Все- таки Восток или Запад, Азия или Европа? Турция. Отзыв туриста о поездке
«Стамбул-Стамбул, куда ни бросишь взор, Здесь времени прошедшего заветы, Спокойный и пленительный Босфор И близкие к Аллаху минареты. Морской причал неразличим вдали, С тугой волной и свежим ветром споря, Красивые большие корабли Спешат к просторам Мраморного моря. Здесь южных ветров знойный колорит, Торговые здесь проходили тропы. Босфорский мост над водами парит, Соединяя Азию с Европой.» Ю. Алтайцев Восток или Запад, а в принципе, о чем разговор? Кто-то считает, что Стамбул, это жемчужина Востока, кто-то его называет Европеизированным, наверное, не ошибусь, если скажу и то и другое. Мы не стремились увидеть сходство с той или иной частью Света, мы думаем это не к чему, тем более было бы наивно рассуждать на эту тему, прожив в Стамбуле всего 9 дней, поэтому мы не пытались сравнивать два берега по уровню жизни, где дома краше, где люди живут лучше, потому как при желании можно найти и хорошее и плохое в равных частях и на том берегу, и на этом.
Турция. Общая информация
Турция (Турецкая Республика) находится в двух частях света — в Европе и в Азии. Граница между ними проходит через пролив Босфор, Мраморное море и пролив Дарданеллы. Стамбул, стоящий на обоих берегах Босфора, оказывается, таким образом, европейским и азиатским городом одновременно.
Основная часть Турции расположена в Азии — это Малая Азия, или Анатолия. Небольшая европейская часть Турции называется Восточной Фракией, или Румелией, и составляет всего 3% территории страны. Берега Турции омываются четырьмя морями: Черным, Мраморным, Эгейским и Средиземным. По суше Турция граничит со следующими государствами: в Европе — с Болгарией и Грецией, в Азии — с Сирией, Ираком, Ираном, Арменией и Грузией. Площадь Турции (Турецкой Республики) составляет более 780 тыс. кв/км. Крупнейшие озера Турции — Ван и Туз (оба соленые). Основные реки — Евфрат, Тигр, Кызылырмак, Сакарья.
На территории Турции выделяются семь физико-географических регионов, природные условия которых довольно значительно отличаются друг от друга:
- Восточная Фракия и побережье Мраморного моря — это равнинный регион с типичным средиземноморским климатом, для которого характерны жаркое лето и мягкая и дождливая зима;
- Побережье Эгейского и Средиземного морей — узкое и холмистое, купальный сезон длится с апреля по октябрь. Лето очень жаркое и сухое, зима дождливая. Побережье Средиземного моря отделено от Внутренней Анатолии хребтом Тавр. Это главный район туризма в Турции;
- Черноморское побережье отделено от Внутренней Анатолии Понтийскими горами, здесь влажно и выпадает довольно много осадков, как и на берегах других морей, омывающих Турцию, теплое лето сменяется мягкой зимой, характерной чертой этого региона являются пышная субтропическая растительность и обширные возделываемые плантации чая, табака и фруктов;
- Западная Анатолия состоит из неровных горных цепей и речных долин; здесь находится гора Улудаг (2543 м), которая большую часть года покрыта снегом. Это популярный горнолыжный курорт.
- Анатолийское плоскогорье (Центральная Анатолия и Каппадокия) — самый крупный физико-географический регион страны, со всех сторон окруженный горами. Область Каппадокия образована потухшими ныне вулканами и представляет собой причудливое нагромождение скал. Самая высокая точка плоскогорья — вулкан Эрджияс (3916 м). Климат здесь континентальный, с холодными зимами и жарким сухим летом, растительность степная и полупустынная;
- Восточная Анатолия — самая гористая часть территории Турции, здесь находится знаменитая гора Большой Арарат (5165 м), где по преданию пристал Ноев ковчег после окончания всемирного потопа. Именно в этой части страны берут начало реки Тигр и Евфрат. Зимы здесь длинные и холодные с продолжительным снежным покровом, лето сухое и жаркое;
- Юго-Восточная Анатолия представляет собой низкое плоскогорье, окруженное с трех сторон горами, с жарким и сухим климатом. Весной с юга из Сирийской пустыни дуют сильные ветры — сирокко, несущие массу пыли и песка, которые часто уничтожают урожай.
Турция: Климат
Климат Турции субтропический. На побережьях — средиземноморский. Во внутренних районах страны — континентальный. Турция расположена на территории двух климатических зон: центральная часть страны характеризуется континентальным климатом, а на побережье Мраморного, Средиземного и Эгейского морей господствует субтропический климат. В Стамбуле среднемесячная температура с мая по октябрь 20 °С. В районе Антальи в летнее время сухо и жарко, дождей и штормов практически не бывает. Купальный сезон на побережье становится более коротким по мере продвижения на север: в районе Мраморного моря и на севере Эгейского побережья купаются с июня по сентябрь, на юге Эгейского моря и на Средиземноморье сезон продолжается с апреля по октябрь. В центральных районах Турции в зимнее время довольно холодно, а на берегу Черного моря идут обильные дожди.
Турция все еще часть Запада?
Турция все еще часть Запада? Ответ на этот вопрос стал более важным, чем когда-либо, поскольку меняющаяся динамика турецкой внешней политики в последние годы, кажется, привела многих турецких обозревателей на Западе к выводу, что Турция смещает свою стратегическую ориентацию с Запада на другие направления.
Число людей на Западе, подвергающих сомнению логику членства Турции в НАТО, значительно увеличилось после решения Турции купить у России систему ПВО С-400. Для скептически настроенных жителей Запада нынешние правители Турции, происходившие из политического исламистского прошлого, расходятся с основными ценностями западного международного сообщества и ищут новую региональную среду в большом ближневосточном регионе, где Турция будет играть роль регионального гегемона.
Сближение Турции с южными соседями перед «арабской весной», голосование Турции против инициированной США резолюции Совета Безопасности ООН в 2010 году о введении санкций против Ирана, ухудшение ее отношений с Израилем после кризиса в Давосе в январе 2009 г. и так называемый рейд Мави Мармара в мае 2010 г., а также продолжающаяся поддержка Турцией ХАМАС, несмотря на региональную изоляцию последнего на Ближнем Востоке после Мурси, составляют основные причины утверждать, что Турция отдаляется от Запада.
Расширяющийся разрыв
В последние годы количество подобных обвинений увеличилось из-за резкого ухудшения отношений Турции с Европейским Союзом и США. Важную роль в этом процессе сыграло неоднозначное и критическое отношение Турции к Европейскому Союзу, отражающее увеличивающийся разрыв между европейскими и турецкими политическими ценностями. То, что Турция приостановила миграционное соглашение с ЕС, заключенное весной 2016 года, в ответ на меры, принятые ЕС в знак протеста против буровых работ Турции в Восточном Средиземноморье у побережья Кипра, еще больше оскорбило отношения между Турцией и ЕС.
С другой стороны, сопротивление Турции формированию ближневосточного НАТО с участием Египта, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и Израиля, двусмысленность Турции в отношении поддержки организованной США изоляции Ирана во время Президентство Дональда Трампа, растущие усилия Турции по поиску решения сирийской гражданской войны путем более тесного сотрудничества с Россией и Ираном, непрекращающаяся поддержка США филиалов РПК на севере Сирии, сохраняющаяся терпимость Америки к присутствию лидера гюленистов Террористическая группа (FETÖ) на территории США и покупка Турцией системы ПВО С-400 у России поставили турецко-американские отношения на курс на столкновение.
То, как развивались региональные события на Ближнем Востоке за последние четыре года, бесспорно продемонстрировало, что Турция и Запад не всегда были на одной волне.
Смелые шаги Анкары
В настоящее время реализм решительно формирует внешнюю политику Турции, когда Анкара предпринимает смелые инициативы по обеспечению своей территориальной безопасности посредством сочетания односторонних военных инициатив и многостороннего стратегического сотрудничества с незападными игроками.
На карту сейчас поставлено сохранение территориального суверенитета Турции, экономическое развитие и социальная сплоченность во все более анархической международной среде, которая далека от того, чтобы обеспечить турецким правителям атмосферу вседозволенности для запуска регионального, а если возможно, и глобального, ориентированного на Турцию заказ.
Либеральные мечты помочь создать на Ближнем Востоке региональную среду, подобную ЕС, и поставить идентичность и ценности в центр взаимодействия Турции с внешними игроками.
События в Египте, Сирии и Ираке доказали ограниченность способности Турции влиять на развитие событий на местах. Западная политика, несомненно, способствовала возрождению реализма во внешней политике Турции.
Западные союзники Турции, особенно Соединенные Штаты, использовали образцовый прагматичный подход на протяжении всего процесса «арабской весны», вместо того чтобы демонстрировать искреннюю приверженность либерально-демократической трансформации всего региона.
Несмотря на их риторическую поддержку усиления либерально-демократических сил в регионе, сегодня нельзя отрицать, что западные акторы ставят безопасность и стратегическую стабильность выше прав человека и демократии. Отвращение президента США Дональда Трампа к тому, чтобы поставить права человека в центр внешней политики США, и его склонность вести дела с региональными игроками в деловой манере, по-видимому, подтолкнули турецких лиц, принимающих решения, к пересмотру внешней политики Турции на более реалистических, чем либеральных основаниях.
Оценка глобальных и региональных акторов по степени их приверженности традиционным интересам безопасности Турции и процессу экономического развития теперь стала новым языком турецкой внешней политики.
Дни эпохи холодной войны, когда общие интересы безопасности тесно связывали Турцию с ее западными союзниками в рамках НАТО, давно прошли. Ни стратегическая безопасность, ни идеологические ценности не оправдывают безоговорочной приверженности Турции НАТО.
Однако это не уникально для Турции в НАТО. Даже Соединенные Штаты, так сказать, двигатель НАТО, все чаще ставят под сомнение актуальность НАТО для интересов американской безопасности в 21 веке. Опасаясь растущего отчуждения Америки от Европы, многие европейцы теперь утверждают, что наконец настало время помочь создать автономные военно-стратегические силы ЕС.
Переговоры с ЕС все еще идут ориентированные соображения сейчас в меньшинстве как в Турции, так и в европейских столицах.
Ни нынешние турецкие правители сейчас искренне не стремятся к членству в ЕС, что резко контрастирует с периодом между 2002 и 2007 годами, ни ЕС не в настроении предложить Турции заслуживающие доверия перспективы членства во времена растущей озабоченности по поводу ее будущего.
Западные страны больше не видят в Турции образец для подражания для стран Большого Ближнего Востока из-за ее умеренно исламистской идентичности, прозападной светской ориентации и интеграции в капиталистическую мировую экономику. В эпоху растущей привлекательности авторитарного капитализма китайского толка и стремительного кризиса либеральной демократии, ориентированной на свободный рынок, на Западе определение Турции как образца для подражания потеряло часть своей привлекательности.
Вместо того, чтобы чувствовать себя удовлетворенным образцом для подражания, который западные акторы долгое время инструментально приписывали Турции в своих усилиях по сохранению своего глобального превосходства, Турция сейчас находится в процессе прокладывания собственного пути и принятия решения о том, что хорошо для нее.
процесс перестройки
Несмотря на такую картину, внешнеполитическая ориентация Турции никоим образом не оправдывает утверждения о том, что турецкие правители революционным образом разрушают либеральный мировой порядок, возглавляемый Западом.
Происходит то, что Турция, как и многие другие восходящие державы среднего уровня, переживает процесс корректировки своих внешних отношений, учитывая, что на первый план выходит новый порядок, в котором главенство традиционных западных держав сейчас все чаще оспаривается незападными державами во многих различных областях глобального управления.
Растущее взаимодействие Турции с незападными странами может быть гораздо лучше объяснено интересами реальной политики, а не полной приверженностью Турции незападным моделям политического созревания и экономического развития.
Несмотря на периодические вспышки имперской и грандиозной риторики со стороны некоторых турецких правителей, недавняя внешнеполитическая деятельность Турции на глобальном и региональном уровнях полна реальных политических попыток смягчить негативные последствия внешних кризисов для внутренней стабильности и территориальной безопасности Турции. как повышение способности Турции выжить в эпоху конкуренции великих держав.
Когда-то турецкие правители надеялись, что либерально-демократическая трансформация Ближнего Востока в ходе процесса «арабской весны» будет решительно поддержана западными державами. Именно это предположение побуждало турецких правителей игнорировать тот факт, что собственные возможности Турции не позволяют ей играть роль «наведения порядка» по соседству.
В остальном сообщения, которые турецкие правители пытались распространить в своем регионе, очень соответствовали западным политическим нормам. Легитимность режимов должна в первую очередь исходить из их способности обеспечить людям чувство безопасности и благополучия, а правители должны нести ответственность перед электоратом за свои действия.
Турция уже давно утверждает, что зарождающийся порядок на Ближнем Востоке должен строиться на принципах представительной демократии, свободного рыночного капитализма, уважения к меньшинствам, конституционализма и общественного плюрализма. Именно эти принципы составляют суть западной цивилизации. Такое либеральное мышление теперь ушло в прошлое, и турецкие правители, похоже, хорошо осведомлены об ограничениях Турции.
Несправедливое обвинение
Кроме того, обвинять Турцию в принятии незападной стратегической точки зрения было бы несправедливо, учитывая растущие расколы в западном лагере и одновременные усилия западных держав по адаптации к нарождающейся пост- Западный мировой порядок.
Идеологические аспекты приверженности Турции западному миру, несомненно, постепенно угасают, поскольку сами западные державы переживают процесс самоанализа в отношении основополагающих норм западного международного порядка.
Прежде всего, сейчас Турция выступает за восстановление международного порядка таким образом, чтобы он отражал текущий баланс сил и конфигурации. Тем не менее, подход Турции к международному порядку, возглавляемому Западом, является эволюционным и предусматривает включение новых растущих держав в существующую систему в качестве ответственных заинтересованных сторон.
Примечательно, что многие опросы общественного мнения, проведенные в последние годы, показывают, что более половины турецкого населения по-прежнему хотят, чтобы Турция стала членом ЕС и тесно сотрудничала с НАТО.
* Профессор факультета политологии и международных отношений Университета Антальи Билим
Джуди спрашивает: Турция становится более западной или менее? — Carnegie Europe
Каждую неделю ведущие эксперты отвечают на новый вопрос Джуди Демпси о вызовах внешней политики и политики безопасности, определяющих роль Европы в мире.
Коерт ДебёфПредставитель Альянса либералов и демократов за Европу в Европарламенте
С тех пор, как десять лет назад к власти пришла Партия справедливости и развития (ПСР), Турция определенно стала более западной.
Однако уже несколько лет он снова отдаляется от Запада. Одной из причин этого являются отношения страны с ЕС. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган и ПСР, похоже, заменили свою европейскую мечту османской мечтой. Краткая хронология объясняет, почему.
Апрель 2004 г.: Референдум по плану Аннана по разрешению кипрского спора. Киприоты-турки голосуют за, киприоты-греки против.
Май 2004 г.: Грекоязычный Кипр становится членом ЕС. Он начинает блокировать открытие некоторых глав переговоров Турции о вступлении в ЕС.
Декабрь 2004 г.: ЕС решает начать переговоры о вступлении с Турцией.
Октябрь 2005 г.: Начались переговоры с Турцией о вступлении в ЕС.
Ноябрь 2005: Ангела Меркель избрана канцлером Германии. Она открыто выступает против вступления Турции в ЕС.
Май 2007: Николя Саркози избран президентом Франции. Он также выступает против членства Турции в ЕС.
Май 2010: Меркель исключает возможность вступления Турции в ЕС.
Сентябрь 2010: На референдуме 60 процентов турок проголосовали за более европейскую конституцию.
Декабрь 2010: Начало арабской весны.
Октябрь 2011 г.: Выборы в Тунисе привели к победе исламистских партий.
Эти события привели все большее число разочарованных турок к мысли, что их страна никогда не станет полноправным членом ЕС. Поэтому неудивительно, что с 2010 года ПСР — и, в частности, министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу — разработали новую стратегию, основанную больше на исламе, чем на западных идеалах.
Европа создала текущую проблему Турции и все еще может ее решить. Но нельзя терять время.
Бен ДжудаПриглашенный научный сотрудник Европейской инициативы стабильности
Турция никуда не денется. С тех пор, как в парке Гези начались нынешние протесты, турецкое государство вело себя с той же жестокостью полиции, которую оно всегда проявляло к возбужденным толпам, требующим чего-то другого: слезоточивого газа, дубинок и тысяч ночных задержаний. Анкара ведет себя скорее как прежняя — милитаризованные и деспотичные режимы прошлого, — чем как нечто более или менее западное.
Тем не менее, премьер-министр Эрдоган прав, когда говорит, что его полиция стала мягче, сдержаннее и более извиняющейся, чем в прошлом. Это потому, что он сравнивает себя с тем, как военные обращались с протестующими — то есть стреляли боевыми патронами, как на площади Таксим в 1977 году. ПСР Эрдогана.
В конце концов, Турция не сильно изменилась. Такого рода протесты уже были. В 2007 году более 350 000 демонстрантов прошли маршем по светским бастионам Измира и Анкары. На площади Таксим и раньше случались дико идеалистические, мечтательные протесты — вспомните маоистов 19-го века.70-е годы. А в Анатолии протесты в Дерсиме и Хатае имеют неприятный сектантский оттенок. Кроме того, в меньших масштабах подобные жестокие полицейские операции происходят в Турции каждый день; это просто никогда не попадает в заголовки.
Турция, возможно, становится более российской, поскольку Эрдоган контролирует СМИ, как и президент России Владимир Путин. Но, опять же, Эрдоган больше играет по учебникам предыдущих турецких правителей, которые подкупали олигархов сочными контрактами за льстивое освещение в своих газетах и телеканалах.
В более широком мире Турция тоже не спешит двигаться. Вступление страны в ЕС, вероятно, останется замороженным на время пребывания Эрдогана в должности. Люди, которых он назначил переговорщиками, не привержены делу, и его гневная вспышка в адрес европейских дипломатов, ученых и аналитических центров, приехавших на прошлой неделе, подорвала его имидж. В арабском мире авантюры Эрдогана тоже не остались незамеченными. В Тунисе и Каире его приветствуют как героя, но не лидера, а дальше на восток его просуннитская политика вызвала враждебность как Дамаска, так и Багдада.
Александр Граф ЛамбсдорфВице-президент Альянса либералов и демократов за Европу в Европейском парламенте
Турция поворачивает на восток или на запад? В прошлом этот вопрос касался ориентации внешней политики Турции и основывался на предположении, что Турция сместит свои стратегические интересы с Европы на Восток. В целом ответ заключался в том, что Турции необходимо установить тонкий, но важный баланс между Востоком и Западом.
Тем не менее, события последних двух недель показывают, что Турция внутри стала гораздо более западной, чем кто-либо ожидал. В том числе и премьер-министра Эрдогана, которого сейчас часто сравнивают с явно восточным президентом России Владимиром Путиным, и на то есть веские причины.
Протестующие из самых разных слоев общества выходят на улицы по всей Турции. Демонстрируя полное осознание своих гражданских свобод, они стремятся защитить свои личные свободы, а также уважение к плюрализму, своему наследию и окружающей среде. Турция является свидетелем новой формы демократии на низовом уровне, когда люди выражают недовольство политикой правительства и стилем его принятия. Огромный размах и настойчивость этого протеста показывают, что эти части турецкого общества так просто не сдадутся.
Требования протестующих являются фундаментальным элементом функционирующей и здоровой демократии, требующим соответствующего ответа. ПСР должна признать, что демократия состоит из различных направлений, и что правительства должны не только серьезно относиться к противоположным взглядам, но и разрабатывать соответствующую политику. Будет трудно повернуть время вспять и сделать вид, что эти сильные, популярные голоса можно игнорировать — если только Эрдоган не захочет рисковать еще большей внутренней поляризацией или даже длительной нестабильностью.
Единственный путь вперед — принять плюралистическое турецкое общество и, наконец, полностью принять западную концепцию либеральной демократии. Следование восточному авторитарному подходу было бы опасным выбором для Эрдогана и для Турции.
Марк Пьерини, приглашенный научный сотрудник Carnegie Europe
Нынешние протесты в нескольких турецких городах получили широкое освещение во всем мире и представляют собой значительную потерю для Турции по нескольким причинам:
- Имидж успешной ПСР серьезно пострадал из-за того, как она справилась с кризисом (мало уважения к различиям во мнениях, неконтролируемое насилие со стороны полиции, ограничения в СМИ, поляризационный нарратив) и, в более общем плане, из-за ее модели политического и экономического развития (предпочтение форма демократии «только избирательная урна», «мажоритарное» правление, отсутствие местных консультаций в городских проектах, ультралиберальная потребительская политика).
- Финансовые рынки в настоящее время обеспокоены политическим курсом Турции, что привело к затруднениям с рефинансированием государственного долга Турции и столь необходимыми прямыми иностранными инвестициями.
- Союзники Турции по НАТО обязаны пересмотреть свою ранее уверенную оценку предсказуемого, умеренно исламистского партнера с сильным экономическим ростом и стабильным правительством. Горячая риторика и бескомпромиссная позиция премьер-министра порождают новые вопросы.
- ЕС и США теперь задаются вопросом, по какому курсу пойдет обещанная турецким правительством «развитая демократия». Особое беспокойство вызывают вопиющие эксцессы полиции и отказ от серьезного гражданского диалога. Недавние заявления еврокомиссара по вопросам расширения Штефана Фюле в Стамбуле и верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон ясно свидетельствовали о недовольстве. Дебаты по Турции в Европарламенте 12 июня имеют существенное значение.
На международной арене ключевым вопросом сейчас является имидж Турции в глазах ее западных союзников: экономические перспективы страны, ее долгосрочная стабильность в западных терминах и концепция плюралистического общества.
Если Анкара не предпримет быстрых и решительных шагов к зрелой, инклюзивной концепции турецкого общества, правительство столкнется с перспективой ухудшения имиджа за рубежом и продолжительными проблемами дома. Называя протесты международным заговором, власти только усугубляют ситуацию.
Хью Поуп, директор турецко-кипрского проекта Международной кризисной группы
Протесты, охватившие несколько турецких городов, похожи на внешнюю политику Турции: их можно сравнивать со многими вещами, но они доказывают, что страна более чем наполовину является европейской, и часть Запада.
Есть несколько поверхностных параллелей с каирской площадью Тахрир или украинской Оранжевой революцией. Но более внимательное изучение показывает, что беспорядки больше похожи на поворотный момент для британской Маргарет Тэтчер после десяти лет пребывания у власти, движение «оккупируй» на Уолл-стрит или недовольство Немецкой пиратской партии усталыми старыми оппозиционными партиями. Действительно, посетители из Европы говорят, что благодаря юмору, бесстрашию и позитивной энергии протестов Турция стала для них намного ближе.
Первоначальная неспособность турецких СМИ освещать события стала шокирующим напоминанием об ограничениях, которые Турция накладывает на свободу выражения мнений, но затыкание рта длилось всего несколько дней. Точно так же протесты отчасти представляют собой светскую реакцию на все более исламистский тон правительства, который некоторые могут расценить как незападную характеристику. Но протесты также связаны с разногласиями между богатыми и бедными, между урбанизированным сельским населением и городским средним классом или между защитниками окружающей среды и сторонниками масштабных конкретных инфраструктурных проектов.
Турция всегда шла по одинокому пути: развивающаяся страна среднего размера, которая является частью многих миров, но не полностью частью ни одного из них. Но почти половина торговли Турции приходится на европейские страны, в Европе проживает 4–5 миллионов турок, а две трети иностранных инвестиций поступают из стран ЕС. И какими бы ни были другие ее увлечения, главная стратегическая ставка Турции на Соединенные Штаты и НАТО.
Действительно, группы, которые толкаются друг с другом во время стамбульских протестов, в основном стремятся к большей свободе выражения мнений, меньшей силовой тактике полиции и более открытому правительству. В долгосрочной перспективе тот факт, что эта группа, наконец, нашла в себе мужество возвысить свой голос, может вдохнуть новую жизнь в наиболее проверенный способ достижения этих стандартов: возобновление застопорившегося переговорного процесса Турции в ЕС и твердое возобновление взаимодействия с ее западными странами. партнеры.
Павел СвебодаПрезидент demosEUROPA
Независимо от того, становится ли собственное мировоззрение Турции более западным или менее, реальный вопрос заключается в том, какую роль ЕС может сыграть в спасении турецкой демократии.
В Турции на карту поставлено нечто гораздо большее, чем непосредственное состояние страны, включая перспективы премьер-министра Эрдогана. Запад рискует потерять посредника с мусульманским миром и лучший образец для подражания в преобразованиях, развязанных арабской весной.
Пока еще не принято решение о том, чем закончатся протесты. Однако каждый день, когда турецкая полиция проявляет чрезмерную силу против протестующих, в то время как правительство отказывается двигаться ни на дюйм, претензии правящей партии на демократическое управление становятся все слабее.
Противники вступления Турции в ЕС только что получили весомый аргумент. Для них площадь Таксим в Стамбуле станет символом всего, что отличает Турцию от ЕС. Реальность такова, что события в Турции подтвердили настойчивость ЕС в отношении верховенства закона и демократии. Эти ценности, возможно, не были в центре обсуждений с Турцией в последние годы, но ЕС также не был ослеплен впечатляющим подъемом Турции. Отчет Европейской комиссии о ходе работы прошлой осенью содержит относительно подробный отчет о ситуации в Турции в отношении гражданских, политических прав и прав человека.
ЕС должен рассматривать текущую ситуацию как возможность перенаправить свою преобразующую силу в сторону наиболее влиятельной страны-кандидата. Вместо того, чтобы смотреть на Турцию свысока, ЕС должен предложить свои услуги в решении некоторых из наиболее глубоких проблем турецкой демократии.
Стивен СабоИсполнительный директор Трансатлантической академии
Турция была вовлечена в явно вестернизирующий проект со времен основателя страны Ататюрка.
Этот проект застопорился, когда основной вестернизирующий институт, армия, стала препятствием для дальнейшего сближения с ключевыми западными либеральными ценностями, такими как верховенство закона, свобода слова и мирная смена власти. Военные были хранителями разделения между мечетью и государством, еще одной основной либеральной ценностью. Но десекуляризация турецкого общества превратила армию в нелиберальный институт, хотя по своей ориентации и миссии она оставалась глубоко западной.
Правительство ПСР во главе с премьер-министром Эрдоганом вместе с ЕС благодаря своей роли в переговорах о вступлении Турции способствовало вестернизации турецкого гражданского общества, создав отношения между гражданскими и военными в западном стиле.
Но теперь кажется очевидным, что этот проект модернизации был просто разработан, чтобы заменить один набор элит и ценностей другим. Использование мажоритарной демократии подорвало основные ценности либерального общества. Сегодня Турция переживает поворотный момент в своей долгосрочной вестернизации — и это в то время, когда влияние ЕС в Турции находится на низком уровне.
Эрдоган может настаивать на мажоритарном правлении, продолжать смешивать религию и политику и подрывать права женщин. Если это произойдет, Турция столкнется с вполне реальной опасностью стать решительно менее западной и, по сути, скатиться обратно на Ближний Восток.
Синан Ульген, приглашенный научный сотрудник Carnegie Europe
Вопрос о том, становится ли Турция более западной или менее, зависит от того, как премьер-министр Эрдоган реагирует на текущие события.
В турецком обществе существует традиционный раскол между консерваторами/исламистами и либералами/атеистами. Эпоха правящей ПСР ознаменовалась переходом власти от последней группы к первой. В целом этот переход шел рука об руку со стремлением к демократизации страны. Перспективы членства Турции в ЕС стали катализатором этих реформ.
Но, особенно после выборов 2011 года, когда ПСР была переизбрана с 49 процентами голосов, Эрдоган принял стиль руководства, основанный на правиле большинства. Он также использовал свое парламентское большинство для реализации новой политики, которая, по мнению многих, навязывает его удушающие консервативные взгляды турецкому обществу. Нынешняя волна протестов — это реакция турецкого общества на патерналистский стиль руководства Эрдогана, который все больше ограничивает возможности индивидуального выбора.
Перед Турцией стоит решающий выбор. Если правительство и, в частности, Эрдоган смогут полностью оценить и понять факторы, которые привели к нынешнему реакционизму, и смогут изменить свой режим правления, турецкая демократия выиграет от этого. Затем Турция продолжит улучшать свои демократические стандарты, продемонстрировав динамизм своего плюралистического гражданского общества, стремящегося защищать индивидуальные свободы.