Культура и традиции в Казахстане
Казахстан — страна многонациональная, мультикультурная. На ее огромной территории смешались не только народы, но и произошло взаимопроникновение различных культур. Сложилась своя особенная, казахстанская культура.
Но несмотря на такое смешение культур, каждый народ Казахстана бережно сохраняет свои собственные культурные традиции и обычаи. У казахов существует великое множество традиций, которые передаются из поколения в поколение, и с удовольствием перенимаются молодыми. Если перечислять их все — даже простой список традиций и обычаев составит увесистый том. Поэтому мы расскажем вам о наиболее важных и соблюдаемых повсеместно традициях.
Традиции приема гостейТрадиционное казахское гостеприимство навсегда запоминается каждому, кто хотя бы раз посетил Казахстан. И не только казахи, но и, наверное, все остальные народы, населяющие Казахстан, приняли себе это традиционное радушие и уважение к гостю.
Такое отношение с гостям сложилось в далекой древности. Случайных путников, а также приглашенных гостей всегда встречали с радушием и угощали самой вкусной едой. Предки казахов были кочевниками, поэтому остановка в незнакомом доме была делом обычным. Данный обычай носит название
Гостя провожают в юрту и усаживают на самое почетное место (тор) напротив входа. Сразу же подают легкие угощения казахской кухни и напитки: кумыс, шубат, айран или чай с молоком. На стол ставятся свежие баурсаки, свежие лепешки, курт, иримшик. Сразу же подавались и закуски из конины или баранины: жая, казы, шужук и другие.
Зачастую в честь приезда гостя, хозяева режут барашка, и готовят из него сразу несколько блюд: куырдак из легких, печени и почек, который подается как предварительное блюдо, и основное блюдо казахского застолья — ет, или мясо по-казахски (иначе называемое “бешпармак”). Отварное мясо обычно раскладывается большими кусками на подносе. Хозяин сам нарезает мясо, угощая каждого гостя лакомыми кусочками. Такая разделка — тоже традиционная: тазовые кости и голень предназначаются почетным старикам, грудинка — зятю или невестке, шейный позвонок — девушкам и т. д. Самому почетному гостю хозяин преподносит приготовленную особым способом голову барана. К мясу обязательно подается наваристый бульон в пиалах.
С приемом гостей связан еще один ритуал, или традиция — “Конаккаде”. Хозяин дома в конце застолья может попросить гостя исполнить песню, либо поиграть на музыкальном инструменте. Гость в ответ обычно исполняет импровизацию, в которой благодарит хозяев за теплый прием.
Дорогих, важных гостей в казахском доме привечают особо, для этого есть обряд Ат мингизип шапан жабу. Уважаемому человеку, посетившему дом, дарили коня и дорогой чапан (расшитый халат из верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой).
Иногда важный гость получал в подарок коня, соболиную шубу, верблюда, либо персидский ковер или саблю. В подарок отдавались самые ценные вещи в доме, чтобы показать дорогому гостю свое уважение. Эта традиция называется
С тех же древних времен сохранилась, например, одна интересная традиция — Ерулик, или знакомство с новоселами. Новые жители аула обязательно приглашаются на ужин или обед к ближайшим соседям. Так, за накрытым столом, люди знакомятся, и новички легче вливаются в общество. Во многих казахских семьях эта традиция жива и по сей день, неважно, живет ли семья в ауле или в современном многоквартирном доме.
Есть еще некоторые интересные традиции, которые связаны с гостеприимством: • Токымкагар, или проводу в путь. Обычно устраивается перед отъездом кого-либо из родных на долгий срок. Обязательно режется баран, устраивается той-дастархан. Провожающие произносят различные пожелания для тех, кто собрался в дальний путь.
• Тизе Бугу
• Той-дастархан — праздничный пир. Кроме обильного застолья, той-дастархан подразумевает спортивные, музыкальные, песенные состязания (айтыс), скачки и другие игры.
• Шашу обряд во время праздника: прибытия дорогих гостей, свадьбы, сватовства, т.д., виновников торжества осыпают конфетами и монетками. Разбросанные конфеты и деньги, как правило, собирают дети. Казахи верят, что сладости, подобранные во время Шашу приносят удачу.
• Суюнши — обычай дарить ценные подарки тому, кто принес хорошую весть.
• Байғазы — традиция дарить небольшой подарок тому, кто приобрел обновку.
• Саркыт — традиция забирать угощение, после той-дастархана. Хозяева раздают гостям оставшееся угощение с собой.
Свадебные традиции
Казахская свадьба — грандиозное значительное событие, впрочем, как и в любой другой семье. Но казахская свадьба — это не просто праздник для молодоженов, родителей, близких родственников и друзей, как это принято во всем мире. Казахская свадьба — это соединение родственными узами двух родов. Поэтому казахская свадьба предполагает множество различных обрядов и традиций, который должны неукоснительно соблюдаться.
В старину молодой человек делал предложение девушке через жену брата. Невеста могла не видеть своего суженого до самой свадьбы, а если он ей не нравился, она всё равно не имела права ослушаться родителей: они решали за своих детей их судьбу.
Сегодня, конечно, всё по-другому. Казахские парни и девушки, как и во всем мире, знакомятся на улице, в кафе, в социальных сетях, но свадебные обряды все равно имеют значение и обязательно проводятся во время сватовства и на церемонии бракосочетания.
Как и раньше, в дом девушки приходят сваты (кудалар) с подарками. Кольцо невесте дарит жена его брата, а не сам жених. День свадьбы раньше назначали старейшины рода, сегодня же дата свадьбы обсуждается вместе с молодоженами. Во время сватовства сваты обычно обмениваются дорогими подарками.
Традиция платить калым, или выкуп за невесту, теперь родители жениха платят не всегда, но во многих сельских семьях, где традиции сильнее, стараются чтить обычаи, и дарят семье невесты скот, дорогие ткани и украшения. По традиции, жених имеет право увидеть невесту и навещать в доме ее родителей только после уплаты калыма.
После того как все процедуры были соблюдены и сватовство состоялось, отец невесты назначает день проводов любимой дочери (
Само бракосочетание — это большой праздник, на который обычно приглашаются все родственники жениха и невесты. Во время свадьбы специально приглашенный акын исполняет традиционные казахские свадебные песни, проводятся конкурсы, танцы, веселые состязания. После свадьбы молодых отправляют в свадебный шатер.
Список основных традиционных свадебных обрядов: • Кудалык — сватовство родителей жениха вместе с близкими родственниками невесты.
• Аран керу — обряд прохода сватов в дом родителей невесты.
• Беташар — обряд раскрытия лица невесты. Показ невесты на свадьбе.
• Сырга салу — символический обряд надевания сережек невесте матерью жениха, что означает окончательный договор между сватами.
• Калын мал (калым) — выплата калыма (подарка) стороной жениха, стороне невесты в благодарность за их труд и воспитание девушки.
• Курсак той — казахский народный обычай семьи жениха устраивать праздник после новости о беременности снохи.
• Кража невесты — традиция, когда джигит просто похищал понравившуюся девушку и увозил в свой аул. После похищения проводились все остальные обряды. Сегодня так поступают только с согласия самой девушки. В противном случае похищение человека считается уголовным преступлением.
Обычаи, связанные с детьми.
Тусау кесу (разрезание пут)Очень много казахских обычаев связаны с детьми. Для казахской семьи дети — самое главное сокровище, поэтому с их ростом и воспитанием связано огромное количество обрядов и традиций. Это и укладывание в колыбель, и наречение, и, конечно же, один из самых важных для ребенка обычаев — Тусау Кесу, или разрезание пут. Эта церемония проводится, когда ребенок начинает делать свои первые шаги.
Ножки ребенка обвязывают тонким пестрым шнурком, разрезать который доверяют энергичному многодетному человеку, уважаемому аксакалу, дорогому важному гостю. Шнурок, которым обвязывают ножки малыша, традиционно состоит из черных и белых нитей. Он обозначает, что в жизни бывают не только белые, но и черные полосы — будущий джигит должен уметь преодолевать трудности.
Обряд сопровождается песнями и пожеланиями (бата), чтобы ребенок твердо стоял на ногах, уверенно шел по жизни. После разрезания пут, обычно проводится той: праздник с застольем, состязаниями, песенными и музыкальными конкурсами. После Тусау кесер ребенку раньше дарили коня и седло, сегодня ограничиваются дорогими подарками или деньгами.
Сундет-той (обрезание)Еще один обычай, который сохранился и часто соблюдается в казахских семьях — сундет, или обряд обрезания. Этот обычай появился у казахов с приходом в Великую степь ислама, и до сих пор считается одной из важнейших семейных традиций.
Сундет проводят, когда ребенку исполняется нечетное количество лет: 3, 5 или 7. В день праздника, мальчика наряжают в красивую национальную одежду, сажают на коня. Родственники вплетают в гриву коня яркие разноцветные ленты, а к седлу привязывают сумку с угощениями. Мальчик должен подъехать поочередно к каждому родственнику и угостить яствами из сумки. Когда все подарки и угощения розданы, мальчику удаляется в отдельную юрту (или комнату) вместе с муллой (а в наши дни — с врачом-хирургом), где ему делается обрезание без анестезии. После этого родители устраивают пышный праздник — сундет той, где ребенку все присутствующие дарят деньги или ценные подарки.
Другие традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка • Шильдехана — той-дастархан, праздник в честь рождения ребенка.
• Бесикке салу, бесік той — той-дастархан в честь укладки новорожденного в люльку. Как правило, организуется на 3 – 5 день после отпадения пуповины у малыша. До этого ребенок спит с матерью.
• Кыркынан шыгару. Обряд, исполняемый на сороковой день после рождения ребенка. Ребенка купают в 40 ложках воды, в первый раз стригут волосы и ногти
• Аузына тукирту. Название этого ритуала переводится как “поплевать в рот”. У казахов есть поверье, согласно которому с капелькой слюны, переданной ребенку уважаемым человеком, к малышу перейдет частичка одаренности этого человека.
• Ашамайга мингизу. Традиция дарить 6 – 7-летнему мальчику коня и камчу (плеть). Во время этого ритуала ребенок провозглашался джигитом. В этот день старики благословляли ребенка, а родители устраивали в честь сына небольшой той.
Айтыс
Айтыс — одна из обязательных частей праздничной программы любого казахского праздника. Это стихотворно-музыкальное состязание казахских певцов-импровизаторов.
Во время айтыса исполнители садятся или встают напротив друг друга и начинают своеобразный песенный диалог, постоянно передавая слово друг другу, продолжая тему, начатую оппонентом. Айтыс может проводиться на любую произвольную тему. По итогам соревнования выбирается победитель. Жюри, состоящее из уважаемых людей или гостей праздника оценивает не только музыкальность и исполнительский талант, но и мастерство в парировании аргументов соперника, юмор и находчивость.
Айтыс некоторым образом напоминает современные рэп-баттлы: используется тот же принцип в очередности выступления и в оценке участников.
В айтысе могут принимать участие несколько акынов, хотя выступление парные выступления более традиционны. Часто проводится айтыс между мужчиной и женщиной. Например, в 1946 году казахстанский композитор Мукан Тулебаев на основе айтыса между известными акынами XIX века Биржан-сал и Сарой Тастанбеккызы написал оперу «Биржан и Сара».
Еще одна замечательная традиция, восходящая к древним, доисламским временам истории казахского народа — праздник Наурыз. Это праздник весны, обновления природы, начала нового года, новой жизни. По тенгрианским верованиям, Наурыз считается началом нового года, и отмечается 22 марта в день весеннего равноденствия.
Как и остальные большие праздники, Наурыз состоит из множества небольших ритуалов и обычаев. Праздник начинается с рассветом, когда все жители аула или поселка выходят вместе, под руководством аксакалов сажать деревья.
После посадки деревьев, все собираются на праздник. Люди веселятся, поздравляют друг друга с наступлением нового года, желают друг другу мира, благополучия, достатка и счастья. Исполняются песни, сложенные специально для этого праздника — Наурыз Жыр. Устраиваются спортивные состязания: борьба курес, скачки — байга. Часто посреди села ставят большие качели для детей и молодежи. Обязательно устраиваются интеллектуальные конкурсы на разгадывание поэтических загадок, состязания в скороговорках.
После праздника в каждой семье, в каждом доме накрывается праздничный стол — дастархан. Трапеза обычно проводилась в полдень. До и после трапезы приглашенный мулла читает молитвы в честь предков. По завершении старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи. В этом ритуале мы видим слияние языческих и мусульманских традиций.
Во время праздника Наурыз обязательным являлось присутствие числа 7, которое олицетворяет семь дней недели — единицы времени вселенской вечности: перед аксакалами ставились семь чаш с особым праздничным напитком Наурыз-коже, который готовился из семи видов злаков, на дастархан ставилось семь разных угощений.
Праздничный день обычно заканчивался айтысом — большим представлением, на котором все окрестные акыны состязались в импровизаторском мастерстве. Айтыс заканчивался с заходом солнца за горизонт: считалось, что именно в этот момент добро побеждает зло. Затем разжигали костер, и люди с зажженными от него факелами, с песнями и плясками обходили все окрестности селения, завершая праздник весеннего обновления и равноденствия.
Традиционные казахские игры и развлечения: • Казахская традиционная охота с беркутом. Беркут издревле используется кочевниками для охоты на мелкую дичь: зайцев, корсаков, лис и т.д. Специально обученные охотники-беркутчи занимаются выращиванием и подготовкой охотничьих птиц.
• Казахская традиционная охота с Тазы. Казахская гончая собака Тазы — уникальное животное, древняя порода охотничьих гончих собак, относящееся к нематериальному наследию ЮНЕСКО. С тазы казахи охотятся на мелкую дичь, степных антилоп.
• Курес – казахская борьба на поясах. Состязания проводятся обычно во время тоя. Аналоги этой борьбы существуют и у других народов Центральной Азии.
• Тогуз Кумалак. Настольная игра, основанная на числе 9. Это на вид простая, но достаточно сложная логическая игра, которую часто называют “алгеброй пастухов”, так как она часто скрашивала досуг кочевников.
• Асык — детская уличная игра косточками, которая сегодня стала национальным видом спорта в Казахстане. В стране даже проводятся турниры по игре в асыки.
• Бастангы — некий формат молодежной вечеринки, которую как правило проводили после отъезда родителей. Молодежь собиралась на небольшой праздник. Во время бастангы чаще всего высказывали пожелание того, что путешествие прошло гладко и без происшествий.
• Асар — традиция помогать кому-то всей семьей или всем родом, всем аулом. Таким делом может быть постройка дома или кошары для скота. По окончании дела, для помощников накрывается дастархан.
• Жылу — традиция, очень похожая на Асар. В этом случае помогают тем, кто пострадал в результате стихийных бедствий: пожаров, наводнений и т.п. Любой человек, из любого рода, и даже жуза может посильно помочь пострадавшим. В качестве пожертвований могут выступать – скот, стройматериалы, одежда, деньги, в качестве помощи — рабочая сила.
• Белкотерер — традиция готовить особое угощение для пожилых людей. Для них специально готовятся вкусные, мягкие блюда, такие как казы, жент, кумыс, творог и т.д. Обязанность угощать стариков возлагается на детей или близких родственников, реже соседей.
Конечно, можно долго и красочно рассказывать обо всех традициях и обрядах, показать фотографии и картинки. Но лучше всего — приехать в Казахстан и самому всё увидеть, принять участие в этих красивых и ярких церемониях, самому испытать на себе гостеприимство и радушие казахского народа.
Новости культуры – последние культурные новости в Казахстане и мире сегодня
Культура представляет собой достижения людей в самых разнообразных областях их деятельности. Она изучается в рамках различных наук (в том числе философии, социологии и других). Главными ее источниками считаются: деятельность человека, постижение и творчество.
Новости мира: культура в Казахстане и других странах
В современном обществе большой популярностью пользуется искусство, связанное с музыкой. Сегодня мелодии строятся на динамике и электронных звуках. Но большое значение имеет и сам артист, его внешний вид, характер, то, как он ведет себя на публике. Популярность композиции также зависит от видеоклипа. Последние начали появляться уже в 80-х годах прошлого века. Кинематограф — еще один вид искусства, который пользуется чрезмерной популярностью. Новости в области культуры затрагивают немало интересных тем:
- жизнь артистов, певцов, актеров и актрис;
- релизы новых фильмов, сериалов, песен, композиций и других видов искусства;
- предстоящие выставки, концерты, фестивали.
Несмотря на то, что многих интересуют больше мировые новости культуры, события в Казахстане также затрагивают интерес людей.
Культура в РК
На территории Республики ежегодно проводятся различные выставки международного значения, где можно изучить современную продукцию и услуги. В городах Алматы и Астана эта область считается особо привлекательной. Киностудия «Казахфильм», основанная в 1934 году, поддерживает партнерские отношения с разными иностранными студиями (Mausymfilm, Sataifilm и другими).
Здесь проводятся разные фестивали:
- Приз традиций;
- Звезды Шакена;
- Голос Азии;
- Евразия и т. д.
Каждый гражданин может прочитать интересные новости из мира искусства на новостном портале Тенгриньюс.кз. Здесь вы найдете только свежую и актуальную информацию, а также интересующие вас темы.
Культура Казахстана — это… Что такое Культура Казахстана?
Президентский центр культурыСовременный Казахстан переживает период национального возрождения[1]; в докладе президента Н. А. Назарбаева перемены в стране характеризуются как возрождение национальной государственности[2][3]. Так же возрождаются и народные ремесла[4], народные обычаи, обряды и национальные виды спорта[5], религия титульной нации[6][7], национальное образование и казахский язык[8], песенный жанр и стихосложение на казахском языке[9].
На XIII сессии Ассамблеи народа Казахстана Глава государства Н. А. Назарбаев подчеркнул[10]:
мы должны приложить все усилия для дальнейшего развития казахского языка, который является главным фактором объединения всех казахстанцев. В то же время создать благоприятные условия, чтобы представители всех проживающих в стране народностей могли свободно говорить, обучаться на родном языке, развивать его.
Закон Республики Казахстан от 24 декабря 1996 года № 56-I «О культуре»[11] регулирует общественные отношения в сфере создания, возрождения, сохранения, развития, использования и распространения казахской национальной культуры, культуры других народов Казахстана.[12]
Ранее имело место сознательное изживание и уничтожение традиций на протяжении всего двадцатого века. За семидесятилетний советский период в Казахстане боролись с традициями как с «пережитками прошлого».[13]
Нейтральность этого раздела статьи поставлена под сомнение. На странице обсуждения должны быть подробности. |
Язык
Казахский язык — Государственный язык Республики Казахстан.
В настоящее время в Казахстане развивается так называемая Казахизация.
Культурные мероприятия в Казахстане
Казахстан известен своими фестивалями, такими как Звёзды Шакена, Приз Традиций и закрытыми фестивалями «Евразия» и «Голос Азии». Премиями Тарлан…
За два месяца до начала VII Зимних Азиатских игр-2011 в Казахстане стартует программа «Культурная Азиада».[14][15]
Театральное искусство
В 2009 году республиканские театры поставили более тысячи спектаклей. По словам главы министерства культуры и информации РК Мухтар Кул-Мухаммеда[16], театральные премьеры проходят при аншлаге, билеты достать уже трудно.[17]
Кинематограф
Алма-Атинская студия кинохроники организована в 1934 году, а позднее 9 января 1960 года, она переименована в киностудию «Казахфильм».[17] В настоящее время (2010 год) это единственная киностудия на территории Республики. Мультипликацией в Казахстане также занималась только студия Казахфильм.
За последние годы активно развивается производство кино вне Казахфильма и непосредственно с её участием. Это такие студии как «Sataifilm», «Mausymfilm» и многие другие. Также в производстве кино принимают участие телеканалы КТК, Казахстан и т. д.
Организации
Культурой в казахстане занимаются как правительственные, так и общественные организации.
- Министерство культуры Республики Казахстан
- Президентский центр культуры Республики Казахстан[18] — научно-культурный комплекс, создан в Астане в 2000 году.
- Центр культурной жизни столицы — концертный зал на 1500 мест, созданный внутри рукотворного холма — основания пирамиды Нормана Фостера.[19]
- Фонд Первого Президента Республики Казахстан — общественный фонд
- Национальный архивный фонд Республики Казахстан[20] — хранит документы историко-культурного наследия народа Казахстана.
- Центр современного искусства Сороса — Алматы
В 1989 году в Казахстане было 99 музеев и 9700 библиотек.[21]
См. также
Примечания
Лидеры Тюркского совета обсудят развитие сотрудничества в торговле и культуре — Политика
НУР-СУЛТАН, 31 марта. /ТАСС/. Участники созванного по инициативе Казахстана неформального саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ, Тюркский совет) обсудят в среду развитие взаимодействия в торгово-экономической и культурно-гуманитарных сферах. Неофициальную встречу первоначально планировалось организовать в казахстанском городе Туркестане, но из-за сложной эпидемической ситуации с коронавирусом мероприятие решено было провести в режиме видеоконференции.
Откроет заседание и будет его модерировать президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. В ходе онлайн-встречи планируется обсудить вопросы дальнейшего развития сотрудничества в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах. По итогам саммита ожидается принятие декларации по культурным ценностям тюркских стран и статусу совета. Как сообщила ранее пресс-служба Министерства иностранных дел Казахстана, предполагается, что в подписанном сторонами документе Туркестан будет объявлен духовной столицей тюркского мира.
Как ожидается, в мероприятии примут участие первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, лидеры Турции, Азербайджана, Узбекистана, Киргизии Тайип Эрдоган, Ильхам Алиев, Шавкат Мирзиёев, Садыр Жапаров. Кроме того, среди участников будут президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов, чья страна является потенциальным членом совета, премьер-министр имеющей статус наблюдателя при совете Венгрии Виктор Орбан, а также генеральный секретарь ССТГ Багдад Амреев.
В феврале прошлого года пресс-служба правительства Казахстана информировала, что саммит Тюркского совета планируется провести осенью 2020 года в Туркестане, однако из-за пандемии COVID-19 мероприятие не состоялось. В марте текущего года стало известно, что в этом же городе пройдет неформальная встреча лидеров стран ССТГ, но на фоне ситуации с распространением коронавируса формат встречи был изменен.
Соглашение о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств было подписано 3 октября 2009 года. Членами ССТГ в настоящее время являются Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Турция. Венгрия имеет статус наблюдателя. Штаб-квартира организации находится в Стамбуле.
Центр казахского языка и культуры
Контакты
Адрес: 119034, Москва, Остоженка 38, каб. 305
Тел.: 8 (495) 637-37-68
Директор Центра Хамеденова Гульмай Тарганбаевна, старший преподаватель кафедры языков и культур стран СНГ и ближнего зарубежья» |
В Московском государственном лингвистическом университете Центр казахского языка и культуры был открыт 29 октября 2003 года. Большую помощь в организации Центра оказали сенаторы Республики Казахстан, советники посла Республики Казахстан в Российской Федерации, представители Московской диаспоры Казахстана и студенты МГЛУ, изучающие казахский язык. Создание Центра осуществлялось при активной поддержке Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, Казахского Национального университета аль-Фараби, Посольства Республики Казахстан в Российской Федерации и Московского государственного лингвистического университета.
В торжественном мероприятии открытия Центра казахского языка и культуры приняли участие сенаторы Парламента Республики Казахстан О. Абдикаримов, Ж. Абдильдин, советники посла РК в РФ К.И. Кобландин и Б.М. Досанов.
Преподаватели центра казахского языка и культуры
Первый преподаватель центра в период 2003 – 2005 гг. доктор филологических наук, профессор Абдрасилов Ербол Куралбаевич. 2005-2007 гг. доктор филологических наук, профессор Авакова Раушан Амирхановна. 2007 – 2008 гг. кандидат филологических наук Аскар Лейла. 2008 – 2014 гг. доктор филологических наук, Мусабекова Улжан Есеновна.
С 2014 года директором центра казахского языка и культуры магистр, Шахатова Камшат Тлековна.
Цели и задачи центра казахского языка и культуры в МГЛУ:
- обучение студентов МГЛУ казахскому языку;
- знакомство студентов с историей, культурой, обычаями, традициями казахского народа;
- укрепление связей между России и Казахстана в сфере образования, науки и культуры;
- организация языковых стажировок в вузах Казахстана для студентов МГЛУ, изучающих казахский язык;
- совместное проведение международных конференций с учебными заведениями Казахстана;
- организация встреч с руководством Посольства РК в РФ, культурными деятелями Казахстана.
Выпускники МГЛУ, работа которых связана с казахским языком:
Гудкова Алена – Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Лаврентьева Евгения – преподаватель казахского языка в силовых структурах.
Студенты, изучающие казахский язык, проходили языковую практику в университетах Казахстана:
2011 год – в Казахском национальном университете им. аль-Фараби;
2012 год – в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева;
2017 год – в Казахском университете международных отношений и мировых языков им. Абылай хана.
В Центре имеется библиотека, спутниковое телевидение, аудио и видеоаппаратура, компьютерный класс, языковые программы казахского языка, альбомы по Республике Казахстан, национальные сувениры. Все это помогает преподавателям и студентам готовиться к занятиям казахского языка, организовывать и проводить различные мероприятия.
22 октября 2016 г. в рамках празднования 25-летия Независимости Казахстана совместно с Посольством РК в РФ на площадке МГЛУ была проведена Олимпиада «Елім менің» («Моя страна») на знание казахского языка, культуры и истории Казахстана среди соотечественников (в возрасте от 14 до 24 лет), проживающих в Российской Федерации. В Олимпиаде также приняли участие российские студенты, изучающие казахский язык.
Студенты английско-казахской группы направления «Зарубежное регионоведение» МГЛУ ведут очень активную студентческую жизнь: посещают различные концерты, посвященные не только казахской культуре, но и культуре тюркских стран в целом, чтобы лучше понять народы стран и успешнее изучать казахский язык.
В центре казахского языка и культуры постоянно проводятся встречи со студентами-магистрантами из Казахстана, студенты практикуют и совершенствуют свои знания, разговаривая с носителями языка.
В центре празднуются национальные праздники.
Совместный праздник «Наурыз» с магистрантами КазМУиМЯ.
Выставка казахстанского художника Ермурата Ерхасана, посвященная Дню Независимости Казахстана.
Студенты посещают различные мероприятия, проводимые Посольством РК в РФ и диаспорой г. Москвы.
На презентанции книги «Кенесары Касымов: личность, судьба, эпоха».
Студенты МГЛУ на выступлении Ансамбля песни и пляски МВД РК в Александровском зале, посвященное Дню защитника Отечества.
Участие студентов, изучающих казахский язык в Московком Наурызе-2017 на ВДНХ.
Участие в VIII Школе молодых переводчиков художественной литературы стран СНГ в г. Алматы, КазУМОиМЯ, 2017 год.
Посол Республики Казахстан в РФ познакомился с культурой Астраханской области
В Астрахани с двухдневным визитом находится Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в РФ Ермек Кошербаев. Это его первая поездка в Астраханскую область.
Вместе с министром культуры и туризма Ольгой Прокофьевой он посетил Краеведческий музей, ознакомился с этнографической выставкой. Его заинтересовали коллекции быта и одежды казахов и ногайцев. Особое впечатление произвёл женский ногайский праздничный наряд, украшенный серебром. Его вес составляет 16 килограммов.
«Замечательный костюм, настоящее произведение искусства, — сказал он, — у моей мамы тоже есть такой костюм, только весит он 25 килограммов».
Также он посетил зал «Рыбы Волго-Каспийского бассейна», «Губернаторский зал» и одну из жемчужин экспозиций музея «Золотую кладовую».
Сегодня Ермек Кошербаев ознакомился с главной достопримечательностью края — Астраханским кремлём. Его впечатлила древняя архитектура кремля и то, как астраханцы бережно относятся к сохранению памятника культурного наследия.
«Для меня стало новостью, что Астраханская епархия берёт начало в древнем Сарай-Бату, и первоначально в XIII веке она называлась Сарайской епархией», — заявил посол.
В кремле он посетил колледж культуры и искусств, где познакомился с творческими коллективами: ансамбль казахских народных инструментов «Шалкыма» исполнил несколько инструментальных пьес и кюи Курмангазы Сагырбаева, а солистка ансамбля, студентка 4 курса, лауреат международных и российских конкурсов Диляра Сулейменова исполнила казахскую народную песню «Жалканай».
Ермек Кошербаев поблагодарил студентов за концерт и сохранение традиции великого кюйши.
«Домбра для казахов играет большую роль в культуре. Многие имеют у себя в доме этот инструмент, у меня их даже три. В своё время в семье меня научили играть на домбре. И теперь я часто беру её в руки, она подпитывает меня духовно, даёт силы для дальнейшей работы».
После концерта посол исполнил народную музыку на домбре.
В завершение встречи посол подарил директору колледжа подарочные фолианты об Абае Кунанбаеве — великом казахском поэте, композиторе, просветителе, 175-летие которого отметили в этом году.
Русские в Казахстане: жить можно, но проблемы есть
- <a href=http://www.bbc.co.uk/russian/topics/blog_krechetnikov><b>Артем Кречетников</b></a>
- Би-би-си, Москва
Автор фото, RIA Novosti
26 апреля в Казахстане пройдут президентские выборы.
Обсуждать их вполне предсказуемый результат и расклад сил, вероятно, не имеет большого смысла. Однако выборы — всегда событие, дающее повод для размышлений и анализа.
Как живется в Казахстане русским?
Сохранится ли в будущем нынешняя межнациональная гармония, по крайней мере, внешняя?
Каковы перспективы отношений между Астаной и Москвой?
Две правды
По данным на 1 июля 2014 года, русские составляют 23,7% почти 18-миллионного населения Казахстана. Причем сосредоточены они в основном на севере и востоке страны. В Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Карагандинской областях русские и русскоязычные составляют большинство.
В России, особенно на официальном уровне, принято считать Казахстан образцом решения национального вопроса среди постсоветских государств.
Тамошние эксперты, к которым обратилась Русская служба Би-би-си, единодушно утверждают, что так оно и есть.
«Политика, проводимая в нашем государстве, абсолютно никого ни по каким обстоятельствам не дискриминирует. Ни один закон, ущемляющий чьи-то этнические или религиозные интересы, в меджлисе пройти не может. Проблем на сегодняшний день нет, все живут, занимаются своими делами, уверены в будущем», — заявил доктор политических наук, депутат меджлиса от правящей партии «Нур отан» Камал Бурханов.
«В целом обстановка стабильная. Имеют место локальные конфликты на бытовом уровне в южном Казахстане, но больше между представителями титульной нации и узбекского и таджикского этносов. С русским населением серьезных проблем не наблюдается», — говорит директор алма-атинского Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев.
Между тем, живущие в Казахстане русскоязычные блогеры и интернет-пользователи массово жалуются на вытеснение русских с престижной работы, бытовой национализм и «переписывание истории».
Кто прав? Или те и другие: каждый по-своему?
Восток — дело тонкое
«Статистические данные по этому вопросу отсутствуют, но, исходя из личного общения, есть мягкое вытеснение нетитульного населения», — сказал Русской службе Би-би-си директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.
Живущий в Казахстане русскоязычный блогер Борис Егоров рассказывает о своем русском знакомом, главном инженере государственного предприятия. Директор, получив указание о «казахизации» руководящих кадров, формально перевел ценного специалиста на должность бригадира, а разницу в зарплате ежемесячно вручает ему в конверте.
«Как видно из этого примера, жить можно, — комментирует Егоров. — Но люди разные. Кому-то важны только деньги, все остальное лирика, а кто-то хочет, прежде всего, уважения».
На национальный момент накладываются местные обычаи.
Незадолго до распада СССР я в качестве спецкора журнала союзного МВД приехал в командировку в одну из южных областей Казахстана. Начальнику управления кадров областного УВД было 25 лет. Я спросил: он что, гениальный, или чей-то сынок?
«Он чингизид. Ему положено», — спокойно ответили коллеги.
Разделение труда
Нередко можно услышать, что в Казахстане произошел негласный раздел сфер влияния: казахи освоили госслужбу, где требуется хорошее знание государственного языка, русские преобладают в бизнесе.
«В крупном бизнесе, — уточнил Камал Бурханов. — Мелкий бизнес — преимущественно казахи. Рынок так распорядился, жизнь сама регулирует, кому чем заниматься. При этом среди министров, губернаторов, послов, вице-спикеров есть русские».
«Так фактически и обстоит дело, — подтвердил Андрей Чеботарев. — Кадровая политика ориентируется на увеличение представительства титульного этноса в органах власти, хотя и другие национальности там представлены».
История и культура
«Фашистские акции, мягко называемые до сих пор «социалистическими преобразованиями», были претворены в жизнь пришедшими к власти в Кремле коммунистами», — характеризует советский период в одной из своих работ казахский историк Назира Нуртазина.
Местные авторы вспомнили и о жестоком подавлении царскими властями национального восстания Амангельды Иманова, и о Голодоморе, в ходе которого Казахстан потерял в процентном отношении больше людей, чем Украина, и о бездумном освоении целины, разрушившем вековую модель ведения сельского хозяйства, и об экологических последствиях ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Часть русскоязычных жителей опасается, что казахская молодежь, воспитанная на таких публикациях, примется сводить с ними счеты, и становится в оборонительную позицию. Любая критика имперского и советского прошлого объявляется «русофобией» и приписывается проискам Запада. Такая позиция находит поддержку в России.
«Идею евразийского союза поддерживают от 65 до 80 процентов жителей Казахстана, но в основном людей старшего поколения. Молодежь же в лучшем случае индифферентна к этим процессам, в худшем — видит себя частью европейского, турецкого или китайского политических проектов. Россия проигрывает на данном этапе «холодную войну» Западу», — бьет тревогу в интервью порталу «Правда.ру» эксперт московского Института стратегических исследований Дмитрий Александров.
Русскоязычные авторы упирают в основном на то, что Россия принесла в Казахстан прогресс, культуру, промышленность и медицину.
В обоих случаях, как говорится, из песни слова не выкинешь. Но не всегда дискуссия ведется в уважительном академичном тоне. Материалы, в которых русских называют «колонизаторами», а казахов «отсталыми кочевниками», согласию, конечно, не способствуют.
По мнению русскоязычного казахстанского политолога Михаила Сытника, широкое использование в Казахстане русского языка и большое количество русскоязычных СМИ еще не говорят об отсутствии подспудных межэтнических трений.
«Существенная часть казахов ненавидит Россию на русском языке! Арабы изучают английский язык с целью употребления в профессиональной деятельности и получения образования, но это не мешает им ненавидеть Америку и Англию», — утверждает он.
Андрей Чеботарев указывает еще на одно обстоятельство.
«Ситуация в Украине ужесточила оценки со стороны национально-патриотических сил с точки зрения того, насколько русскоязычное население лояльно казахстанской государственности», — указывает эксперт.
Впрочем, по его мнению, все эти процессы пока протекают в интеллектуальной и эмоциональной сфере, затрагивают меньшинство, и не обязательно обернутся реальными проблемами.
«Серьезного напряжения это не вызывает. Просто есть такая тема», — утверждает он.
Массовая эмиграция
С 1991 года Казахстан покинули почти два с половиной миллиона русских — больше, чем какое-либо другое постсоветское государство. Их доля в составе населения снизилась с 51% до 23,7%.
Дискриминационных законов не принималось, на официальном уровне никто не призывал: «чемодан-вокзал-Россия», — а люди массово уезжали.
«Когда мы получили независимость, социально-экономическая ситуация была одной из самых сложных в СНГ», — напоминает Камал Бурханов.
«Думаю, дело в невостребованности квалифицированных специалистов в связи с постсоветской деиндустриализацией», — полагает Павел Салин.
Однако в начале 90-х годов жизнь и в России была не сахар.
«Серьезных межэтнических столкновений не было, — говорит Андрей Чеботарев. — Но было общее ухудшение социального самочувствия».
В тех же Латвии и Эстонии поводов для недовольства у русских хватало, но присутствовало понимание, что в европейски ориентированных странах, по крайней мере, погромов не будет. В Центральной Азии после столкновений в Фергане и Оше, да и алма-атинских событий 1986 года, ждать можно было чего угодно, а ожидание опасности, как утверждал еще Даниэль Дефо, страшнее самой опасности.
По мере того, как худшие прогнозы не сбывались, эмиграционный поток мелел.
Возможен ли «казахстанский Донбасс»?
Одной из главных заслуг президента Назарбаева считается предотвращение раскола Казахстана.
Но в чем причина? В правильной внутренней политике, не оставляющей места для сепаратистских настроений, или в политике внешней? Пока Астана придерживается, в общем и целом, промосковской линии, местные сторонники «русского мира» не получают поддержки извне, а, попробуй Казахстан изменить ориентацию, как Украина, тут-то и начнется?
«Русское население севера и северо-востока в большинстве лояльно. В 90-х годах заявляли о себе движение «Лад», «Русская Община», казаки, но потом политизированные активисты либо уехали в Россию, либо сменили сферу деятельности. Русские организации носят культурно-просветительский характер», — утверждает Андрей Чеботарев.
Павел Салин полагает, что исключить ничего нельзя.
«Все зависит от внешнего фактора. Ситуация спокойная до тех пор, пока Россия демонстрирует, что не намерена поддерживать проявления сепаратизма в Северном Казахстане», — говорит он.
Даже имея определенные основания для недовольства Назарбаевым, Кремль не станет играть против него из опасения, что будет еще хуже, считает эксперт. Другое дело, если уровень превысит критический.
Многовекторная политика
Относительно Назарбаева в России существуют две точки зрения: что он самый большой интегратор и друг Москвы на постсоветском пространстве, и что казахстанский лидер, как говорится, себе на уме.
Сторонники второго мнения указывают, что еще на закате СССР Назарбаев создал немало проблем союзному руководству, отказываясь поставлять зерно за «деревянные» рубли, о чем вспоминал в книге «Гибель империи» Егор Гайдар; что на определенном этапе он скептически отзывался о продвигаемом Владимиром Путиным Евро-Азиатском Союзе; что в Казахстане активно формируется суверенная идентичность; что в 2014 году Астана без лишнего шума дала понять, что распространение российским посольством георгиевских ленточек нежелательно.
«На постсоветском пространстве, на самом деле, нет ни одного промосковского политика. В 90-х годах Назарбаев и Лукашенко хотели интеграции, потому что на фоне дряхлого Ельцина надеялись сами ее возглавить. Теперь каждый ведет собственную линию, а разговоры об интеграции приобрели ритуальный характер», — уверен Павел Салин.
«Кремль мечтает об интеграции по образцу ЕС, которая началась бы с экономики, а потом переросла в политическую. Назарбаев хочет свести все к чистой экономике, причем, если результаты не соответствуют его представлениям, он интеграционные инициативы замораживает. Когда российская продукция после девальвации рубля резко подешевела и хлынула на казахстанский рынок, ее административными мерами завернули», — указывает эксперт.
«Стратегия Казахстана неявно меняется, но не в сторону Запада, а в сторону Китая, поэтому Москва это проглатывает», — добавил он.
Камал Бурханов советует россиянам не строить чрезмерных иллюзий.
«У нас политика не промосковская, а многовекторная. На шкале приоритетов первенствует Россия, на втором месте Китай, на третьем Запад, на четвертом исламский мир, но мы со всеми находим баланс», — говорит он.
«Президент проводит курс, не замыкающийся на России, — заметил Андрей Чеботарев. — Геополитика требует активно взаимодействовать с Китаем, а экономическая ситуация требует западных инвестиций. С Россией у нас добрососедские отношения, хотя есть определенные трения и на двустороннем уровне, и в рамках евразийской интеграции».
Будущее туманно
Сегодня в Казахстане Нурсултану Назарбаеву «нет альтернативы» — выражение, хорошо знакомое и россиянам. Разница в том, что ему на 12 лет больше, чем Владимиру Путину.
Выступая в Москве на условиях анонимности, один казахстанский политолог выразил мнение, что, вовремя выбрав преемника и обеспечив плавную передачу власти, Назарбаев заслужил бы памятник, а поддавшись соблазну править пожизненно и вытоптав политическое поле, подвел под государство мину.
Как пройдет неизбежный переход к новой эпохе? Удастся ли сохранить стабильность, в том числе, в межнациональных отношениях?
Камал Бурханов ушел от разговора на тему «Казахстан без Назарбаева», напомнив, что Дэн Сяопин и Конрад Аденауэр на пике их карьеры были еще и постарше.
«Оптимальный сценарий — если президент проведет объявленную конституционную реформу с перераспределением полномочий в пользу парламента и правительства, что позволит впоследствии выстроить внутриэлитный баланс и сформировать «коллективного преемника». Но не исключены варианты с перехватыванием власти, и тогда последствия могут быть любыми», — считает Андрей Чеботарев.
«Прогнозировать что-либо крайне сложно. Своими планами Назарбаев ни с кем не делится. Можно лишь сказать, что основные региональные игроки, Китай и Россия, заинтересованы в стабильности и преемственности в Казахстане», — говорит Павел Салин.
«Исходя из моего общения с живущими в Казахстане русскими, все они воспринимают Назарбаева как гаранта и ожидают, что после его ухода ситуация ухудшится», — добавил эксперт.
казахской культуры. Верования, образ жизни, искусство и интересные факты о культуре Казахстана
Казахская культура и национальные традиции
Казахский народ богат традициями. От рождения до старости и смерти каждый шаг их жизни исторически отмечался празднованием. Даже их погребальные обряды имеют особую символику.
К сожалению, многие богатые и интересные традиции и обычаи казахского народа были забыты за прошедшее столетие.Настоящий суверенитет только что восстанавливается в Казахстане в связи с процессом демократизации. Эти заброшенные традиции только сейчас заново открываются казахстанским народом. Эти традиции включают в себя уважение к пожилым людям; патриотизм к Родине; быть честным; и научиться любить человечество.
Традиционно каждому гостю предлагают казахскую кухню за дастарханом (низким столиком) в юрте.
Казахская юрта
Юрта — один из самых разумных видов передвижного дома.Это удобный и практичный дом, идеально подходящий к местным условиям и образу жизни — одно из величайших изобретений евразийских кочевников.
Народный танец
Инструменты музыкальные ручной работы
Легко разбирается (говорят, казахская женщина может это сделать за полчаса) и переносится на лошадях и верблюдах. Юрта состоит из трех основных элементов: раздвижного решетчатого основания (керегэ), жердчатого купола (уык) и круглой вершины (шанырак).
В древности турки считались самыми искусными мастерами войлока. В наши дни казахи используют войлок для покрытия юрты и ее внутреннего убранства, а также для изготовления ковров, платьев и обуви. Казахи живут в окружении орнаментов. Они богато украшают свои юрты настенными коврами и разноцветными вышивками.
Ремесла
Изделия кустарного промысла — сбруи, войлочные маты (текеметы), изделия из дерева, кости и металла — богато декорированы.Красиво вышиты головные уборы, платья, сумки и шорно-седельные изделия. Они используют традиционные узоры и резьбу для изготовления и украшения деревянных чаш, больших мисок и черпаков, используемых для подачи кумыса (ферментированного кобыльего молока).
Рога горных баранов и козлов используются для украшения кроватей и шкатулок. Из кожи делают колчаны, пояса, сбруи и фляги (торсыки) для воды и кумыса. Казахстанские мастера тоже очень искусные ювелиры.
Степные зергеры предпочитают белое серебро.Вам непременно понравятся традиционные казахские серьги-колокольчики, оригинальные браслеты (блезики) или традиционный браслет, соединенный с тремя кольцами тонкими цепочками.
Открытие национальных игр
Традиционная торговля на фестивале
Традиционная одежда
Национальная одежда казахов различается по регионам. Мужчины носят чапаны — своего рода халат с поясом, сделанный из бархата и богато расшитый.Они покрывают голову мягкой тюбетейкой (тобетаи), высокой войлочной шапкой (калпак) или шапкой-ушанкой из лисьего меха (малакаи).
Женский национальный костюм состоит из белого хлопкового или цветного шелкового платья, бархатного жилета с вышивкой и шапки или шелкового платка. Пожилые женщины носят капюшон из белой ткани с отверстием для лица (кимешек). Невесты носят высокую остроконечную, богато украшенную шляпу, увенчанную перьями (саукеле).
Музыкальные инструменты
Казахская музыка и музыкальные инструменты: Казахи любят игру слов и своих акынов (поэтов), которые импровизируют на публичных конкурсах (айтысах) под аккомпанемент казахских струнных музыкальных инструментов: домбры или кобыза.
Праздники
Наурыз (Исламский Новый год) — один из самых больших праздников в Центральной Азии. В Казахстане его отмечают в день весеннего равноденствия, 22 марта. В этот день преображаются улицы сел и городов. Гостей размещают в красивых юртах с традиционным блюдом Наурыз коже, приготовленным из семи традиционных ингредиентов. Люди, соблюдающие этот почти месячный праздник, прощают друг другу долги и обиды.
Национальные игры
Национальные игры: они обычно проводятся верхом на лошади и дают возможность стать свидетелем выдающихся навыков верховой езды казахов.Казакша курес (казахская борьба), байга (скачки на 25, 50 или 100 км), кокпар (разновидность игры в поло с дохлой козой), кыз-куу (поймать девушку) и алты бакан (шестиполюсные качели) ).
Посольство Казахстана в Вашингтоне, округ Колумбия
Казахстан — один из самых разнообразных в этническом и религиозном отношении людей в мире. Это отчасти связано с его географическим положением, расположенным между основными мировыми религиями, но также с советской этнополитикой и расселением европейских мигрантов на протяжении всего ХХ века.Этническая и религиозная терпимость имеет глубокие корни в Казахстане: именно в этой части исламского мира суфийская традиция ислама завоевала одни из самых сильных позиций, а казахские кочевники известны своим гостеприимством и открытостью к внешним влияниям.
Сегодня в Казахстане проживает около 130 различных этнических групп и 17 различных религиозных конфессий. В 2010 году этнические казахи составляли 65% населения, русские — 25,9%, а остальные были распределены среди узбеков, украинцев, немцев, татар, уйгуров, белорусов, азербайджанцев, турок, корейцев, дунган, поляков, греков и др. другие этнические группы.По данным переписи 2009 года, 70% населения Казахстана идентифицировали себя как мусульмане и 26% — христиане, что примерно соответствует доле народов азиатского и европейского происхождения в государственном устройстве Казахстана. Исторически разделенные на жузы и более мелкие племенные образования, этнические казахи по-прежнему рассматривают себя как единое целое или, в просторечии, «ветви одного казахского дерева».
Во время колонизации царской империи в 19 веке более миллиона поселенцев из России, Украины и Белоруссии прибыли на территории, составляющие современный Казахстан.В конце 1920-х и 1930-х годах советская коллективизация и индустриализация вызвали миграцию еще 1,4 миллиона европейцев. В общей сложности около 800000 немцев, 185000 корейцев, 102000 поляков, 507000 жителей Северного Кавказа и значительное количество крымских татар, турок, греков и калмыков были депортированы в Казахстан при советском правителе Иосифе Сталине. Разнообразное общество Казахстана является неотъемлемой частью его государственности. Таким образом, «огромный потенциал интеграции в казахскую культуру каждой этнической группы страны, — отметил Президент Назарбаев, — может быть реализован только через открытый характер самой казахской культуры».
Казахстанская культура — кочевой дух
Казахстанская культура отражает историю кочевых племен, которые бродили по казахской степи, формируя свое уникальное мировоззрение, создавая эклектичные обычаи и традиции и смешиваясь с соседними культурами. Многие казахи в XIX и XX веках стали вести более оседлый образ жизни, что привело к появлению у казахов новых культурных особенностей, таких как огромные, блестящие, современные города. Сегодня казахстанская культура представляет народы обширных территорий Центральной Азии, улавливая этот кочевой дух в различных видах искусства и традициях.
Казахская юрта
Казахская юрта — это переносное жилище, которое кочевники могут быстро и легко собрать, а затем разобрать и погрузить на лошадей или верблюдов в поисках новых пастбищ. Для казахов юрта поистине дом — символ уюта, связи с землей и вселенной, напоминание о кочевом прошлом. Он состоит из трех связанных элементов: кереге (решетка) — стены юрты, юк (купола столбов) — крыша юрты, а шанырак (пики) — световой люк.Юрты настолько почитаемы, что шанырак изображены на Государственном гербе Казахстана.
Казахские конные игры
Умение держаться в седле — неотъемлемая часть кочевой жизни. Наездники могут продемонстрировать свое мастерство в различных казахских конных играх, ставших традиционными в казахской степи. Кокпар и его центральноазиатские аналоги Кок-Бар (Кыргызстан), Купкари (Узбекистан) и Бузкаши (Таджикистан) — самая популярная конная игра в Казахстане.Командный вариант кокпара, называемый Улак, — это борьба за тушу барана, которую нужно подхватить галопом и тащить в определенное место, не отдавая соперникам. Аламан Байга, гоночная игра на длинные дистанции, в которой разрешены только лошади местных пород, может преодолевать дистанции в 10, 20, 50 или даже 100 километров. «Кыз куу» — еще один казахский фаворит — в этой игре мужчина должен догнать и поцеловать девушку.
Казахская одежда
Казахская одежда — легко узнаваемая часть казахстанской культуры.Хотя видеть людей в традиционной казахской одежде становится все реже — за исключением отдаленных мест или праздников — в прошлом представители всех сословий носили одинаковую одежду. Классовые различия отмечались только в качестве убранства и орнамента. Традиционная мужская одежда состоит из капаны (халата с поясом) и головного убора, которым может быть тюбетейка, кепка или меховая шапка (в зависимости от погоды или типа мероприятия). Женская одежда состоит из особых платьев и свадебного головного убора, называемого саукеле.После рождения ребенка саукеле заменяется белой шалью, называемой «кимешек», которая особым образом обматывается вокруг головы.
Казахская музыка
Музыкальное наследие Казахстана основано на фольклоре и исторически не имело нотной записи — сильно импровизированная музыка передавалась от учителя к ученику, от поколения к поколению. Куй — своеобразный казахский жанр, в котором музыкант играет на домбре (щипковый казахский инструмент) и поет сказки из эпоса, легенды и сказки, стал популярен в 15-17 веках.Самым известным исполнителем кюя был музыкант XIX века Даулетгерей. В начале 20-го века была основана академия классической музыки, которая использовала русский и европейский стили с использованием традиционных казахских мотивов.
Литература Казахстана
Казахи — большие любители рассказов и поэзии. Страсть к поэзии была частью казахской культуры на протяжении тысячелетий — легенды рассказывались и пересказывались. Самые известные былины — классические «Коркыт-ата» и «Огузнам».Казахские поэты в средние века обычно рассказывали свои произведения под аккомпанемент домбры или кобыза (щипковые музыкальные инструменты), устраивали конкурсы чтения «айтыз», которые напоминают современные рэп-баталии. Письменная литературная традиция Казахстана восходит к XIX веку. Среди писателей того времени выделяется Абай Кунанбаев, имя которого сегодня украшает населенные пункты, улицы, театры, школы и университеты Казахстана.
Ремесла Казахстана
Кочевой образ жизни, ставший основой казахстанской культуры, наложил свой отпечаток на народные промыслы.Путешествуя с места на место, люди создавали все необходимое для длительного пребывания в дороге. Подчеркивая преходящий характер людей, казахские ремесла подчеркивают основы выживания и создания уюта в дороге: обработка дерева, войлок для обивки юрт, создание снаряжения для верховой езды. В суровом степном климате, где лето очень жаркое, а зимние ветры невыносимо холодны, казахи развили ремесла по изготовлению теплых шуб и головных уборов из кожи и меха животных.Широкое распространение получили кузнечное дело и изготовление ювелирных изделий.
Казахстан успешно интегрировался в мировое сообщество в 21 веке, но также неустанно работал над бережным сохранением народных традиций и обычаев. Знания и образ жизни древних предков, покорявших и бродивших по казахской степи, до сих пор передаются из поколения в поколение. Путешественники могут больше узнать о казахской культуре в многочисленных музеях страны, а также во время фестивалей и праздников.
Казахская кухня
Казахстан Межкультурная и языковая подготовка
Kazakhstan Today
Его разнообразный этнический состав объединяет коренной казахский народ и племена с большим населением русских, каждый из которых составляет примерно половину населения, но остается разделенным по языку и религии. Слияние этих двух разных популяций создало уникальную культуру, основанную как на сельскохозяйственном, так и на промышленном образе жизни.Обладая изобилием природных ресурсов и растущей экономикой, сегодня Казахстан является привлекательным рынком для иностранного бизнеса и инвестиций. Понимание этой самобытной казахской культуры важно для любой организации или отдельного человека, желающего вести бизнес в Казахстане.
Казахская культура — Ключевые понятия и ценности
Гостеприимство — Традиционно кочевая культура, гостеприимство всегда было важной частью казахской культуры.Щедрость и гостеприимство характерны как для социальной, так и для деловой жизни Казахстана. Приглашение на традиционный казахский праздник «дастархан» — самая популярная форма казахского гостеприимства. Совместное употребление еды и напитков с семьей, друзьями и знакомыми является неотъемлемой частью казахской культуры, и ее следует уважать и разделять.
Традиция — Казахские традиции и культура передавались из поколения в поколение через устные истории, рассказанные традиционными казахскими племенными вождями и старейшинами.Большая часть традиционной казахской культуры была утеряна при советской власти, но сильные элементы остались и сегодня, и их чествуют в семье, центральной части казахского общества. В то время как страна становится все более модернизированной и соприкасается с мировой культурой, казахи твердо придерживаются своих традиций и культуры, которыми они гордятся.
Религия — До появления суннитской ветви ислама в семнадцатом и восемнадцатом веках казахи придерживались сильных анимистических и шаманских верований.После советской власти, когда многие русские переехали в Казахстан, русская православная религия заняла важное место в казахстанском обществе. Однако в период с середины 1990-х до середины 2000-х многие немусульманские этнические меньшинства покинули Казахстан, что привело к демографическим изменениям. Сегодня в стране 70% мусульман. При посещении Казахстана или ведении бизнеса с казахами важно осознавать эти религиозные и культурные различия и чувствительность, а также уникальные традиции и обычаи каждой национальности и то, как они влияют на казахскую культуру и деловой этикет.
Ведение бизнеса в Казахстане
Завоеванный Россией в 18 веке, Казахстан находился под советской властью до обретения независимости в 1991 году. В 1990-е годы Казахстан пережил период экономического спада, потеряв связи со своими крупнейшими странами. сторонник. С тех пор ряд экономических реформ и приватизация позволили добиться колоссального роста и развития новых секторов, включая энергетику и нефть, которые до того времени в значительной степени не использовались.Обилие природных ресурсов и сельскохозяйственной продукции также очень помогли экономике Казахстана, и в настоящее время это крупнейшая экономика Центральной Азии. В настоящее время его цель — выйти на мировые рынки и диверсифицировать свою экономику. На пути к открытию своей экономики и границ для остального мира Казахстан предлагает интересные возможности для бизнеса. Однако те, кто желает инвестировать или вести бизнес с казахстанцами, должны знать об уникальной деловой культуре и этикете Казахстана.
Казахстанский бизнес, часть 1 — Работа в Казахстане: Практика работы в Казахстане
- Бизнес в Казахстане, как правило, занимает больше времени, чем в большинстве западных обществ, поэтому необходимо терпение и время для установления отношений с казахстанскими коллегами.
- Многие люди в Казахстане исповедуют ислам, поэтому они нередко делают перерывы в работе в течение дня для молитвы. Помните об этом, поскольку вы ведете дела с казахами, и при необходимости старайтесь назначать встречи в соответствии с расписанием молитв.
Структура и иерархия в казахстанских компаниях
- Казахстанская бизнес-культура диктует строгую иерархическую структуру, в которой лидеры отделяются от группы, а власть распределяется сверху.
- Обычно есть только один ключевой человек, принимающий решения, должность, которую занимает самый высокопоставленный человек в компании. Те, кто находится в более подчиненном положении, представляют бизнес во время встреч, но не имеют полномочий принимать решения.
- Формальность и структура приветствий в Казахстане отражают положение человека в обществе.Обычно менее старший человек первым протягивает руку, чтобы выразить уважение и почтение.
Рабочие отношения в Казахстане
- Установление тесных личных контактов является ключом к любым деловым отношениям в Казахстане. Казахи предпочитают знакомиться с человеком, прежде чем вступать с ним в дела и принимать на себя деловые решения.
- Казахи, как правило, имеют непрямой стиль общения, что делает понимание и знакомство с ними немного более сложным и трудоемким.Общение и знакомство друг с другом поможет наладить деловые отношения и обеспечит более эффективное принятие решений.
Казахстанский бизнес, часть 2 — Ведение бизнеса в Казахстане: Деловая практика в Казахстане
- В казахстанском деловом этикете первоначальное знакомство обычно бывает относительно неформальным. Рукопожатие и использование имени — обычное дело, особенно на более неформальных встречах вне бизнеса.
- В целом деловые встречи в Казахстане в некоторой степени неструктурированы и допускают вариации.Казахи очень традиционно ориентированы, но понимают, что для прогресса они должны быть открыты для новых идей. Встречи часто являются местом для обсуждения и новых идей.
- Переговорный процесс в Казахстане часто бывает очень оживленным и интересным. Казахи известны своей любовью к спорам и спорам, но будьте уверены, что никогда не противоречите открыто тому, кто старше вас.
- Обмен визитками — обычная практика. Визитки должны быть переведены на английский и русский языки.Получив карточку, вежливо потратьте минуту, чтобы внимательно посмотреть на нее, прежде чем убрать.
Деловой этикет в казахстане (что можно и что нельзя делать)
ОБЯЗАТЕЛЬНО пожимайте руку своим казахстанским коллегам, когда приезжают и заканчивают деловые переговоры. Однако, приветствуя коллегу-женщину, вы всегда должны ждать, пока она инициирует рукопожатие.
ОБЯЗАТЕЛЬНО проявляйте уважение к своим казахстанским деловым партнерам, чутко подходя к надлежащему поведению и культурным жестам.В частности, имейте в виду, что некоторые казахи являются мусульманами, и поэтому использование левой руки для передачи им чего-либо, например, может вызвать позор для человека, и этого следует избегать.
НЕОБХОДИМО принять приглашение на традиционную казахскую трапезу, поскольку гостеприимство — одна из важнейших составляющих казахской культуры, и знакомство с деловыми партнерами на более личном уровне имеет первостепенное значение для успешного делового взаимодействия.
ДОЛЖНА одеваться подходящим образом и консервативно.Это особенно важно для деловых женщин, которым следует носить скромную одежду.
НЕ думайте, что бизнес всегда будет вестись на русском языке, который является основным языком использования в казахстанском бизнесе. Вопрос о том, какой язык использовать, — горячая политическая тема, которая часто обсуждается в казахстанском обществе. Всегда заранее уточняйте, какие из них будут использовать, и пусть ваши материалы будут переведены и устный переводчик будет готов.
НЕ предполагайте, что все казахи исповедуют одну и ту же религию или этническую принадлежность, поскольку население разделено на коренных казахов и русских.Хотя между многими религиозными группами и этническими группами существует некоторая чувствительность, люди относительно терпимы и открыты.
НЕ ожидайте заключения письменного контракта по каждому принятому решению или сделке. Если вы в хороших отношениях с казахом и имеете прочные отношения доверия и взаимопонимания, часто достаточно рукопожатия, чтобы «скрепить сделку».
Викторина по культуре Казахстана — правда или ложь
1. Совместное питание, охота и барбекю — распространенные способы налаживания взаимопонимания с вашими казахстанскими коллегами.
2. В казахстанском обществе не существует разделения на социальные классы.
3. Казахи придают большое значение семейным традициям и уважению к старшим.
4. В казахстанском бизнесе мало женщин.
5. Если вас приглашают в гости, вежливо снять обувь у двери.
Тест по культуре Казахстана — ответы
1. Верно. По большей части это традиционные способы совместного времяпрепровождения, которые по-прежнему являются важной частью построения отношений в Казахстане.
2. Неверно. Существуют определенные разделения на основе традиционной племенной принадлежности, но также растет разделение между классами, поскольку некоторые казахи становятся богаче благодаря инвестициям в нефть и промышленность, в то время как другие остаются позади.
3. Верно.
4. Неверно. Хотя женщины обычно играют более традиционную роль в доме, присматривая за детьми и готовя еду, они все чаще занимают важные должности. Независимо от их роли, к женщинам следует относиться с уважением.
5. Верно.
Культурный шок в Казахстане | Прибытие эмигрантов
Казахстан по-прежнему считается довольно необычным направлением для экспатов, и существует очень мало онлайн-ресурсов или даже путеводителей, которые помогут будущим эмигрантам подготовиться к новой жизни. Эта малоизвестная страна, известная в прошлом кочевым образом жизни, отмеченным верблюдами и юртами, теперь стала региональной экономической сверхдержавой с современными городами, соответствующими современным требованиям, в то время как остатки старого образа жизни все еще можно увидеть в деревнях. по степи.Иностранцы, переезжающие в эту гигантскую страну, скорее всего, испытают некоторую степень культурного шока в Казахстане, но в меньшей степени в его крупных городах.
Языковой барьер в Казахстане
Несмотря на то, что русский язык признан «языком бизнеса» в Казахстане, наблюдается стремление к увеличению использования казахского языка и возрождению утерянных традиций в стране. Большинству иностранцев, работающих в Казахстане, необходимо будет выучить русский язык, поскольку это общепринято на рабочем месте.Однако даже несколько слов по-казахски оценят местные жители.
Хотя есть некоторые дискуссии об изменении алфавита и переводе казахского языка на латиницу, и казахский, и русский язык написаны кириллицей. Это может показаться немного сложным по прибытии, но имеет смысл выучить буквы как можно быстрее. Это помогает эмигрантам адаптироваться к жизни в Казахстане через овладение языком и полезно в повседневных ситуациях, например, для понимания меню в ресторане или вывесок в супермаркете.
Большинство казахстанцев хотят изучать английский язык, и нет недостатка в возможностях выучить русский и / или казахский язык в рамках соглашения об обмене языками.
Бюрократия в Казахстане
Постсоветская бюрократия в Казахстане очень развита, сбивает с толку и часто разочаровывает как эмигрантов, так и местных жителей. Бюрократический кошмар больше, чем что-либо другое, часто является самым большим культурным шоком для эмигрантов, прибывающих в Казахстан.
Большинство чиновников могут иметь дело с эмигрантами нечасто и поэтому могут не знать точных требований для выполнения конкретного запроса, например, для регистрации автомобиля на имя владельца-эмигранта.Таким образом, это помогает изучить точные требования до встречи с соответствующим органом, а затем предоставить доказательства того, что требуется. Постоянная вежливость и чувство юмора заставят большинство местных жителей сделать все возможное, чтобы им помочь.
Деловая культура в Казахстане
Казахстанцы хотят, чтобы их считали полезными, и всегда стараются не подводить людей. Советское наследие также означает, что роли людей в организации очень четко определены с четкой цепочкой ответственности.
Эта комбинация означает, что люди часто избегают давать отрицательный ответ на любой вопрос и просто «откладывают» сложные проблемы в надежде, что их решит кто-то другой. Это может быть очень неприятно для вновь прибывшего эмигранта, и поэтому адаптация к казахстанской деловой практике может оказаться сложной задачей. Постарайтесь понять структуру любого бизнеса, кто за какие области отвечает, и адресовать все вопросы соответствующему лицу.
Общение в Казахстане
Люди могут казаться грубыми на улице, поэтому не ждите, что люди будут держать открытые двери или помогать переносить коляску.Однако эмигранты скоро увидят, что это очень поверхностный подход, поскольку казахстанцы очень дружелюбны и очень гостеприимны.
Новоприбывшие не должны удивляться, если их пригласят в дом казахстанца, с которым они недавно познакомились. Если вас приглашают на обед, вежливо принести хозяевам небольшой подарок и попробовать каждую предлагаемую еду по чуть-чуть.
Семья в Казахстане
Семья важна в Казахстане; старших уважают как мудрых и знающих, а детей уважают и обожают.Идея свадьбы или праздника для детей была бы проклята в Казахстане, поэтому ожидайте увидеть детей на всех крупных мероприятиях, от свадеб до новогодних вечеринок. Не удивляйтесь, если приглашенные приводят малышей на ужин.
Религия в Казахстане
Казахстан — светское государство, где проживают люди самых разных национальностей. Казахстанцы гордятся разнообразием своего населения, и страна стремится содействовать миру между религиями во всем мире.
Свобода вероисповедания существует, но экспаты не должны заниматься прозелитизмом. Большинство населения (около 70 процентов) — мусульмане, а вторая по величине религиозная группа — христиане.
Алкоголь находится в свободном доступе, хотя импортные вина чрезвычайно дороги. Свинина также доступна, но только в определенных магазинах и хранится отдельно от других мясных продуктов. Большинство казахстанцев с удовольствием выпьют, а если нет, то не будут возражать против выпивки эмигрантов. Приглашая людей на обед, заранее проверьте их диетические предпочтения, чтобы убедиться, что они могут съесть подаваемую пищу.
Казахстан | Азиатское общество
Если размер имеет значение, Казахстан является девятой по величине страной в мире, занимая площадь, эквивалентную Западной Европе, и является крупнейшей страной, не имеющей выхода к морю. Казахстан является одним из самых разнообразных в этническом и религиозном отношении наций, благодаря не только своей истории и кочевой культуре, но и географическому положению, находящемуся между основными мировыми религиями. Ранее известная как Астана и переименованная в Нур-Султан в 2019 году в честь единственного президента, которого страна знала с момента обретения независимости в 1991 году, столицу Казахстана лучше всего описать как футуристическую и амбициозную.Алматы, бывшая столица, считается самым красивым городом страны. Культурный плавильный котел 131 национальности, дом с потрясающей природой, в том числе знаменитыми горами Алтая и казахскими степями, а также Золотым человеком, Тутанхамоном, Казахстан предлагает уникальные приключения.
Познакомьтесь с Генеральным консулом Казахстана Рашидом Еришевым в эксклюзивном раунде быстрых вопросов! Каковы были его впечатления от Гонконга, когда он впервые приехал? Какая его любимая казахская еда? Какую книгу казахстанского автора он порекомендовал бы? Смотрите здесь!
Следите за последними обновлениями в Консульстве на Facebook!
Генеральный консул Казахстана в Гонконге Рашид Еришев делится краткой историей о казахской общине, проживающей в Гонконге, и о некоторых видах деятельности, которой она занимается на местном уровне.Он также выделяет три интересных факта о Казахстане, о которых он хотел бы, чтобы вы узнали.
В казахской кухне сильно повлияли кочевые традиции странствующих предков страны, предпочитая мясные блюда, которые легко приготовить в дороге. В то время как традиционная кухня основана на мясных и молочных продуктах, в настоящее время в ее гастрономической культуре все чаще встречаются овощи, фрукты, рыба, запеченные блюда и сладости. Наслаждайтесь виртуальным путешествием, исследуя блюда и напитки Казахстана!
Познакомьтесь с Национальной академической библиотекой Казахстана, расположенной в Астане и основанной в 2004 году.Его коллекция книг, газет, журналов и мультимедийных материалов включает более 1,5 миллиона единиц хранения самых важных произведений казахских писателей, в том числе Абая Гунанбайулы, основоположника казахской письменной литературы. Цифровую коллекцию библиотеки можно найти в Национальной электронной библиотеке Казахстана.
Молодой лидер «Азия 21» Искандер Акылбаев в настоящее время работает в сфере внешней политики и дипломатии в качестве исполнительного директора Казахстанского совета по международным отношениям, неправительственного органа.Он освещает туризм и культуру Казахстана, а также обсуждает Совет и его работу, включая его ключевую ежегодную публикацию, содержащую аналитический обзор политики, экономики и безопасности в Центральной Азии.
В 2020 году в университетах Гонконга будет обучаться около 300 казахстанцев. Алмас Ескенов, студент третьего курса Гонконгского баптистского университета, и Рустам Азимов, аспирант Образовательного университета и президент Ассоциации казахстанских студентов в Гонконге, делятся своими взглядами на то, чтобы быть казахом и жить в Гонконге, о сходствах и различиях. между Гонконгом и казахской культурой и многое другое.
Алмас Ескенов, студент третьего курса Гонконгского баптистского университета, исполняет на домбре алкисса куй, казахскую традиционную музыку, созданную уважаемым казахстанским композитором и дирижером Нургиссой Тлендиев. Домбра — это казахский щипковый музыкальный инструмент с длинной шеей и двумя струнами, который широко используется в качестве сольного, основного или аккомпанирующего инструмента в традиционной казахской музыке.
Культурное развитие в Казахстане | Сеть развития Ага Хана
В Алматы AKMI поддержал музыкальный колледж Кёкил и его основателя и директора Абдулхамита Раимбергенова, который работает над расширением своего новаторского подхода к обучению детей казахской традиционной музыке с помощью программы Мурагер (Наследие), которую он задумал и разработал. при поддержке АКМИ.Студенты, участвующие в программе, не отбираются специально по музыкальным талантам, и большинство из них не собираются становиться профессиональными музыкантами. В 2014 году программа Murager была принята Министерством образования Казахстана в качестве официальной экспериментальной музыкальной программы в соответствии с национальными стандартами музыкального образования, и постоянная поддержка Murager была передана Министерству.
Первым крупным мероприятием Music Initiative стало многолетнее сотрудничество с Silk Road Project, международной инициативой в области искусства, основанной и руководимой виолончелистом Йо-Йо Ма.
Совместная деятельность представила выдающихся музыкантов из Центральной Азии аудитории на Западе, а также привела западных музыкантов в Центральную Азию. Основные моменты включали концерт и мастер-классы в Алматы, а также концерты в Кыргызской Республике и Таджикистане. В 2007 году Улжан Байбусынова, старший преподаватель Музыкального колледжа Кёкил в Алматы, была представлена в томе Музыка Центральной Азии, том. 4: Бардские дивы: женские голоса в Центральной Азии в сотрудничестве AKMICA и Smithsonian Folkways.Смитсоновский институт описывает CD / DVD как «возвышенные лирические песни бельканто, гортанный речитатив кочевой устной поэзии, живые юморески и пронзительные сетования на безответную любовь, составляющие этот панорамный обзор современной женской музыки из Центральной Азии в исполнении некоторых ведущих стран региона. певцы ».
Крупнейшее совместное мероприятие, проведенное в 2002 году, также включало партнерство со Смитсоновским институтом, посредством которого Music Initiative предоставила кураторский опыт и поддержку значительному представлению музыкантов и ремесленников из Центральной Азии на Смитсоновском фестивале народной жизни « The Silk Road: Соединяя культуры, создавая доверие ».