Турция это восток или запад: Все- таки Восток или Запад, Азия или Европа? Турция. Отзыв туриста о поездке

Все- таки Восток или Запад, Азия или Европа? Турция. Отзыв туриста о поездке

«Стамбул-Стамбул, куда ни бросишь взор, Здесь времени прошедшего заветы, Спокойный и пленительный Босфор И близкие к Аллаху минареты. Морской причал неразличим вдали, С тугой волной и свежим ветром споря, Красивые большие корабли Спешат к просторам Мраморного моря. Здесь южных ветров знойный колорит, Торговые здесь проходили тропы. Босфорский мост над водами парит, Соединяя Азию с Европой.» Ю. Алтайцев Восток или Запад, а в принципе, о чем разговор? Кто-то считает, что Стамбул, это жемчужина Востока, кто-то его называет Европеизированным, наверное, не ошибусь, если скажу и то и другое. Мы не стремились увидеть сходство с той или иной частью Света, мы думаем это не к чему, тем более было бы наивно рассуждать на эту тему, прожив в Стамбуле всего 9 дней, поэтому мы не пытались сравнивать два берега по уровню жизни, где дома краше, где люди живут лучше, потому как при желании можно найти и хорошее и плохое в равных частях и на том берегу, и на этом.

Мы просто бродили по улочкам, благо в эту самостоятельную поездку у нас было достаточно времени просто, не спеша бродить и на все мои намерения больше увидеть супругу иногда приходилось меня немножко «утихомиривать» и хорошо, что он это делал, так как можно было не спеша мысленно переходить из Азии в Европу, а можно было сесть на теплоход и перейти Босфор, осуществив свои мечты побывать в течение одного дня в разных частях света. В этом году Стамбул объявлен культурной столицей Европы! И есть за что. Ибо мест интересных в этом городе предостаточно! И, чтобы все обойти, и все пересмотреть, конечно же, недели мало, но, наверное, нельзя объять необъятное! Чтобы не издеваться над своим организмом и не нагружать большим количеством информации голову, можно посещения Дворцов, музеев, соборов, мечетей чередовать с неспешными пешими прогулками. А, можно просто забраться на Галатскую башню, высотой 65 м, и все лицезреть с её обзорной площадки. Построенная генуэзцами в середине 14 века Галатская башня под названием Башня Христа была частью системы укреплений, окружавших Галату.
Смотровая площадка наверху Галатской башни (137 м над уровнем моря) идеальное место для осмотра панорамы всего старого города, Галаты, Пера, побережья Золотого Рога, азиатского берега Босфора и просторов Мраморного моря с далёкими Принцевыми островами. На верхнем этаже башни, работают ресторан и кафетерий. Только для её посещения выберите солнечный день, красивая панорама всего города и бесподобные фотографии Вам будут обеспечены. Чтобы не тратить свои силы и не подниматься вверх по холму, мы сначала воспользовались Тюннелем, а затем сверху спускались к башне – все-таки спускаться легче. Когда мы подошли к башне, на вход стояла небольшая очередь – это обусловлено тем, что во — первых на смотровую площадку поднимается лифт, а во вторых, сама площадка понятное дело — круговая, и когда много скапливается людей, получаются заторы и невозможно пройти, поэтому, сколько спускается сверху и выходит из лифта людей, столько и поднимается. Из-за большого скопления народа нам не пришлось себя ощутить чайками, парящими над городом, так как сзади постоянно напирали туристы, желающие побыстрее увидеть панораму города.
Стоимость входного билета на Галатскую башню 10 лир. Посмотрев на город сверху, и спустившись «с небес на землю» мы пошли гулять по Истикляли. Здесь вариантов прогулок может быть огромное количество. И в связи с тем, что то, что мы запланировали увидеть, мы не все осуществили, то есть повод вернуться. Мы, например, не пошли во Французский квартал, который находится за Галатасарай Лицеем, супруг сказал лучше это сделать в Париже, так как здесь он все-таки условно Парижский, а мне очень хотелось посмотреть на крохотные французские улочки, тем самым напомнить себе о Париже, но ……. на это нам не хватило времени. Зато мы увидели много чего интересного и колоритного. Но, пока что непосредственно об Истикляли. Мы на ней побывали дважды — ранним утром и вечером. Это совершенно две разные улицы. Вечером по ней ходят толпы гуляющих, она шумит, бурлит, пахнет всевозможными запахами, а утром она малолюдна, можно спокойно рассмотреть и сфотографировать красивые помпезные здания, без очереди войти в трамвай и проехать по всей улочке, доехав до конечной остановки.
На площади Таксим неспешно рассмотреть суровых и важных «дяденек» в арке — Памятник Независимости по проекту итальянского скульптора торжественно открытого в 1928 г. в честь основания Турецкой Республики. Интересно, что в скульптурной группе сподвижников Мустафы Кемаля Ататюрка присутствуют фигуры и наших соотечественников — Семена Ивановича Аралова и Климента Ефремовича Ворошилова. Можно не спеша вернуться уже пешком назад, пройтись, крутя головой, рассматривая все, что попадается на пути. Дойдя до Лицея Галатасарай — одного из старейших учебных заведений Турции, можно его обойти и рассмотреть, а можно войти в расположенный напротив Пассаж Цветов — здание Пассажа построил французский архитектор в 19 веке. В Пассаже когда-то находился цветочный рынок, но после его переноса к Египетскому базару здесь теперь размещаются рыбные таверны, кафе и бары. Если встать лицом к Пассажу цветов, то слева, перпендикулярно Истикляли уходит улица, на которой разместились многочисленные кафе и рыбные рестораны, рыбный рынок, и небольшой фруктовый развальчик.
Не бойтесь и идите дальше по этой улице. Вот там начинается самое интересное и колоритное. Мы по этой улице пошли с целью выйти к Греческой церкви Благовещения Богоматери. Построена она была в 19 веке на средства православных христиан, живущих в Стамбуле. Мало того, что она интересна в архитектурном стиле как внешне, так и внутри, она ещё и считается одной из самых богато украшенных православных церквей города. Вот мы и отправились на поиски этого храма. Шли мы от Истикляли, строго перпендикулярно, медленно удаляясь от неё. Улочка была весьма колоритна, дома не сказать что бедные, но далеко не помпезные, то слева, то справа в уходящих переулках болталось как праздничные транспаранты белье, на веревках, натянутых из одного окна в другое окно дома, стоящего на противоположной стороне улицы. Здесь уже не было толп туристов, здесь вообще не было туристов, здесь были спешащие жители города на работу, пролетающие мотоциклисты, играющие дети….. Перейдя довольно-таки оживленную магистраль, мы пошли, опять же, в том направлении, в котором шли, а затем наша улица вдруг резко пошла вправо, тут мы стали, как всегда искать название улицы, а с этим в Стамбуле как всегда напряженка, но супруг остановившись, и сверившись с картой, сразу сказал, что по — другому здесь не пройти, так что пошли по этой улице.
Но не тут-то было. К нам подскочил престарелый турок, и стал интересоваться, что мы ищем, естественно на турецком языке. Мы ему показали карту, и название церкви. Он нас попросил подождать и спешным шагом пошел к многочисленным старичкам, пьющим недалеко от нашей вынужденной остановки, чаек и читающих газеты. Все сразу отложили свои дела и начали бурно обсуждать, где именно находится наша церковь. Мы уже не рады были что остановились, так как примерно знали, куда нам надо было идти, и боялись, что они нас направят не туда, так как из разговора поняли, что где-то недалеко ещё какая-то церковь находится. Тут наш дядечка побежал дальше по дороге, и через два дома заскочил в какой-то маленький магазинчик. Мы с супругом переглянулись, но через несколько минут он вывел оттуда бодренького дедка, который шел к нам с улыбкой как к старым друзьям. Подойдя к нам и поприветствовав нас, он чуть ли не за руку нас повел по дороге, к нашему счастью в том направлении, куда мы и планировали. Дойдя до перекрестка, он нас вывел на широкий проспект, и указал на переулок на другой стороне проспекта, на котором мы стояли, в глубине как раз этого переулка я и обнаружила ту самую церковь, которая точно соответствовала описанию и фото в путеводителе.
После многочисленных слов благодарности на всех языках, мы распрощались с нашим путеводителем-турком, и пошли в направлении нашего храма, и при этом меня охватило не только чувство радости, что мы идем именно туда, куда хотели и что искали, но и чувство удивления, что совершенно незнакомые нам люди, которым в принципе порядком поднадоели постоянно шастающие туристы, не смотря ни на это и не на то, что искали мы православный храм, и вера то у нас отличная от них, не смотря на все это, они так хотели нам помочь, причем сами вызвавшись!!!!! Но, наше удивление на этом не закончилось!!! Когда мы подошли к церкви, обнаружили, что вся ее территория обнесена высоченным забором, калитка которого была закрыта на замок. Муж на меня посмотрел с укором, ну откуда же мне знать, что придем мы к закрытому храму, это-то в путеводителях не пишут. Начали фотографировать церковь, как это было возможным, и только мы собрались уходить, как на территории появился опять же турок, который нам махнул рукой, приглашая нас подойти к калитке.
Открыв её, он нас повел к дверям церкви, взяв из связки ключей ключик уже помощней, повернув его в старинном замке, и отперев вековую дверь, пригласил нас войти в храм. Внутреннее убранство оказалось действительно очень красивым и богатым, фотографировать можно было каждую икону и каждый уголок церкви. Правда кое-где местами была подпорчена настенная роспись, кое-где были подтеки от воды, просочившейся с крыши, но общее впечатление это не испортило – церковь действительно красивая и достойна посещения. Тем более в ней можно купить свечи, правильнее даже сказать взять свечи и оставить денежку, зажечь и поставить перед иконой – даже это все продумано, свечи ставятся в песок, поэтому это безопасно с точки зрения пожаробезопасности. Когда мы вышли из храма, то турок нас повел в пристройку к церкви, там оказался красивый, весь в мраморе, святой источник, можно было набрать святой воды. Вот так! Опять же туристы, опять же православный храм, и только ради нас двоих была открыта дверь! Отношению к туристам жителей Стамбула мы все 9 дней нашего нахождения в городе не переставали удивляться! Раз уж речь зашла о храмах, то стоит и упомянуть о русской православной церкви Св.
Пантелеймона, о ней рассказывала Елена (guest). Нашли мы её достаточно просто. Как только трамвай со стороны Султанахмет проехал по Галатскому мосту через Золотой Рог, мы вышли, и от трамвайной остановки пошли направо, по улице Necatibey, минут через пять мы вышли к относительно оживленной Maliye, перешли через неё, и пошли по все той же Necatibey, а затем надо следить внимательно, ориентир – налево уходящий переулок Arapoglan, будет указатель, так вот поворачивать направо надо не напротив этого переулка, а в следующий. Через несколько домов переулок закончится, слева от Вас – угловой жилой дом, на подъезде будет табличка, что на шестом этаже – русская православная церковь Св. Пантелеймона. Свет в подъезде включался автоматически, по мере нашего подъема, пишу об этом, так как, войдя в подъезд, нас, честно говоря, сначала смутила темнота. Пока мы поднимались на шестой этаж, каким-то неведомым образом, батюшка уже знал о нашем визите, и ждал нас у входа в церковь. Платок на голову у меня был свой, а вот юбку поверх брюк пришлось надеть, они там лежат перед входом. Церковь небольшая, но очень уютная, как то чувствуется в ней хорошо и умиротворенно, может быть после шумного города, может быть после общения с батюшкой уж очень он славянской наружности, именно таким на внешний вид должен быть батюшка, полный, с добрыми глазами, поэтому поход в церковь был очень приятный, кстати сказать, свечи тоже можно было купить, зажечь и поставить без проблем. Если идти дальше по улице Necatibey, то можно дойти до следующей остановки трамвая, но не спешите уезжать. Рядом с ней находится очень красивый старый фонтан Топхане, построенный в начале 18 века в стиле османского барокко, кстати, трамвайная остановка называется также. А, напротив, через дорогу, стоит здание причудливой архитектуры – с многочисленными куполами и трубами. Это не что иное, как бывший литейный завод, построенный в 15 веке и в течение 450 лет производивший оружие для османской армии. С трамвайной остановки можно вернуться к Галатскому мосту, можно доехать до конечной и отправиться во Дворец Долмабахче, а можно сесть на кораблик и переплыв Босфор, оказаться в Азии. В античные времена район Ускюдар на Азиатской стороне, бывший тогда самостоятельным городом, носил название Хризополис, что в переводе с греческого означает «Золотой Город». Почему город золотой существует несколько версий. Первая версия, что пошлину с племен собирали золотом и хранили на Анатолийском полуострове во время персидского нашествия. По другой версии, сын греческого царя Агамемнона, Хризес сбежав с родины, прибыл в Анатолию и поселился в нынешнем Ускюдаре, после смерти дав своё имя городу. И самая простая и, наверно, романтическая версия, что золотым город становился во время заката, когда лучи заходящего солнца окрашивают стены домов в золотисто-охристые оттенки. Все три версии по — своему хороши. Я в предыдущем отзыве рассказывала, что первое, ради чего стоит побывать в Азиатской части – так это посетить Дворец Бейлербей. Тем более автобус, в строну Дворца, идет вдоль берега, а это в своем роде у Вас получится обзорная экскурсия по Азиатской стороне. Если с причала Ускюдар пойти направо, обойти стройку, и двигаться по направлению к Босфору, то можно выйти на довольно-таки приятную набережную, по которой можно дойти до Девичьей башни, точнее говоря до точки, максимально приближенной от берега до Девичьей башни, ибо башня стоит на Босфоре. Белая башня, стоящая на скале, является символом Стамбула. Название связывают с красивыми легендами о любви. В первой рассказывается о том, как юноша по имени Леандр, каждую ночь приплывал на тайные свидания к своей возлюбленной Геро, которая была жрицей Афродиты и ради суженого нарушила обет безбрачия. Каждую ночь Леандр плыл, ориентируясь на огонь факела, который зажигала Геро. Но однажды факел погас и заблудившийся в темноте Леандр утонул. Потеряв своего любимого, девушка поднялась на башню и бросилась в море. Вторая легенда, связанная с башней, говорит о том, что дочери наместника предсказали, что она умрет до своего совершеннолетия от укуса змеи. Чтобы любимая наследница избежала подобной участи, для нее построили замок с башней на уединенном острове. И все шло хорошо, но на последний день рождения отец велел послать дочери корзину с фруктами, на дне которой и притаилась ядовитая змея. В отличие от неминуемо трагической развязки первой легенды, у этой истории концовка варьируется. В первом случае, девушка все-таки умирает. Но во втором, ее уже спасает красавец-принц, который не преминул тут же на ней жениться. И в третьем случае эта история заканчивается вполне реалистично. Отец девушки, правитель Ускюдара, спрятал в башне помимо дочери еще и немалые сокровища. Борец за мусульманскую веру Баттал Гази не только похитил из башни наследницу, но и прихватил в качестве приданого припрятанные там сокровища. После чего сел на своего коня и был таков. С тех пор у турков бытует выражение «он тот, кто сел на коня и уже далеко от Ускюдара». Реальная история Девичьей башни такова. Уже в 410 г. до н. э. между островком и мысом Сарайбурну натянули цепь, чтобы контролировать движение судов через таможенный пост. После завоевания Константинополя это место сохранило свое стратегическое значение, и султан Мехмед II Фатих приказал перестроить на нем укрепления. Башня использовалась как маяк, а на островке располагались 100 солдат и 40 орудий. Приветствуя гостей султана, оркестр под грозный аккомпанемент орудийных залпов исполнял марш. В 1920 г. на башне установили автоматическую навигационную систему сигнализации. После полной реконструкции в 1993 г. здесь теперь кафе и ресторан с «живой» музыкой. Для всех желающих с берега к Девичьей башне курсируют катера. А, можно посидеть и в кафе на берегу, а можно просто на лавочке, наблюдая за тем, как прыгают солнечные зайчики по Босфору, чайки кружат над Девичьей башней, курсируют туда-сюда теплоходики, катера, баржи, сухогрузы, красавцы круизники…. Затем можно побродить по улочкам Ускюдара, вернуться назад к пристани, сесть на любой автобус, который идет в сторону Кадикёя, например, на автобус номер 12H и доехать до следующей пристани – Кадикёй. О, здесь перед Вами откроется совсем другой город – многомиллионный мегаполис, с толпами перемещающихся и куда-то спешащих жителей Стамбула, постоянно гудящим транспортом, современными, не всегда эстетичными, зданиями. Можно пройти с автобусной стоянки по ходу движения, как шел автобус, вперед, метров 400, справа будут находиться многочисленные причалы, так вот там проходит круговой маршрут старинного трамвая. Стоимость проезда такая же, как на любом городском транспорте, акбиль действует. По времени маршрут примерно минут 30, и за это время можно составить картину Азиатской части Стамбула, в районе Кадикей. Это совсем другой Стамбул, совершенно не туристический, без каких-либо исторических памятников, но это – живой Стамбул, с его жителями, с современными, не всегда красивыми, а иногда и вовсе серыми многоэтажными домами и магазинами, со своими недостатками, шумом, где- то чрезмерной суетой, без прикрас, но, тем не менее, со своим колоритом. И это тоже стоит увидеть! Не смотря на то, что исторических памятников и дворцов, конечно же, в Азиатской части Стамбула находится значительно меньше, но туда стоит заглянуть – для полноты Ваших впечатлений о городе, раскинувшимся сразу в двух частях света.

Турция. Общая информация

Турция (Турецкая Республика) находится в двух частях света — в Европе и в Азии. Граница между ними проходит через пролив Босфор, Мраморное море и пролив Дарданеллы.  Стамбул, стоящий на обоих берегах Босфора, оказывается, таким образом, европейским и азиатским городом одновременно.

Основная часть Турции расположена в Азии — это Малая Азия, или Анатолия. Небольшая европейская часть Турции называется Восточной Фракией, или Румелией, и составляет всего 3% территории страны. Берега Турции омываются четырьмя морями: Черным, Мраморным, Эгейским и Средиземным. По суше Турция граничит со следующими государствами: в Европе — с Болгарией и Грецией, в Азии — с Сирией, Ираком, Ираном, Арменией и Грузией. Площадь Турции (Турецкой Республики) составляет более 780 тыс. кв/км. Крупнейшие озера Турции — Ван и Туз (оба соленые). Основные реки — Евфрат, Тигр, Кызылырмак, Сакарья.

На территории Турции выделяются семь физико-географических регионов, природные условия которых довольно значительно отличаются друг от друга:

    • Восточная Фракия и побережье Мраморного моря — это равнинный регион с типичным средиземноморским климатом, для которого характерны жаркое лето и мягкая и дождливая зима;
    • Побережье Эгейского и Средиземного морей — узкое и холмистое, купальный сезон длится с апреля по октябрь. Лето очень жаркое и сухое, зима дождливая. Побережье Средиземного моря отделено от Внутренней Анатолии хребтом Тавр. Это главный район туризма в Турции;
    • Черноморское побережье отделено от Внутренней Анатолии Понтийскими горами, здесь влажно и выпадает довольно много осадков, как и на берегах других морей, омывающих Турцию, теплое лето сменяется мягкой зимой, характерной чертой этого региона являются пышная субтропическая растительность и обширные возделываемые плантации чая, табака и фруктов;
    • Западная Анатолия состоит из неровных горных цепей и речных долин; здесь находится гора Улудаг (2543 м), которая большую часть года покрыта снегом. Это популярный горнолыжный курорт.
  • Анатолийское плоскогорье (Центральная Анатолия и Каппадокия) — самый крупный физико-географический регион страны, со всех сторон окруженный горами. Область Каппадокия образована потухшими ныне вулканами и представляет собой причудливое нагромождение скал. Самая высокая точка плоскогорья — вулкан Эрджияс (3916 м). Климат здесь континентальный, с холодными зимами и жарким сухим летом, растительность степная и полупустынная;
  • Восточная Анатолия — самая гористая часть территории Турции, здесь находится знаменитая гора Большой Арарат (5165 м), где по преданию пристал Ноев ковчег после окончания всемирного потопа. Именно в этой части страны берут начало реки Тигр и Евфрат. Зимы здесь длинные и холодные с продолжительным снежным покровом, лето сухое и жаркое;
  • Юго-Восточная Анатолия представляет собой низкое плоскогорье, окруженное с трех сторон горами, с жарким и сухим климатом. Весной с юга из Сирийской пустыни дуют сильные ветры — сирокко, несущие массу пыли и песка, которые часто уничтожают урожай.

Турция: Климат

Климат Турции субтропический. На побережьях — средиземноморский. Во внутренних районах страны — континентальный. Турция расположена на территории двух климатических зон: центральная часть страны характеризуется континентальным климатом, а на побережье Мраморного, Средиземного и Эгейского морей господствует субтропический климат. В Стамбуле среднемесячная температура с мая по октябрь 20 °С. В районе Антальи в летнее время сухо и жарко, дождей и штормов практически не бывает. Купальный сезон на побережье становится более коротким по мере продвижения на север: в районе Мраморного моря и на севере Эгейского побережья купаются с июня по сентябрь, на юге Эгейского моря и на Средиземноморье сезон продолжается с апреля по октябрь. В центральных районах Турции в зимнее время довольно холодно, а на берегу Черного моря идут обильные дожди.

Турция все еще часть Запада?

Турция все еще часть Запада? Ответ на этот вопрос стал более важным, чем когда-либо, поскольку меняющаяся динамика турецкой внешней политики в последние годы, кажется, привела многих турецких обозревателей на Западе к выводу, что Турция смещает свою стратегическую ориентацию с Запада на другие направления.

Число людей на Западе, подвергающих сомнению логику членства Турции в НАТО, значительно увеличилось после решения Турции купить у России систему ПВО С-400. Для скептически настроенных жителей Запада нынешние правители Турции, происходившие из политического исламистского прошлого, расходятся с основными ценностями западного международного сообщества и ищут новую региональную среду в большом ближневосточном регионе, где Турция будет играть роль регионального гегемона.

Сближение Турции с южными соседями перед «арабской весной», голосование Турции против инициированной США резолюции Совета Безопасности ООН в 2010 году о введении санкций против Ирана, ухудшение ее отношений с Израилем после кризиса в Давосе в январе 2009 г. и так называемый рейд Мави Мармара в мае 2010 г., а также продолжающаяся поддержка Турцией ХАМАС, несмотря на региональную изоляцию последнего на Ближнем Востоке после Мурси, составляют основные причины утверждать, что Турция отдаляется от Запада.

Расширяющийся разрыв

В последние годы количество подобных обвинений увеличилось из-за резкого ухудшения отношений Турции с Европейским Союзом и США. Важную роль в этом процессе сыграло неоднозначное и критическое отношение Турции к Европейскому Союзу, отражающее увеличивающийся разрыв между европейскими и турецкими политическими ценностями. То, что Турция приостановила миграционное соглашение с ЕС, заключенное весной 2016 года, в ответ на меры, принятые ЕС в знак протеста против буровых работ Турции в Восточном Средиземноморье у побережья Кипра, еще больше оскорбило отношения между Турцией и ЕС.

С другой стороны, сопротивление Турции формированию ближневосточного НАТО с участием Египта, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и Израиля, двусмысленность Турции в отношении поддержки организованной США изоляции Ирана во время Президентство Дональда Трампа, растущие усилия Турции по поиску решения сирийской гражданской войны путем более тесного сотрудничества с Россией и Ираном, непрекращающаяся поддержка США филиалов РПК на севере Сирии, сохраняющаяся терпимость Америки к присутствию лидера гюленистов Террористическая группа (FETÖ) на территории США и покупка Турцией системы ПВО С-400 у России поставили турецко-американские отношения на курс на столкновение.

То, как развивались региональные события на Ближнем Востоке за последние четыре года, бесспорно продемонстрировало, что Турция и Запад не всегда были на одной волне.

Смелые шаги Анкары

В настоящее время реализм решительно формирует внешнюю политику Турции, когда Анкара предпринимает смелые инициативы по обеспечению своей территориальной безопасности посредством сочетания односторонних военных инициатив и многостороннего стратегического сотрудничества с незападными игроками.

На карту сейчас поставлено сохранение территориального суверенитета Турции, экономическое развитие и социальная сплоченность во все более анархической международной среде, которая далека от того, чтобы обеспечить турецким правителям атмосферу вседозволенности для запуска регионального, а если возможно, и глобального, ориентированного на Турцию заказ.

Либеральные мечты помочь создать на Ближнем Востоке региональную среду, подобную ЕС, и поставить идентичность и ценности в центр взаимодействия Турции с внешними игроками.

События в Египте, Сирии и Ираке доказали ограниченность способности Турции влиять на развитие событий на местах. Западная политика, несомненно, способствовала возрождению реализма во внешней политике Турции.

Западные союзники Турции, особенно Соединенные Штаты, использовали образцовый прагматичный подход на протяжении всего процесса «арабской весны», вместо того чтобы демонстрировать искреннюю приверженность либерально-демократической трансформации всего региона.

Несмотря на их риторическую поддержку усиления либерально-демократических сил в регионе, сегодня нельзя отрицать, что западные акторы ставят безопасность и стратегическую стабильность выше прав человека и демократии. Отвращение президента США Дональда Трампа к тому, чтобы поставить права человека в центр внешней политики США, и его склонность вести дела с региональными игроками в деловой манере, по-видимому, подтолкнули турецких лиц, принимающих решения, к пересмотру внешней политики Турции на более реалистических, чем либеральных основаниях.

Оценка глобальных и региональных акторов по степени их приверженности традиционным интересам безопасности Турции и процессу экономического развития теперь стала новым языком турецкой внешней политики.

Дни эпохи холодной войны, когда общие интересы безопасности тесно связывали Турцию с ее западными союзниками в рамках НАТО, давно прошли. Ни стратегическая безопасность, ни идеологические ценности не оправдывают безоговорочной приверженности Турции НАТО.

Однако это не уникально для Турции в НАТО. Даже Соединенные Штаты, так сказать, двигатель НАТО, все чаще ставят под сомнение актуальность НАТО для интересов американской безопасности в 21 веке. Опасаясь растущего отчуждения Америки от Европы, многие европейцы теперь утверждают, что наконец настало время помочь создать автономные военно-стратегические силы ЕС.

Переговоры с ЕС все еще идут ориентированные соображения сейчас в меньшинстве как в Турции, так и в европейских столицах.

Ни нынешние турецкие правители сейчас искренне не стремятся к членству в ЕС, что резко контрастирует с периодом между 2002 и 2007 годами, ни ЕС не в настроении предложить Турции заслуживающие доверия перспективы членства во времена растущей озабоченности по поводу ее будущего.

Западные страны больше не видят в Турции образец для подражания для стран Большого Ближнего Востока из-за ее умеренно исламистской идентичности, прозападной светской ориентации и интеграции в капиталистическую мировую экономику. В эпоху растущей привлекательности авторитарного капитализма китайского толка и стремительного кризиса либеральной демократии, ориентированной на свободный рынок, на Западе определение Турции как образца для подражания потеряло часть своей привлекательности.

Вместо того, чтобы чувствовать себя удовлетворенным образцом для подражания, который западные акторы долгое время инструментально приписывали Турции в своих усилиях по сохранению своего глобального превосходства, Турция сейчас находится в процессе прокладывания собственного пути и принятия решения о том, что хорошо для нее.

процесс перестройки

Несмотря на такую ​​картину, внешнеполитическая ориентация Турции никоим образом не оправдывает утверждения о том, что турецкие правители революционным образом разрушают либеральный мировой порядок, возглавляемый Западом.

Происходит то, что Турция, как и многие другие восходящие державы среднего уровня, переживает процесс корректировки своих внешних отношений, учитывая, что на первый план выходит новый порядок, в котором главенство традиционных западных держав сейчас все чаще оспаривается незападными державами во многих различных областях глобального управления.

Растущее взаимодействие Турции с незападными странами может быть гораздо лучше объяснено интересами реальной политики, а не полной приверженностью Турции незападным моделям политического созревания и экономического развития.

Несмотря на периодические вспышки имперской и грандиозной риторики со стороны некоторых турецких правителей, недавняя внешнеполитическая деятельность Турции на глобальном и региональном уровнях полна реальных политических попыток смягчить негативные последствия внешних кризисов для внутренней стабильности и территориальной безопасности Турции. как повышение способности Турции выжить в эпоху конкуренции великих держав.

Когда-то турецкие правители надеялись, что либерально-демократическая трансформация Ближнего Востока в ходе процесса «арабской весны» будет решительно поддержана западными державами. Именно это предположение побуждало турецких правителей игнорировать тот факт, что собственные возможности Турции не позволяют ей играть роль «наведения порядка» по соседству.

В остальном сообщения, которые турецкие правители пытались распространить в своем регионе, очень соответствовали западным политическим нормам. Легитимность режимов должна в первую очередь исходить из их способности обеспечить людям чувство безопасности и благополучия, а правители должны нести ответственность перед электоратом за свои действия.

Турция уже давно утверждает, что зарождающийся порядок на Ближнем Востоке должен строиться на принципах представительной демократии, свободного рыночного капитализма, уважения к меньшинствам, конституционализма и общественного плюрализма. Именно эти принципы составляют суть западной цивилизации. Такое либеральное мышление теперь ушло в прошлое, и турецкие правители, похоже, хорошо осведомлены об ограничениях Турции.

Несправедливое обвинение

Кроме того, обвинять Турцию в принятии незападной стратегической точки зрения было бы несправедливо, учитывая растущие расколы в западном лагере и одновременные усилия западных держав по адаптации к нарождающейся пост- Западный мировой порядок.

Идеологические аспекты приверженности Турции западному миру, несомненно, постепенно угасают, поскольку сами западные державы переживают процесс самоанализа в отношении основополагающих норм западного международного порядка.

Прежде всего, сейчас Турция выступает за восстановление международного порядка таким образом, чтобы он отражал текущий баланс сил и конфигурации. Тем не менее, подход Турции к международному порядку, возглавляемому Западом, является эволюционным и предусматривает включение новых растущих держав в существующую систему в качестве ответственных заинтересованных сторон.

Примечательно, что многие опросы общественного мнения, проведенные в последние годы, показывают, что более половины турецкого населения по-прежнему хотят, чтобы Турция стала членом ЕС и тесно сотрудничала с НАТО.

* Профессор факультета политологии и международных отношений Университета Антальи Билим

Джуди спрашивает: Турция становится более западной или менее? — Carnegie Europe

Каждую неделю ведущие эксперты отвечают на новый вопрос Джуди Демпси о вызовах внешней политики и политики безопасности, определяющих роль Европы в мире.

 

Коерт ДебёфПредставитель Альянса либералов и демократов за Европу в Европарламенте

С тех пор, как десять лет назад к власти пришла Партия справедливости и развития (ПСР), Турция определенно стала более западной.

Однако уже несколько лет он снова отдаляется от Запада. Одной из причин этого являются отношения страны с ЕС. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган и ПСР, похоже, заменили свою европейскую мечту османской мечтой. Краткая хронология объясняет, почему.

Апрель 2004 г.: Референдум по плану Аннана по разрешению кипрского спора. Киприоты-турки голосуют за, киприоты-греки против.

Май 2004 г.: Грекоязычный Кипр становится членом ЕС. Он начинает блокировать открытие некоторых глав переговоров Турции о вступлении в ЕС.

Декабрь 2004 г.: ЕС ​​решает начать переговоры о вступлении с Турцией.

Октябрь 2005 г.: Начались переговоры с Турцией о вступлении в ЕС.

Ноябрь 2005: Ангела Меркель избрана канцлером Германии. Она открыто выступает против вступления Турции в ЕС.

Май 2007: Николя Саркози избран президентом Франции. Он также выступает против членства Турции в ЕС.

Май 2010: Меркель исключает возможность вступления Турции в ЕС.

Сентябрь 2010: На референдуме 60 процентов турок проголосовали за более европейскую конституцию.

Декабрь 2010: Начало арабской весны.

Октябрь 2011 г.: Выборы в Тунисе привели к победе исламистских партий.

    Эти события привели все большее число разочарованных турок к мысли, что их страна никогда не станет полноправным членом ЕС. Поэтому неудивительно, что с 2010 года ПСР — и, в частности, министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу — разработали новую стратегию, основанную больше на исламе, чем на западных идеалах.

    Европа создала текущую проблему Турции и все еще может ее решить. Но нельзя терять время.

     

    Бен ДжудаПриглашенный научный сотрудник Европейской инициативы стабильности

    Турция никуда не денется. С тех пор, как в парке Гези начались нынешние протесты, турецкое государство вело себя с той же жестокостью полиции, которую оно всегда проявляло к возбужденным толпам, требующим чего-то другого: слезоточивого газа, дубинок и тысяч ночных задержаний. Анкара ведет себя скорее как прежняя — милитаризованные и деспотичные режимы прошлого, — чем как нечто более или менее западное.

    Тем не менее, премьер-министр Эрдоган прав, когда говорит, что его полиция стала мягче, сдержаннее и более извиняющейся, чем в прошлом. Это потому, что он сравнивает себя с тем, как военные обращались с протестующими — то есть стреляли боевыми патронами, как на площади Таксим в 1977 году. ПСР Эрдогана.

    В конце концов, Турция не сильно изменилась. Такого рода протесты уже были. В 2007 году более 350 000 демонстрантов прошли маршем по светским бастионам Измира и Анкары. На площади Таксим и раньше случались дико идеалистические, мечтательные протесты — вспомните маоистов 19-го века.70-е годы. А в Анатолии протесты в Дерсиме и Хатае имеют неприятный сектантский оттенок. Кроме того, в меньших масштабах подобные жестокие полицейские операции происходят в Турции каждый день; это просто никогда не попадает в заголовки.

    Турция, возможно, становится более российской, поскольку Эрдоган контролирует СМИ, как и президент России Владимир Путин. Но, опять же, Эрдоган больше играет по учебникам предыдущих турецких правителей, которые подкупали олигархов сочными контрактами за льстивое освещение в своих газетах и ​​телеканалах.

    В более широком мире Турция тоже не спешит двигаться. Вступление страны в ЕС, вероятно, останется замороженным на время пребывания Эрдогана в должности. Люди, которых он назначил переговорщиками, не привержены делу, и его гневная вспышка в адрес европейских дипломатов, ученых и аналитических центров, приехавших на прошлой неделе, подорвала его имидж. В арабском мире авантюры Эрдогана тоже не остались незамеченными. В Тунисе и Каире его приветствуют как героя, но не лидера, а дальше на восток его просуннитская политика вызвала враждебность как Дамаска, так и Багдада.

     

    Александр Граф ЛамбсдорфВице-президент Альянса либералов и демократов за Европу в Европейском парламенте

    Турция поворачивает на восток или на запад? В прошлом этот вопрос касался ориентации внешней политики Турции и основывался на предположении, что Турция сместит свои стратегические интересы с Европы на Восток. В целом ответ заключался в том, что Турции необходимо установить тонкий, но важный баланс между Востоком и Западом.

    Тем не менее, события последних двух недель показывают, что Турция внутри стала гораздо более западной, чем кто-либо ожидал. В том числе и премьер-министра Эрдогана, которого сейчас часто сравнивают с явно восточным президентом России Владимиром Путиным, и на то есть веские причины.

    Протестующие из самых разных слоев общества выходят на улицы по всей Турции. Демонстрируя полное осознание своих гражданских свобод, они стремятся защитить свои личные свободы, а также уважение к плюрализму, своему наследию и окружающей среде. Турция является свидетелем новой формы демократии на низовом уровне, когда люди выражают недовольство политикой правительства и стилем его принятия. Огромный размах и настойчивость этого протеста показывают, что эти части турецкого общества так просто не сдадутся.

    Требования протестующих являются фундаментальным элементом функционирующей и здоровой демократии, требующим соответствующего ответа. ПСР должна признать, что демократия состоит из различных направлений, и что правительства должны не только серьезно относиться к противоположным взглядам, но и разрабатывать соответствующую политику. Будет трудно повернуть время вспять и сделать вид, что эти сильные, популярные голоса можно игнорировать — если только Эрдоган не захочет рисковать еще большей внутренней поляризацией или даже длительной нестабильностью.

    Единственный путь вперед — принять плюралистическое турецкое общество и, наконец, полностью принять западную концепцию либеральной демократии. Следование восточному авторитарному подходу было бы опасным выбором для Эрдогана и для Турции.

     

    Марк Пьерини, приглашенный научный сотрудник Carnegie Europe

    Нынешние протесты в нескольких турецких городах получили широкое освещение во всем мире и представляют собой значительную потерю для Турции по нескольким причинам:

    • Имидж успешной ПСР серьезно пострадал из-за того, как она справилась с кризисом (мало уважения к различиям во мнениях, неконтролируемое насилие со стороны полиции, ограничения в СМИ, поляризационный нарратив) и, в более общем плане, из-за ее модели политического и экономического развития (предпочтение форма демократии «только избирательная урна», «мажоритарное» правление, отсутствие местных консультаций в городских проектах, ультралиберальная потребительская политика).
    • Финансовые рынки в настоящее время обеспокоены политическим курсом Турции, что привело к затруднениям с рефинансированием государственного долга Турции и столь необходимыми прямыми иностранными инвестициями.
    • Союзники Турции по НАТО обязаны пересмотреть свою ранее уверенную оценку предсказуемого, умеренно исламистского партнера с сильным экономическим ростом и стабильным правительством. Горячая риторика и бескомпромиссная позиция премьер-министра порождают новые вопросы.
    • ЕС и США теперь задаются вопросом, по какому курсу пойдет обещанная турецким правительством «развитая демократия». Особое беспокойство вызывают вопиющие эксцессы полиции и отказ от серьезного гражданского диалога. Недавние заявления еврокомиссара по вопросам расширения Штефана Фюле в Стамбуле и верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон ясно свидетельствовали о недовольстве. Дебаты по Турции в Европарламенте 12 июня имеют существенное значение.

    На международной арене ключевым вопросом сейчас является имидж Турции в глазах ее западных союзников: экономические перспективы страны, ее долгосрочная стабильность в западных терминах и концепция плюралистического общества.

    Если Анкара не предпримет быстрых и решительных шагов к зрелой, инклюзивной концепции турецкого общества, правительство столкнется с перспективой ухудшения имиджа за рубежом и продолжительными проблемами дома. Называя протесты международным заговором, власти только усугубляют ситуацию.

     

    Хью Поуп, директор турецко-кипрского проекта Международной кризисной группы

    Протесты, охватившие несколько турецких городов, похожи на внешнюю политику Турции: их можно сравнивать со многими вещами, но они доказывают, что страна более чем наполовину является европейской, и часть Запада.

    Есть несколько поверхностных параллелей с каирской площадью Тахрир или украинской Оранжевой революцией. Но более внимательное изучение показывает, что беспорядки больше похожи на поворотный момент для британской Маргарет Тэтчер после десяти лет пребывания у власти, движение «оккупируй» на Уолл-стрит или недовольство Немецкой пиратской партии усталыми старыми оппозиционными партиями. Действительно, посетители из Европы говорят, что благодаря юмору, бесстрашию и позитивной энергии протестов Турция стала для них намного ближе.

    Первоначальная неспособность турецких СМИ освещать события стала шокирующим напоминанием об ограничениях, которые Турция накладывает на свободу выражения мнений, но затыкание рта длилось всего несколько дней. Точно так же протесты отчасти представляют собой светскую реакцию на все более исламистский тон правительства, который некоторые могут расценить как незападную характеристику. Но протесты также связаны с разногласиями между богатыми и бедными, между урбанизированным сельским населением и городским средним классом или между защитниками окружающей среды и сторонниками масштабных конкретных инфраструктурных проектов.

    Турция всегда шла по одинокому пути: развивающаяся страна среднего размера, которая является частью многих миров, но не полностью частью ни одного из них. Но почти половина торговли Турции приходится на европейские страны, в Европе проживает 4–5 миллионов турок, а две трети иностранных инвестиций поступают из стран ЕС. И какими бы ни были другие ее увлечения, главная стратегическая ставка Турции на Соединенные Штаты и НАТО.

    Действительно, группы, которые толкаются друг с другом во время стамбульских протестов, в основном стремятся к большей свободе выражения мнений, меньшей силовой тактике полиции и более открытому правительству. В долгосрочной перспективе тот факт, что эта группа, наконец, нашла в себе мужество возвысить свой голос, может вдохнуть новую жизнь в наиболее проверенный способ достижения этих стандартов: возобновление застопорившегося переговорного процесса Турции в ЕС и твердое возобновление взаимодействия с ее западными странами. партнеры.

     

    Павел СвебодаПрезидент demosEUROPA

    Независимо от того, становится ли собственное мировоззрение Турции более западным или менее, реальный вопрос заключается в том, какую роль ЕС может сыграть в спасении турецкой демократии.

    В Турции на карту поставлено нечто гораздо большее, чем непосредственное состояние страны, включая перспективы премьер-министра Эрдогана. Запад рискует потерять посредника с мусульманским миром и лучший образец для подражания в преобразованиях, развязанных арабской весной.

    Пока еще не принято решение о том, чем закончатся протесты. Однако каждый день, когда турецкая полиция проявляет чрезмерную силу против протестующих, в то время как правительство отказывается двигаться ни на дюйм, претензии правящей партии на демократическое управление становятся все слабее.

    Противники вступления Турции в ЕС только что получили весомый аргумент. Для них площадь Таксим в Стамбуле станет символом всего, что отличает Турцию от ЕС. Реальность такова, что события в Турции подтвердили настойчивость ЕС в отношении верховенства закона и демократии. Эти ценности, возможно, не были в центре обсуждений с Турцией в последние годы, но ЕС также не был ослеплен впечатляющим подъемом Турции. Отчет Европейской комиссии о ходе работы прошлой осенью содержит относительно подробный отчет о ситуации в Турции в отношении гражданских, политических прав и прав человека.

    ЕС должен рассматривать текущую ситуацию как возможность перенаправить свою преобразующую силу в сторону наиболее влиятельной страны-кандидата. Вместо того, чтобы смотреть на Турцию свысока, ЕС должен предложить свои услуги в решении некоторых из наиболее глубоких проблем турецкой демократии.

     

    Стивен СабоИсполнительный директор Трансатлантической академии

    Турция была вовлечена в явно вестернизирующий проект со времен основателя страны Ататюрка.

    Этот проект застопорился, когда основной вестернизирующий институт, армия, стала препятствием для дальнейшего сближения с ключевыми западными либеральными ценностями, такими как верховенство закона, свобода слова и мирная смена власти. Военные были хранителями разделения между мечетью и государством, еще одной основной либеральной ценностью. Но десекуляризация турецкого общества превратила армию в нелиберальный институт, хотя по своей ориентации и миссии она оставалась глубоко западной.

    Правительство ПСР во главе с премьер-министром Эрдоганом вместе с ЕС благодаря своей роли в переговорах о вступлении Турции способствовало вестернизации турецкого гражданского общества, создав отношения между гражданскими и военными в западном стиле.

    Но теперь кажется очевидным, что этот проект модернизации был просто разработан, чтобы заменить один набор элит и ценностей другим. Использование мажоритарной демократии подорвало основные ценности либерального общества. Сегодня Турция переживает поворотный момент в своей долгосрочной вестернизации — и это в то время, когда влияние ЕС в Турции находится на низком уровне.

    Эрдоган может настаивать на мажоритарном правлении, продолжать смешивать религию и политику и подрывать права женщин. Если это произойдет, Турция столкнется с вполне реальной опасностью стать решительно менее западной и, по сути, скатиться обратно на Ближний Восток.

     

    Синан Ульген, приглашенный научный сотрудник Carnegie Europe

    Вопрос о том, становится ли Турция более западной или менее, зависит от того, как премьер-министр Эрдоган реагирует на текущие события.

    В турецком обществе существует традиционный раскол между консерваторами/исламистами и либералами/атеистами. Эпоха правящей ПСР ознаменовалась переходом власти от последней группы к первой. В целом этот переход шел рука об руку со стремлением к демократизации страны. Перспективы членства Турции в ЕС стали катализатором этих реформ.

    Но, особенно после выборов 2011 года, когда ПСР была переизбрана с 49 процентами голосов, Эрдоган принял стиль руководства, основанный на правиле большинства. Он также использовал свое парламентское большинство для реализации новой политики, которая, по мнению многих, навязывает его удушающие консервативные взгляды турецкому обществу. Нынешняя волна протестов — это реакция турецкого общества на патерналистский стиль руководства Эрдогана, который все больше ограничивает возможности индивидуального выбора.

    Перед Турцией стоит решающий выбор. Если правительство и, в частности, Эрдоган смогут полностью оценить и понять факторы, которые привели к нынешнему реакционизму, и смогут изменить свой режим правления, турецкая демократия выиграет от этого. Затем Турция продолжит улучшать свои демократические стандарты, продемонстрировав динамизм своего плюралистического гражданского общества, стремящегося защищать индивидуальные свободы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *