей. В бывшем прусском разделе большинство деревень отличаются компактностью, хотя встречаются и выселки (по-польски их называют «колонии») — отдельные поселения за пределами основного населенного пункта. В то же время, поля разделены на окружающие деревню крупные, аккуратно очерченные участки. В российском разделе система выселок распространена гораздо больше, а населенные пункты, даже если их застройка сосредоточена в одном месте, не очень компактны и не отличаются правильной формой. Поля здесь очень неровные и, как правило, меньше и у́же, чем в бывшей Пруссии. В свою очередь, в австрийском разделе преобладают длинные деревни, часто вытянутые вдоль рек. Наиболее характерно, однако, расположение полей: это очень узкие (иногда всего несколько метров!) и длинные (иногда даже в несколько километров!) полоски, тянущиеся перпендикулярно к оси застройки.
Эти различия — следствие разного подхода к решению проблемы перенаселенности деревень и укрупнения земель в XIX веке. В прусском разделе осуществили передел полей, создав крупные, процветающие хозяйства зажиточных крестьян. Более бедным приходилось искать счастья в быстро развивавшихся тогда городах. В российском разделе аналогичная реформа была предпринята поздно и лишь частично, а в австрийском разделе ее не было вовсе. Именно поэтому здесь сохранялась традиция делить хозяйство между детьми, каждому из которых полагался доступ к дороге и воде внутри деревни. Следствием стали невероятная раздробленность хозяйств и весьма неудобные для обработки формы участков.
Именно поэтому официальное название этой части австрийской империи, Королевство Галиции и Лодомерии, злые языки переделали в «королевство голиции и голодомерии». Если говорить об отношениях собственности, то на территории прусского раздела наследием прежней политики в этой сфере стала более высокая, чем в остальных частях страны, доля собственности государства (бывшие крупные землевладения) и религиозных организаций (по причине меньшего масштаба конфискации церковного имущества в XIX веке).Главным мерилом прогресса в области транспорта в XIX веке была железная дорога. И доныне железнодорожная сеть в бывшем прусском разделе значительно гуще, нежели в российском и австрийском. В прошлом эта разница была гораздо больше, однако во второй половине ХХ века она уменьшилась из-за закрытия многих линий в прусской части (печальный пример выравнивания в худшую сторону).
Железнодорожный транспорт в Польше (серые линии — границы воеводств). Источник: pl.
Впрочем, по-прежнему ощущаются последствия различного подхода стран-захватчиков к строительству железных дорог. В Германии и Австрии их строили с учетом общественных и экономических потребностей, в России же главенствовали военные соображения. В результате железнодорожные станции в российском разделе часто расположены далеко от центра города или даже в чистом поле, а количество виадуков, облегчающих переезд другого транспорта под или над рельсами, даже в городах остается небольшим. При этом пути на много километров проложены прямо, без единого поворота. В прусском и австрийском разделах станции обычно находятся гораздо ближе к центру, а пути, хотя и более извилистые, не становятся преградой для передвижения. В этом отношении достаточно сравнить число переездов через пути в Варшаве (не считая тоннеля в центре, построенного в межвоенный период) с ситуацией в Познани или Кракове. На отрезке первых 3,5 км от центрального вокзала (в Кракове и Познани — в сторону реки, а в Варшаве — на запад от упомянутого тоннеля) результаты следующие: в Кракове есть 5 переездов, в Познани — 9, а в Варшаве — всего 2.
В настоящее время ключевую транспортную функцию выполняют автострады, которые появились в ХХ веке и поэтому не несут на себе печати разделов. Но остальные дороги, включая важнейшие трассы, обычно пролегают так же, как в XIX веке. Здесь тоже заметны различия. В тогдашнем российском разделе чаще встречаются широкие и прямые, проведенные как по линейке, тракты. В остальных двух частях дороги гораздо более извилистые. В Пруссии принято было высаживать деревья вдоль дорог, превращая их в живописные аллеи. К сожалению, в наше время этими старыми деревьями часто жертвуют ради модернизации и расширения трасс.
Различия видны также в плотности населения и структуре трудоустройства жителей. Если не считать городов, плотнее всего населен бывший австрийский раздел, российский реже, а самым низким показателем плотности населения отличается прусская часть. Это связано с упоминавшейся уже спецификой расположения застройки. Например, пересекая после сумерек пограничную в прошлом реку Просну в Великопольше, поражаешься контрасту между множеством одиночных огоньков по российской стороне и чернотой прусской стороны, где лишь изредка видно крупное скопление домовладений.
Прусский раздел также остается значительно более индустриализированным по сравнению с австрийским и российским. В сельском хозяйстве здесь работает существенно меньшая часть населения, чем в промышленности. Современная статистика показывает, что аграрии в бывшем прусском разделе, а частично и в австрийском, более образованы, нежели в российском. В то же время, именно на бывших российских землях сельское хозяйство остается главным источником дохода значительно большей части домохозяйств, чем в остальных частях страны. Крупные хозяйства в прусском разделе в большей степени производят товары на продажу, а малые в Галиции — для собственных нужд. Различается и количество хозяйственных строений, приходящихся на одно хозяйство: меньше всего оно в Галиции, больше всего — в бывшем прусском разделе.
Регионы различаются и профилем сельскохозяйственной продукции. Наиболее выразительные примеры: свиноводство и выращивание рапса, на котором специализируется прусский раздел, и выращивание картофеля, более специфичное для российского и австрийского. Галицию, кроме того, отличает от граничащих с ней областей российского раздела значительно бóльшая доля пастбищ в общей площади сельскохозяйственных земель, причем не только в горах, но и на равнинах.
В деревнях также сохранилась специфика низовой организации местного сообщества. В бывшем российском разделе жизнь многих населенных пунктов сосредоточена вокруг добровольной пожарной дружины, выполняющей также разнообразные социально-культурные функции. В австрийском и прусском секторах это намного более редкое явление, поскольку там раньше начала действовать государственная пожарная охрана.
Прежние границы по-прежнему просматриваются в мировоззрении поляков. Что это: результат разделов Польши или совпадение? Основной принцип следующий: бывшие российский и австрийский разделы более консервативны, а прусский и прежние германские земли — либеральны. В целом Польша считается очень религиозной страной, однако и здесь региональные различия очень велики. Наиболее религиозно население австрийского раздела, где посещаемость воскресных месс достигает 60-70% населения, тогда как в прежних российском и прусском секторах это 30-40%, а на бывших германских землях около 30% или даже меньше. С этим связано и разное отношение к семье: в австрийском разделе, в сравнении с другими, больше венчаний, там выше рождаемость и при этом меньше внебрачных детей, а также разводов.
Несмотря на то, что столь явные различия проявляются во многих областях жизни, фразу «видны разделы», чаще всего, пожалуй, приходится слышать в связи с очередными парламентскими либо президентскими выборами. Карта электоральных предпочтений поляков складывается в удивительном соответствии с прежними политическими границами. Главный водораздел принципиально пролегает между бывшими российским и австрийским секторами, с одной стороны, и территориями, когда-то принадлежавшими Германии, — с другой. В перспективе последних десяти с лишним лет это выглядит таким образом, что на востоке и юге (российский и австрийский разделы) выигрывает партия «Право и справедливость» (Prawo i Sprawiedliwość), а на западе и севере (прусский раздел и бывшие немецкие земли) побеждает «Гражданская платформа» (Platforma Obywatelska).
Президентские выборы 2015 года, второй тур. Победители по гминам (админстративным единицам нижнего уровня). Данные: Избирательная комиссия Польши. Источник: wyborynamapie.pl
Яснее всего эта граница бывает видна во втором туре президентских выборов, когда нужно выбрать одного из двух кандидатов. В 2015 году, если смотреть по границам разделов, кандидат ПиС Анджей Дуда выиграл на бывших территориях России и Австрии, а тогдашний президент Бронислав Коморовский из ГП — на землях, принадлежавших в XIX веке Германии. Так же было и в 2010 году, когда Коморовский победил Ярослава Качиньского, получив значительный перевес на территориях бывшего прусского сектора. На последних парламентских выборах в 2019 году ПиС выиграла голосование в Сейм в большей части страны, однако на востоке это превосходство было бесспорным, на западе же — минимальным. В случае одномандатных избирательных округов (выборы в Сенат) на тех же выборах были столь же ясно видны границы разделов: на западе страны выиграла оппозиция.
Впрочем, стоит сказать о двух важных исключениях из описанного правила в электоральной географии Польши. Во-первых, речь идет о Варшаве и других крупных городах: они, в том числе расположенные на востоке страны, последовательно голосуют за ГП. Варшава и окрестности представляют собой своеобразный анклав внутри региона, где большинство жителей поддерживают ПиС. Так же обстоит дело с Краковом и Лодзью. Второе исключение — территории, заселенные преимущественно национальными меньшинствами. Например, очень выделяется на фоне окружающих территорий район Беловежской пущи на границе с Беларусью. Местные жители, главным образом белорусы, голосуют за ГП либо за Союз демократических левых сил. Попутно можно отметить также тенденции по явке: самый высокий процент характерен для крупных городов, а после них больше всего граждан приходит к избирательным урнам в консервативной Галиции.
Итак, деление Польши по границам прежних разделов по-прежнему актуально. Это явление тем поразительнее, что после окончания этой эпохи прошло более ста лет, и нет уже никого, кто помнил бы те времена. В течение этих ста лет польское государство в разных его видах — Вторая Речь Посполитая, затем Польская Народная Республика и, наконец, современная Третья Речь Посполитая — имело однородный характер и в нем преобладали унификационные тенденции. Однако никто из власть предержащих не преуспел во введении полного единообразия. В ландшафте и менталитете жителей Польши по-прежнему сохраняются последствия разделов XIX века. Сменились поколения, но во многих отношениях поляки остаются под влиянием политических решений более чем двухсотлетней давности.
Исчезнут ли когда-нибудь эти различия? В некоторых вопросах они уже стерлись или смягчились, однако в других прекрасно существуют. Возможно, когда-нибудь не станет и их, но произойдет это, пожалуй, не раньше, чем через несколько поколений.
В тексте использованы данные проекта Института географии и пространственного регулирования Польской академии наук https://www.igipz.pan.pl/atlas-obszarow-wiejskich-zgwirl.html
Перевод Владимира Окуня
Территориальные изменения Польши с 1635 г.
по настоящее время – Жизнь, смерть и возрождение – Блестящие картыПольша не была одной из самых удачливых стран Европы.
Из самой большой страны в Европе она была стерта с лица земли, и не один раз, а несколько раз.
На приведенной ниже карте прослеживается история границ Польши с 1635 года до наших дней.
Наблюдайте, как границы сужаются от своего пика во времена Речи Посполитой до разделов Польши в конце 18-го века и массового сдвига на запад в 20-м.
Вот еще немного предыстории некоторых ключевых лет, перечисленных на карте выше:
- 1635: Штумсдорфский договор, благоприятный для Речи Посполитой.
- 1655: Всемирный потоп Шведские и русские вторжения в Польшу.
- 1657: Договор Велау и Бромберг Бранденбургская династия Гогенцоллернов получила наследственный суверенитет в герцогстве Пруссии.
- 1660: Оливский договор, окончание участия Швеции во Всемирном потопе.
- 1667: Конец русско-польской войны и конец Всемирного потопа.
- 1672: Бучачский мирный договор, уступивший Подолье османам.
- 1686 : Договор о вечном мире 1686 года, подтверждающий мир с Россией. Сам мир окажется не вечным.
- 1699: Карловицкий мирный договор Подолье возвращено Польше от османов.
- 1772: Первый раздел Польши
- 1793: Второй раздел Польши
- 1795: Третий раздел Польши – Польша исчезает с карты.
- 1807: Создано Варшавское герцогство.
- 1809: Рашинская битва, результатом которой стало расширение Варшавского герцогства.
- 1815: Конгресс Польши, созданный после наполеоновских войн. Будучи де-юре независимым государством, оно находилось в личном союзе с Российской империей. Таким образом, он был де-факто государством-клиентом России до 1867 года, когда он был формально присоединен к империи.
- 1815: Великое Герцогство Познань также было создано после наполеоновских войн и являлось государством-клиентом Пруссии.
- 1815: Также создан Вольный город Краков.
- 18:31: Начало прямого русского военного правления в Конгрессе Польши после Ноябрьского восстания.
- 1846: Краков Провал восстания приводит к присоединению Вольного города Кракова к Австрии.
- 1848: Великое княжество Позенское было понижено до прусской провинции после провала Великопольского восстания. Польша в очередной раз перестает существовать.
- 1867: Австро-Венгрия создана после поражения Австрии в австро-прусской войне.
- 1871: Германская империя провозглашена в Зеркальном зале Версальского дворца.
- 1914: Начало Первой мировой войны.
- 1917: Начало русской революции.
- 1918: Окончание Первой мировой войны и провозглашение Западно-Украинской Народной Республики.
- 1919: Новое польское государство, созданное в рамках Версальского договора. Новое государство включает в себя большую часть Познани, Польский коридор, часть восточной Верхней Силезии. Польша также захватывает территорию Западно-Украинской Народной Республики в рамках короткой польско-украинской войны.
- 1920: Создан Вольный город Данциг.
- 1920: Польско-литовская война привела к созданию недолговечной Центрально-Литовской республики.
- 1920: Конференция послов приводит к незначительным территориальным обменам с Чехословакией.
- 19:20: Битва за Варшаву приводит к обманчивой победе поляков над Советским Союзом и спасению Польши.
- 1921: Рижский мир завершает советско-польскую войну, прекращая конфликты Польши с соседями.
- 1922: Республика Центральная Литва становится частью Польши.
- 1924: Дальнейшие территориальные изменения между Чехословакией и Польшей.
- 1938: Чешская половина Цешина была присоединена к Польше в 1938 году в соответствии с Мюнхенским соглашением и Первым Венским решением.
- 1939: Польша вновь прекратила свое существование после того, как в начале Второй мировой войны была разделена между нацистской Германией и Советской Россией.
- 19:45: Польша вновь появляется на карте после окончания Второй мировой войны как Польская Народная Республика, советское государство-сателлит. В результате обширных территориальных изменений Польша отодвигается на несколько сотен километров на запад, уступая свои бывшие восточные территории Советскому Союзу.
- 1945-1975: Незначительные территориальные изменения между Польшей и ее коммунистическими соседями.
- 1989: Польской Народной Республике приходит конец, и Польша становится демократией.
- 2002: Незначительные поправки на границе со Словакией.
Если вы хотите узнать больше об истории Польши, посмотрите следующие книги:
- Польша: первая тысяча лет
- Польша: История
- Польша: Роман
Находите этот пост интересным? Пожалуйста, помогите нам, поделившись ею:
Глава центрального банка Польши предупреждает о планах Германии на территории Польши – ПОЛИТИКА
Нажмите кнопку воспроизведения, чтобы прослушать эту статью
Озвучено Amazon Polly
ВАРШАВА — Польша движется к рецессии, ее валюта обесценивается, а инфляция является одной из самых высоких в ЕС, но у главы центрального банка страны другие заботы.
Опасность для Польши таится в Берлине и Брюсселе, предупредил Адам Глапински в интервью правой Gazeta Polska, опубликованном в среду.
Германия стремится «к возвращению в той или иной форме своих бывших земель, которые теперь находятся в границах Польши, и подчинению всего этого пояса стран между Германией и Россией», — сказал Глапинский, имея в виду территориальное урегулирование после мировой войны. II, в ходе которого некоторые восточногерманские территории были переданы Польше. Сдвиг границы уже давно принят правительствами Германии.
Он предупредил, что планы Берлина продвигает Дональд Туск, лидер «Гражданской платформы», главной оппозиционной партии Польши, а также бывший премьер-министр Польши и председатель Европейского совета.
Вам может понравиться
«Год говорят, что Брюссель ставит перед Туском задачу не только свергнуть действующее правительство Польши и направить нашу страну на курс на еврозону», — сказал Глапинский. «Как только эти задачи будут выполнены, Туск должен вернуться в Брюссель, стать главой Европейской комиссии и приступить к ускоренным усилиям по созданию европейского государства».
Все это часть более широкой схемы Берлина по установлению контроля над континентом, предупредил Глапинский, близкий друг фактического лидера Польши Ярослава Качиньского и глава Национального банка Польши с 2016 года. В более раннем интервью Глапинский сказал: «Туска послали с планом включения Польши в Германскую европейскую империю».
Туск не является поклонником Глапинского и поклялся, что в случае победы оппозиции на следующих выборах Глапинский останется без работы, заявив, что ранее в этом году он был неправильно назначен на второй пятилетний срок.
«Адам Глапински не только некомпетентен. Адам Глапински не только непристойен в том, что он делает. Адам Глапински также незаконен», — заявил Туск на партийном митинге в прошлом месяце.
Но пока Глапинский твердо руководит Национальным банком Польши, и он утверждает, что Европейская комиссия находится в сговоре с Германией и действует против националистического правительства Польши, возглавляемого партией Качиньского «Право и справедливость» (ПиС). Глапински говорит, что именно поэтому ЕС не выплачивает 35 миллиардов евро в виде кредитов и грантов в рамках фонда восстановления после пандемии.
Брюссель заявляет, что для получения денег Польша должна выполнить согласованные «этапы» и отменить изменения в судебной системе, которые, как считалось, поставили ее под политический контроль, но Глапински и сторонники ПиС утверждают, что Комиссия играет в политику.
ЕС «хочет передать эти деньги следующему правительству», сказал глава центрального банка.
Что особенно раздражает Брюссель и Берлин, так это то, что Польша является такой историей успеха, добавил он.
Бывший премьер-министр Польши и председатель Европейского совета Дональд Туск не является поклонником Адама Глапинского | Войтек Радвански/AFP через Getty Images«Наличие суверенного центрального банка, собственных денег — злотых — и нашего динамичного экономического развития — вот что их больше всего раздражает», — сказал Глапински. Польша согласилась перейти на единую валюту, когда присоединилась к ЕС в 2004 году, но нынешнее правительство хочет придерживаться злотого.
Замедление экономики
Последние цифры говорят о том, что экономика Польши далеко не динамична.
Статистическое агентство Польши сообщило в среду, что ВВП увеличился в годовом исчислении на 5,2 процента во втором квартале этого года по сравнению с 8,5 процента в первом квартале. По данным Евростата, сокращение на 2,3% по сравнению с предыдущим кварталом ставит Польшу на последнее место в списке экономик ЕС.
«Экономическая активность замедляется. Может быть, это еще не чрезвычайная ситуация, но рост заметно замедляется», — пишет Збигнев Маченг, главный экономист конфедерации работодателей Левиатана.
Новость привела к снижению злотого по отношению к доллару и евро. Польская валюта упала на 14 процентов по отношению к доллару в этом году и на 3 процента по отношению к евро.
Маченг предсказал, что экономика будет продолжать замедляться, что создает проблемы для центрального банка. Было поздно начинать повышать процентные ставки, когда инфляция начала расти в прошлом году; базовая ставка банка составляет 6,5 процента, а годовая инфляция в июле составила 15,5 процента.
Но неожиданно резкое замедление роста означает, что дальнейшее повышение процентных ставок может усугубить рецессию.
«Все это означает, что становится все труднее рассчитывать на дальнейшее повышение ставок в Польше», — заявил Польскому агентству печати Петр Поплавски, экономист польского ING Bank Śląski.
Нехватка миллиардов евро от ЕС, замедление экономики и высокая инфляция создают потенциальные трудности для ПиС, поскольку партия готовится к парламентским выборам в следующем году.
Поскольку Брюссель и Берлин усиливают давление на Варшаву, ставки огромны, сказал Глапински.
«Мы должны выстоять, мы должны победить, мы должны сохранить злотый, мы должны сохранить патриотическое правительство, чтобы через 10 лет мы могли сесть за стол с немцами, французами, итальянцами и все остальные страны на равных», — сказал он.
Центральный банк не ответил на просьбу прокомментировать интервью Глапинского, которое он опубликовал на своей веб-странице.