История: Наука и техника: Lenta.ru
Барон Роман Федорович Унгерн фон Штернберг — загадочный, зловещий и колоритный персонаж Гражданской войны в России. Будучи одним из самых неоднозначных и противоречивых лидеров Белого движения, он активно участвовал в боевых действиях в Забайкалье, а также в Монголии, где недавно в память о нем открыли музей. О его методах ведения войны и лютой жестокости до сих пор ходят легенды. Насколько они правдивы? Действительно ли барон лично избивал своих офицеров и зачем? Кем он был — оболганным героем Гражданской войны в России и Центральной Азии или фанатичным садистом? Чего добивался Унгерн: возрождения в Евразии империи Чингисидов или восстановления в России династии Романовых? Как образ «желтого барона» проник в современную западную массовую культуру? Обо всем этом «Ленте.ру» рассказал доктор исторических наук, профессор Московского педагогического университета (МПГУ) Василий Цветков.
Даурский крестоносец
«Лента.ру»: Бывший командир Унгерна барон Петр Врангель в 1917 году оставил такую его характеристику: «Он живет войной. Это не офицер в общепринятом значении этого слова, ибо он не только совершенно не знает самых элементарных уставов и основных правил службы, но сплошь и рядом грешит и против внешней дисциплины, и против воинского воспитания, — это тип партизана-любителя, охотника-следопыта из романов Майн Рида».
Василий Цветков
Василий Цветков: Характеристика Врангеля очень точна: Роман Федорович еще во время Первой мировой проявил себя как храбрый и даже отчаянный офицер. Для людей вроде него война — это не просто некий социальный лифт, а единственно приемлемая форма бытия. Подобных персонажей, живущих одной лишь войной, мы и сейчас можем наблюдать.
Роман Унгерн действительно был психически неуравновешенным человеком? Писали, что его лютая жестокость порой доходила до садизма.
Что касается его душевного состояния, сейчас об этом трудно судить — ведь никто не проводил его психоневрологическую экспертизу. Возможно, барон чересчур актерствовал и больше разыгрывал перед своими подчиненными роль жестокого и беспощадного деспота, нежели на самом деле был таковым.
Но сохранилось множество свидетельств того, как жестоко Унгерн обходился с людьми. Когда при речной переправе в забайкальском селе Кыра случайно подмочили обоз с мукой, начальника транспорта по приказу барона выпороли ташурами и утопили, а позже в соседнем селе Алтан повесили даже священника. Или взять жуткую казнь несчастного полковника Казагранди и то, как Унгерн собственноручно избивал личным ташуром (небольшой тростью, один конец которой обмотан кожаной плетью — прим. «Ленты.ру») своих офицеров. Разве это нормально?
Надо учитывать, что Унгерн действовал в специфических азиатских условиях, к тому же в Азии, взорванной страшной Гражданской войной. В то время жестокость военачальника многим представлялась, как это сейчас ни покажется странным, не проявлением изуверства или садизма, а единственно возможным способом поддержания своего авторитета. По этой логике если командира не боятся, то его просто не уважают. Нам сейчас это кажется дикостью, но в тех краях в начале XX века нравы мало изменились со времен империи Чингисхана.
Картина Дмитрия Шмарина «Барон Унгерн — За Веру, Царя и Отечество»
Помимо порки барон нередко применял и такое наказание: провинившегося человека сажали на железную крышу, которая днем докрасна раскалялась, а ночью сильно охлаждалась. Но вот что важно: когда подобные методы он стал применять к офицерам вроде упомянутого вами полковника Казагранди, это уже вызвало возмущение и неприятие, что потом в немалой степени способствовало его поражению.
Хорошо известен антисемитизм барона. Верно и то, что под командованием Унгерна находилось немало одиозных и мрачных персонажей вроде коменданта Урги и начальника контрразведки Леонида Сипайло, который при всей своей свирепости сдал столицу Монголии в июле 1921 года Красной армии. Примечательно, что Колчак неоднократно пытался привести действия местных командиров в Даурии в полное соответствие с уставной дисциплиной, но безуспешно. Осенью 1919 года адмирал попытался вывести забайкальские формирования на фронт, но и это ему не удалось.
Почему?
Семенов объяснял это необходимостью борьбы с местными красными партизанами. А для 1920-1921 годов было характерно своеобразное противостояние между, условно говоря, семеновцами (военнослужащими из формирований белого Забайкалья) и каппелевцами — солдатами и офицерами армии Колчака, пришедшими на Дальний Восток после тяжелейшего Великого Сибирского похода.
Материалы по теме:
Каппелевцы выступали сторонниками воинского порядка, строевой дисциплины, имели за плечами большой боевой опыт. Семеновцы (а бойцы Азиатской дивизии относились именно к ним) в большей степени ценили неформальные отношения между командиром и подчиненными, основанные на авторитете начальника, а не на его чине и звании. Образный пример подобного отличия — ротмистр Лемке и атаман Брылов из известного фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих».
«Желтый барон»
Это правда, что барон Унгерн еще в 1919 году, после конфликта с атаманом Семеновым, собирался выбраться из забайкальской Даурии, где он периодически грабил проходящие по КВЖД поезда из России в Маньчжурию, в только провозглашенную Австрийскую республику и даже пытался получить в Пекине австрийскую визу?
Источник этой информации — показания самого Унгерна, которые он дал во время следствия в Новониколаевске (нынешнем Новосибирске) в сентябре 1921 года. Документальных подтверждений подобных намерений пока не обнаружено. Хотя после распада Австро-Венгерской империи в ноябре 1918 года действительно существовала распространенная практика, когда вновь образованные на ее обломках государства охотно выдавали свои паспорта тем, чьи предки когда-либо были связаны с их территориями.
Представляете ситуацию, если Унгерн все же перебрался бы в Австрию? Тогда после аншлюса 1938 года он стал бы жителем Третьего рейха и имел бы все шансы повторить судьбу атамана Шкуро.
Вполне возможно. Но следует заметить, что образ Унгерна излишне мифологизирован и даже демонизирован. О нем существует множество небылиц. Одни его представляют отчаянным тевтонским рыцарем, в азиатских степях мечтающим о торжестве арийской расы. Другие изображают барона продолжателем империи Чингисидов, третьи — фанатичным буддистом-неврастеником и эзотериком. Для многих он просто образец якобы кровожадности Белого дела. Очевидно, что это следствие недостаточного изучения особенностей Гражданской войны на Дальнем Востоке. В нашем европоцентричном сознании те события предстают экзотикой, причем, увы, не всегда здоровой.
Барон Унгерн в мультфильме «Корто Мальтез: Погоня за золотым поездом» (Франция, Италия, Люксембург, 2002 год)
Я где-то даже читал, что в войсках Унгерна были красные знамена со свастикой. Неужели это правда?
В символике униформы отдельных подразделений Азиатской дивизии Унгерна действительно использовалась свастика, но в этом нет ничего необычного — на Востоке этот символ был широко распространен издревле, и тогда его еще не успели дискредитировать германские нацисты. Что касается красных стягов, то они имелись в войсках генерала Андрея Бакича, подчинившегося барону в 1921 году. В его отрядах было много алтайских партизан, участников антибольшевистского Западно-Сибирского восстания, только у них в углу красного полотнища был еще нашит трехцветный флаг. Но сама Азиатская дивизия воевала под желтым знаменем с вышитым на нем вензелем «М II» (император Михаил II).
Откуда вокруг фигуры барона Унгерна со временем возник то ли зловеще-демонический, то ли романтично-мистический ореол? Почему у отпрыска немецких рыцарей появилась тяга к Азии и наследию Чингисхана? Ведь такие странные для российского офицера идеи были чужды другим лидерам Белого движения.
На самом деле Унгерн не был уникален в своих азиатских увлечениях, мода на Восток в России на рубеже XIX-XX веков была распространенной. Вспомним оккультно-мистическое учение Елены Блаватской, идеи доктора Петра Бадмаева или экспедиции в предгорья Тибета Николая Пржевальского, Карла Маннергейма и Николая Рериха. Уместно еще упомянуть многочисленные азиатские путешествия молодого Лавра Корнилова. Не будем забывать и атамана Григория Семенова, который не менее активно, чем Унгерн, отстаивал идею панмонгольского сообщества народов Центральной Азии, в котором он видел реальную альтернативу советской власти.
Образ Унгерна как мистического «желтого барона» во многом сформировал своими сочинениями писатель Фердинанд Антоний Оссендовский. Но уникальность Романа Унгерна в другом: его судьба стала редким примером того, как русский генерал вошел в политическую элиту другой страны, не порывая при этом связи с Россией. В начале 1921 года, на исходе Гражданской войны, подразделения под его командованием оказались единственными вооруженными боеспособными частями из состава бывших белых армий.
Монгольский поход Унгерна, чья дивизия до осени 1920 года дислоцировалась в Забайкалье в районе станции Даурия, тогда многим казался безумной авантюрой. Какие на самом деле у него были планы и цели?
С большой долей вероятности можно предположить, что Унгерн в начале осени 1920 года планировал осуществить через Монголию глубокий кавалерийский рейд в тыл наступающим на Читу подразделениям Народно-революционной армии Дальневосточной республики (ДВР), в сторону Троицкосавска (теперь это Кяхта) и Верхнеудинска (нынешнего Улан-Удэ).
Чтобы перерезать красным Транссиб?
Да. Но пока Унгерн переходил из Даурии в Монголию, армия ДВР, которой командовали военачальники РККА, пробила «читинскую пробку» и овладела городом. Семенов и каппелевцы отступили в Маньчжурию, а Унгерн оказался в степях Монголии. Но сразу оговорюсь: точных свидетельств о таком изначальном замысле не сохранилось — этот маневр (через Монголию на север, к Транссибу) носил скрытый характер.
Барон Роман фон Унгерн-Штернберг в Иркутске на допросе в красноармейском штабе. Сентябрь 1921 г.
Фото: Wikipedia
Батор-генерал Монголии
Получается, случайно оказавшись в Монголии, Унгерн был вынужден штурмовать Ургу, оккупированную китайским гарнизоном?
Получается так. Маньчжурия, куда ушел Семенов и откуда он так и не сумел потом помочь Унгерну, была гораздо дальше Урги с ее внушительными запасами фуража и провианта. У барона возникли амбициозные планы помочь Монголии (правильнее сказать — Внешней Монголии) освободиться от китайской власти, сделав ее главным центром антибольшевистского сопротивления. Первый штурм Урги (тогдашнее русское название Улан-Батора, современной столицы независимой Монголии — прим. «Ленты.ру») в октябре 1920 года китайский гарнизон с трудом отбил, но после того, как Унгерн заручился поддержкой монгольской знати и местного населения, в начале февраля 1921 года столица Монголии пала. Освобожденный из китайского заточения правитель Монголии Богдо-гэгэн VIII наградил русского барона титулом «потомственного Великого Князя Дархан Хошой Цин-вана» одновременно с присвоением титула «Дающий Развитие Государству Великий Батор-Генерал Джанджин».
Означает ли это, что с того времени барон Унгерн фактически стал диктатором Монголии, а Богдо-гэгэн VIII — его марионеткой?
Нет, Богдо-гэгэн VIII не был марионеткой Унгерна. Во главе воинских формирований Монголии оставались местные командиры, хотя стратегическое планирование операций и реальная военная мощь сосредоточились в руках Унгерна и русских штабных офицеров.
Что представляла из себя Монголия в то время, когда туда пришел Унгерн?
Монголия добивалась самостоятельности со времен Средневековья. Воспользовавшись Синьхайской революцией 1911 года в Китае, монгольские лидеры провозгласили независимость и обратились за поддержкой к России, попросив ее принять Монголию под свой протекторат. Петербург тогда оказался в сложной ситуации.
Материалы по теме:
Однако вскоре усилиями русской дипломатии назревающий конфликт удалось разрешить компромиссом: по Кяхтинскому договору 1915 года Внешняя Монголия формально признавалась частью Китая, но получала широкую автономию, гарантом которой выступала Российская империя. Кстати, Унгерн командовал монгольскими формированиями еще в те годы, поэтому у него были хорошие контакты с местной знатью.
Но когда в нашей стране разразилась Гражданская война, а китайские войска в 1919 году в нарушение Кяхтинского договора оккупировали Монголию и в одностороннем порядке упразднили ее автономию, красная Москва и белый Омск заняли прямо противоположные позиции. МИД Колчака считал необходимым признавать Кяхтинский договор, а ленинский Совнарком в сентябре 1920 года осудил его и дезавуировал. В этой ситуации тысячи русских колонистов, проживавших тогда в Монголии, оказались вне закона.
Храм Чойджин-ламы, построенный в 1908 году в Урге
Фото: Vadas Róbert / Wikipedia
Тем самым большевики фактически отказали Монголии в праве на собственную государственность?
Да, но уже спустя два месяца после этого Ленин лично встретился в Москве с монгольской революционной делегацией во главе с Сухэ-Батором, дав понять, что не возражает против независимости страны, но только если этот процесс пройдет под красным знаменем. К тому времени монгольское национальное движение условно разделилось на красных и белых монголов. Не прошло и месяца после освобождения Урги от китайцев, как в советской Кяхте спешно собрался учредительный съезд Монгольской народной партии и образовалось Временное народно-революционное правительство, сразу же провозгласившее союз с РСФСР и ДВР.
Кому больше симпатизировало местное население?
Не только элита, но и немалая часть населения поддерживали белых монголов. Авторитет Богдо-гэгэна был непререкаемым. Неслучайно позднее, когда в Ургу вошли советские войска, никто не пытался свергнуть правителя. Монгольскую народную республику провозгласили только после смерти Богдо-гэгэна VIII в мае 1924 года. А кем были лидеры красных монголов? Сухэ-Батор закончил пулеметные курсы в Урге, а будущий маршал Чойболсан несколько лет проучился в Иркутском учительском институте. Показательно, что оба хорошо знали русский язык и симпатизировали России.
Чего на самом деле добивался Унгерн, во многом случайно оказавшись в Монголии? Он хотел использовать ее территорию только как плацдарм для консолидации всех уцелевших антибольшевистских сил для восстановления в России монархии? Или барон всерьез мечтал восстановить империю Чингисидов и планировал поход на Пекин, чтобы вернуть трон Цинской династии?
Унгерн, фактически создавший регулярную монгольскую армию, много сделал для восстановления монгольской государственности. В этом, безусловно, его заслуга перед Монголией, о чем там до сих пор с благодарностью помнят. Но справедливости ради надо отметить, что идею основания там независимого государства еще раньше выдвинул атаман Семенов. Весной 1919 года по его инициативе состоялась Даурская конференция, где выдвигались различные варианты создания бурятско-монгольского государства. Семенов всерьез собирался отправить его представителей на Версальскую мирную конференцию, где решалось послевоенное устройство мира. Но адмирал Колчак не поддержал эту идею, справедливо опасаясь возможного отделения Бурятии и осложнения отношений с Китаем.
Придя в Монголию, Унгерн стал объединять под своими знаменами все ключевые политические и военные силы региона, уже заявляя о федерации мировых империй — Чингисидов, Цинской и Романовых. В мае 1921 года барон отправил письма представителям казахской Алаш-Орды, «вождям киргизского народа», с призывом оказать поддержку Богдо-гэгэну в деле создания «могущественного Срединного государства, возглавляемого императором из кочевой Маньчжурской династии». Роман Федорович неоднократно писал также местным монгольским и маньчжурским князьям, призывая их оказать ему помощь не только ради «объединения монгол» (Внутренней и Внешней Монголии), но и для «восстановления Цинской династии».
Кадр из фильма «Даурия»
Представителям русского Белого движения он предложил другую программу. Считая, что главной причиной его прежних неудач стало непредрешенчество (отсутствие четкого представления о политическом строе будущей России), Унгерн открыто провозгласил борьбу за реставрацию монархии и передачи власти императору Михаилу II (о смерти великого князя Михаила Александровича Романова в 1918 году тогда еще мало кто знал).
Губительный бросок на север
В чем был смысл самоубийственного Северного похода Унгерна из Монголии на Верхнеудинск в мае 1921 года, в результате которого, наступая разрозненными силами, он потерпел поражение? Ведь барон тогда имел прочные позиции внутри Монголии.
Он переоценил свои возможности и, не обладая достоверной информацией о ситуации в Советской России, недооценил военный и политический потенциал большевиков. Унгерн полагал, что после фронтального удара по направлениям на Алтай, на Урянхайский край (современную Тыву), на Иркутск и Верхнеудинск (Улан-Удэ) в Сибири и Забайкалье тут же вспыхнут многочисленные антисоветские восстания, участники которых присоединятся к его войскам.
Опять получился удар растопыренными пальцами, как колчаковский «Полет к Волге»? И, как известно, с поддержкой местного населения Унгерн тоже сильно просчитался.
Тогда это не казалось очевидным. Ведь это была весна 1921 года, когда положение советской власти во многих регионах было шатким. Унгерн знал о восстаниях в Тамбовской губернии, в Кронштадте и в Западной Сибири. У него имелись контакты с антисоветским подпольем в Забайкалье, хотя там могли быть и провокаторы. Атаман Семенов в своих воспоминаниях отмечал, что на преждевременное решение Унгерна наступать в Забайкалье по реке Селенге повлияли сведения о готовящемся восстании красной конницы в Троицкосавске (Кяхте). Хотя изначально барон планировал наступление во Внутреннюю Монголию, входившую в состав Китая.
Материалы по теме:
Северный поход Унгерна по времени совпал с майским переворотом во Владивостоке, свергнувшим в Приморье власть ДВР, и это тоже было неслучайно. Оба этих события могли быть элементами единого скоординированного удара по советской власти в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Я думаю, что по совокупности всех этих факторов Унгерн и решился на этот рейд, в успехе которого он был совершенно убежден.
Когда стал очевиден просчет Унгерна?
Сразу же, как только его подразделения перешли границу возле Кяхты. Быстро выяснялось, что вместо слабых и не очень боеспособных вооруженных формирований армии ДВР ему противостоят отборные части Красной армии РСФСР. В июне 1921 года в сражении у станицы Желтуринской 2-я кавалерийская бригада Азиатской дивизии генерала-майора Бориса Резухина потерпела поражение от 35-го кавалерийского полка 5-й армии РККА под командованием 24-летнего Константина Рокоссовского. Будущий советский маршал в своих мемуарах мало писал о тех событиях, но известно, что в том бою его тяжело ранили, а потом он был награжден орденом Красного Знамени.
Командир 35-го кавалерийского полка Константин Рокоссовский (в центре) среди участников боев с бароном Унгерном
Фото: Wikipedia
Красноармейские части быстро заблокировали продвижение отрядов Унгерна на север, не позволив им выйти на оперативный простор. После решающего сражения у Гусиноозерского дацана 24 июля 1921 года барону стала очевидна безнадежность дальнейшего наступления в Забайкалье. Покинув Монголию и не сумев прорваться к Транссибу, его войска должны были отступить. К тому же перед Северным походом Унгерн совершил еще одну важную стратегическую ошибку: он увел в Забайкалье почти все боеспособные части, оставив Ургу с малочисленным гарнизоном. Этим не замедлили воспользоваться большевики, для которых вторжение Унгерна стало прекрасным поводом войти на территорию Монголии. После стремительного рейда советских частей от Алтан-Булака (бывшего Маймачена) на юг уже 6 июля 1921 года без боя пала Урга, и 11 июля в город переехало народно-революционное правительство Монголии.
Материалы по теме:
По сути, Северный поход Унгерна оказался авантюрой. Оставление Монголии барону не простили белые монголы, что стало одной из причин его ареста и выдачи большевикам. Конечно, Унгерну в 1921 году следовало бы оставаться в Монголии и собирать под свое командование отряды уходивших из Советской России и ДВР партизан. Но он понадеялся на масштабы повстанчества в РСФСР. Это, кстати, общая черта Белого движения весной 1921 года: барон Врангель, например, пытался установить контакты с участниками Кронштадтского восстания и говорил в Галлиполи о «весеннем походе» — возвращении в Россию.
Музей Унгерна
В интервью «Ленте.ру» о событиях Гражданской войны на Дальнем Востоке вы говорили, что осенью 1922 года эскадре Старка из Владивостока нужно было эвакуироваться не в Китай, а на Камчатку, которая могла бы стать русским Тайванем. Если Унгерн весной 1921 года остался бы в Монголии, из нее тоже мог выйти степной вариант аксеновского «Острова Крыма»?
Почему бы и нет? Войдя в монгольскую политическую элиту и сохранив боеспособность своих войск, при поддержке местного населения, Унгерн мог долго продержаться между Советской Россией и гоминьдановским Китаем. Ведь в Монголии до сих пор помнят Романа Федоровича — генерала, помогавшего восстановлению монгольской государственности. Если у нас в стране образ барона рисуют в основном в зловещих красках, то у монголов в отношении к нему нет большого негатива.
Материалы по теме:
В ноябре 2015 года недалеко от Улан-Батора при непосредственном содействии Института истории и археологии Академии наук Монголии торжественно открыли музей Унгерна. Это первый музей, посвященный участнику Белого движения, открытый на территории иностранного государства при полной поддержке местных властей. При этом вся противоречивая военно-политическая деятельность барона — это часть Белого движения и по сути часть нашей истории.
В фильме «Его зовут Сухэ-Батор», снятом в годы Великой Отечественной войны, роль барона Унгерна досталась известному советскому актеру Николаю Черкасову, который обычно играл положительных героев — от русского князя Александра Невского до американского президента Франклина Рузвельта. Удивительно, не правда ли?
Этот фильм, снятый в 1942 году, больше рассчитан на зрителей в союзной Монголии, которая тогда очень помогла нам в противостоянии с нацистской Германией. Показать там Унгерна чересчур карикатурным персонажем было бы глупо и даже оскорбительно, поэтому Черкасов со свойственным ему талантом изображал врага, но врага сложного, достойного и даже с некоторым обаянием.
Николай Черкасов в роли барона Унгерна в фильме «Его зовут Сухэ-Батор»
Albert Motsar / YouTube
Судьба Романа Унгерна, простите за каламбур, напоминает приключенческий роман. Сейчас фигура барона постепенно становится феноменом современной массовой культуры. Как вы считаете, почему его образ так сильно мифологизировали, особенно поклонники Белого движения?
На мой взгляд, почитатели Унгерна в основном встречаются среди современных любителей восточной мистики и эзотерики, а также определенной части германофилов. Барон Унгерн, как я уже говорил, — это, конечно, часть Белого движения, но никак не его олицетворение. Из всех его лидеров он, пожалуй, наиболее сложен и противоречив.
Вы недавно в интервью «Ленте.ру» сказали, что адмирал Колчак заслуживает посмертной реабилитации как жертва политических репрессий. А что насчет Унгерна, которого большевики тоже расстреляли?
Тут все сложнее. Формально Унгерна судили не за его бесчинства и расправы, а за то, что он был непримиримым и убежденным врагом советской власти. Еще ему инкриминировали связь с Японией, что вообще никак не соответствовало действительности. Если японцы и служили Унгерну, то не в качестве официальных представителей Японии или агентов ее разведки. У него в дивизии даже был один негр. Но понять и оправдать барона нелегко, ведь под его командованием и при его непосредственном участии творились беззаконие и жестокость, которые нельзя не учитывать.
Мысли на тему Разработка «казуального» постапокалиптического варгейма «Эсхато» | все о настольных играх
Раз уж пошла такая пьянка и все что-то публикуют о своих разработках, я то же немножко поделюсь. Тем более, что проекту нужна помощь=)
Рис. 1. Раскладываем немногочисленные компоненты: четыре четвертинки поля и четыре стопки каунтеров (две из них потом объединятся в одну)
Где-то далеко-далеко, в далекой-далекой галактике… А нет, это из другой оперы. Можно по другому: когда-нибудь человечество обязательно допрыгается. Хочется надеяться, что лучшая часть населения к тому времени успеет эвакуироваться куда-нибудь подальше от эпицентра допрыгивания. А вот те, кто допрыгался остаются в варгейме «Эсхато: последняя битва».
Судный день прошел и реализовался он сразу по многим сценариям. По крайней мере, если посмотреть на фракции переживших это торжественное событие, то складывается именно такое ощущение.
— Генократы. Мутанты, генетические модификанты, коллективный разум «и все такое».
— Технократы. Роботы под управлением Естественного интеллекта – перенесенного в компьютер человеческого сознания.
— Выжившие. Военные, тот героический момент переждавшие в бункерах.
— Звездные тени. Самоназвания нет. Молчаливы и интервью не дают. Некая энергетическая форма жизни. Может инопланетяне на празднование Дня Независимости заглянули, а может пророчество Циолковского о лучистом человечестве сбылись как это обычно случается не так, как ожидалось.
Из четырех фракций в данный момент в запланированном объеме реализованы 2: генократы и технократы. Две фракции реализованы в объеме достаточным для некоторой симуляции жанра tower defence. Или точнее для автобоя со стратегией «Напролом!!»
Рис. 2. Технократы и генократы приготовились навалять друг другу. В первые двух рядах игроки могут расставлять юнитов как их душеньки угодно
Рис. 3. Взгляд на ситуацию со стороны skynet’офилов
Ремарка:
1. Автор играл и играет в военные игры на компьютере и на столе, но не считает реконструирование чего-либо категорическим императивом обязательным к исполнению. Если очень хочется реконструкции, то считайте, что «Эсхато» — реконструкция второго порядка, реконструкция идей некоторых компьютерных игр.
2. Автор категорически (как только что упомянутый императив) не согласен с идеей, что автор настольных игр должен переиграть во все настольные игры, иначе он, дескать, не сможет придумать ничего нового. В научной среде автор перманентно наблюдает ситуацию, когда самые дотошные знатоки проблемы и всей литературы по ней в принципе не в состоянии предложить ничего свежего в ее осознании и решении. Ремарка в ремарке: автор, занимаясь научной деятельностью, старается ознакомиться с разумным максимумом наиболее авторитетных работ, подвергнутых наибольшей обструкции и общественному порицанию работ и случайной выборкой работ молодых и зубастых коллег. Аналогичный подход автор исповедует и по отношению к игровой грамотности.
В силу этого легко может получиться так, что весь дальнейший рассказ для кого-то будет уже смутно или явно знакомым. Если наши идеи повторяют чьи-то реализованные проекты, то укажите нам на это и мы будем рады подумать над тем стоит ли и, если стоит, то как дистанцироваться от схожей игры.
В чем «идеология» проекта?
— Нет хитпойнтам! Это решение диктовалось внутренней идей высокой цены за каждое действие. То есть сперва мы сделали хитпойнты и их было 2-4. А удар был в пределах 1-4. А потом подумалось, что можно обойтись без них. По этой причине у юнита есть 2 состояния: здоров и ранен. Ну и третье – живее всех живых, но сбоку от игрового поля=). Чтобы чуть расширить эту систему добавили броню, визуализировав ее по периметру каунтеров. Собственно, сперва хотели принципиально отказаться от маркеров ранения, но потом оставили… по 1 на брата, ибо больше не надо.
Отказаться от маркеров ранения было бы просто с технической точки зрения, поскольку нас посетила светлая мысль об эргономике наших каунтеров: раз нам не нужны рубашки, ибо потребность в случайно перетасовке и пр. будет минимизирована, то у нас освобождается целая сторона юнита. Но потом мы решили, что это будет не оправдано. А вот почему – об этом пункт № 3. Так что один маркер ранения сейчас сохраняется.
— D6 не пройдут! Наверное, это детская травма. Но когда я с упрямством, достойным лучшего применения, в «Карманных сражениях» собираю в четырех партиях подряд два почти идентичных подразделения эльфов, у которых бросок кубика в интервале 2-6 дает два гарантированных ранения противнику и они раз 20 в сумме за эти партии выкидывают единицы, моя не любовь к d6 становится всего лишь взаимной, а не безответной с его стороны. Исходя из описанной выше системы бронирован / здоров / ранен была придумана система «тяжелый удар / легкий удар» + возможность игнорирование брони. Тяжелый удар по небронированному юниту приводит к его смерти, по бронированному – к ранению. Легкий удар ранит небронированного юнита и не причиняет вреда бронированному. Игнорирование брони позволяет игнорировать броню (спасибо, кэп!). То есть юнит с легким ударом и игнором брони может «пощупать морду» (Ильф, И., Петров, Е. Двенадцать стульев. – М.: ВАГРИУС, 1999 – 543 с.) бронированному по самые брови мастодонту – было бы желание.
— Поставить боевые возможности юнитов в зависимость от их «усталости» или ранения, но упростить «чтение» игровой ситуации настолько, насколько возможно. Можно было бы сделать какие-нибудь градуированные шкалы, но раз уж у нас есть две стороны, то логично одну из них сделать «активной», а другую – описывающей «усталое» состояние юнита. Возвращаясь к пункту 1: раненный юнит заодно «устает». А перевернуться на активную сторону он сможет только если вылечится. Таким образом, усталость и ранение – геймплейно отличаются, хотя технически оба предполагают использование «пассивной» стороны юнита.
У использования двух сторон есть и минус: вместо 10 юнитов фракции де-факто получается 20, которые надо помнить, поскольку пронаблюдать оборотную сторону каунтера не обладая а-ля рентгеновским зрением проблематично. Чтобы это компенсировать и исходя из логики геймплея, боевые возможности юнитов в состоянии «усталости» (оборот каунтера) обычно серьезно сокращены. Это некий общий принцип. Есть и нюансы: некоторые юниты более бронированы. Будем считать, что в атаку они ходят приняв сто грамм и с «бронником нараспашку», а в окопах отсыпаются, укрывшись броневым листом=). Ну или окапываются, подустав в нападении, что более реалистично.
Если постараться описать правила парой-тройкой абзацев, то…
Есть юниты. Они ходят. Ходят они или до упора, или как вольтеровский Кандид реализуя право на свободу перемещения: каждый шаг своего хода определяют направление. Упоротые юниты (то есть перемещаюшиеся до упора(=) ходят как ладья или слон. Кандиды как «рейнджеры» в «Кодексе войны». Есть и еще два мини-класса: домоседы, которые самостоятельно не перемещаются, и «мечтатели», которые перемещаются виртуально сверху: прыгун и два летуна.
Обычно, переместившись, юниты устают и переворачиваются на черно-белую сторону. Некоторые особо выносливые могут после этого огреть веслом, что как бы намекает нам на то, что юниты не только ходят, но и бьют. Бьют они по неким зонам поражения, которые охватывают 1,2,3 и может быть даже более клеток. Иногда бьют они, выбирая из всего множества клеток, по каким конкретно бить. Иногда бьют всех на указанной площади. Бьют тяжело и легко, бьют рядом и далеко. Все перемещения и атаки злые инопланетяне зашифровали в виде схем в нижней половине каунтера. В этих схемах присутствует определенная логика и если в нее поверить как Моисей в Господа, то «читаться» юнит будет «влет».
Рис. 4. Сперва кажется, что всего много, а потом — бац! — и все понятно. Но над дружелюбием и дизайном работа, естественно, ведется.
Уставший юнит может действовать, но – как лошади плавать: «недалеко, неглубоко». Отдохнуть он может двумя способами: либо у него есть абилка «автономный» и тогда он может потратить ход на то, чтобы перевернуться на «активную сторону». Либо рядом есть юнит с абилкой «Командир» и тогда уже он может перевернуть вожделеющего действий юнита на все ту же активную сторону. Ах, да. Промеж схем перемещения и атаки у юнитов есть иконки «абилок». Их относительно мало (ключевое слово здесь — относительно) и их придется запомнить или использовать подсказоньки.
Рис. 5. «Спят усталые игрушки…» — юниты 2-х основных фракций «устали» в полном составе
Конечная цель, описывается девизом богатыря Жихаря за авторством М. Успенского: «Всех убью – один останусь!».
Фракции отличаются довольно сильно и в этом проблема баланса. Скажем, сейчас он построен на идее баланса по таймлайну: технократы бодро начинают, но быстро выдыхаются. Если товарищи с позеленевшей двойной спиралью грамотно подойдут к вопросу массовых случаев единичных зверств, то у них оооочень хорошие шансы обессилить друзей Шварценеггера и вторую половину партии над ними просто измываться. Но баланс по таймлайну очень легко порушить: генократы могут недотумкать, как надо выносить терминаторов, а когда дотумкают для игроков это может превратиться в повторение одних и тех же партий (если фантазии на иное стартовое построение не хватит).
Рис. 6. Генократы приготовились оборонять свои рубежи от Коалиции Выживших и Звездных теней. Кто из Коалиции будет ходить решит кубик, а перемещения и удары этих фракций трактуются однозначно. Можно, конечно, верить в удачу и надеяться, что три раза подряд единица никогда не выпадет, но лучше прикрыть все возможные направления атаки Коалиции заранее.
Что планируется:
— возможно еще минимум две фракции:
— Апостолы Последнего дня (эдакая техно-инквизия на ОБЧР, см. http://lurkmore.to/Огромные_боевые_человекоподобные_роботы). Каунтеры укладываются в два-три слоя и по мере нанесения ОБЧР, в котором сидит пилот, увечий – сбрасываются, вплоть до извлечения нежной антропоморфной мякоти (см. fructus ventris)
— Психопомпы (душеводители с эллинского, требуются права категории D), обладающие параспособностями. Их геймплейная фича в том, что, рассредоточившись по полю, ребята накрывают ударом зону внутри всей конфигурации однотипных юнитов.
— введение рельефа для оразноображивания карт.
— обязательно:
— сценарии для игры от 1 до 3 человек при существующем наборе фракций или до 4-х, если «Выжившие» и «Звездные тени» будут допилены до полноценного состояния.
— режим «Мировая война» с легким налетом экономической системы введения юнитов в игру и делением всей карты на «зоны контроля».
Что потребно? А потребна помощь в тестировании. Хотя партий было сыграно много, играло в них людей – мало. А это всегда беда, есть риск того, что под конец тестов люди (и я в том числе) действовали стереотипно. Могу выслать материалы для изготовления ПнП (комплект на фотографии состоит из 8 листов а4, печать на самоклейке и 6 листов картона) или отправить swf-эмулятор. Сразу предупреждаю, версия, написанная на flash, неудобна. Про vassal и иже с ним в курсе, но пока не было времени освоить, значится в планах на лето. Если есть желающие, то можно отписаться в личку или на [email protected]
P.S. Нет, над дизайном интерфейса – схем атаки и защиты – художник проекта еще не работал. Не до того было(. Поэтому пока выглядит страшненько и аляповато. К релизу хотя бы во Внутренней Монголии дизайн точно будет доработан.
P. P.S. Простите за «многа букаф»
Познакомьтесь со Смитсоновским ученым, изучающим таинственные камни монгольского оленя | Смитсоновские голоса
Директор Смитсоновского центра арктических исследований Уильям Фитцхью более 20 лет проводил полевые исследования в Монголии и изучал искусство и археологию бронзового века. Уильям Фитцхьюмили в отдаленной монгольской степи, насколько хватает глаз, там нет ничего, кроме травы. Вдалеке над голым ландшафтом возвышается ряд каменных столбов. Утренний солнечный свет освещает лица предков, высеченных в камне тысячи лет назад, древних вождей, ушедших охранять свою землю до скончания веков.
Камни монгольского оленя, названные так из-за яркой резьбы оленей, покрывающей их узкие рамки, были впервые описаны русскими исследователями в конце 1800-х годов. Созданные древним народом во время бронзового века Монголии между 1400-700 гг. до н.э., большинство ранних археологов не знали, что делать с загадочными памятниками.
В течение последних двух десятилетий Фитцхью и Баярсайхан усердно искали в сельской местности Монголии подсказки, которые помогут им понять эту древнюю культуру и связать ее с традициями современного населения. Их исследования камней помогли создать визуальную биографию людей, создавших их так давно
В этом году Фитцхью и Баярсайхан публикуют результаты своей многолетней работы. Их книги «Оленьи камни Северной Монголии» и Археология бронзового века Монголия: Дневник оленьего камня , , а также статья в журнале Current World Archeology описывают их опыт среди оленьих камней. Чтобы узнать больше о богатой исследовательской карьере Фитцхью и увлекательных историях о его пребывании в монгольских степях, присоединяйтесь к нам в нашем новом выпуске «Знакомьтесь, СИ-энтист».
В 1988 году вы создали Центр арктических исследований при Смитсоновском институте. Что побудило вас обратить внимание на арктические культуры и почему они являются важной областью изучения?
Смитсоновский центр арктических исследований в музее Анкориджа на Аляске принимает студенческие группы, чтобы узнать об арктическом культурном наследии. Музей АнкориджаМой главный вопрос как куратора арктических культур всегда заключался в том, «как нам связать коллекции, которые у нас есть, с живыми людьми на севере сегодня?» Когда я впервые приехал в Смитсоновский институт, у нас были эти прекрасные коллекции с Аляски, которые никогда подробно не изучался. Через Центр арктических исследований мы смогли вывезти эти коллекции, представить их на выставке, отправить в музеи по всей стране и вернуть на Аляску.
Самым большим достижением в моей карьере было создание нашего офиса на Аляске и возможность восстановить связь коренных народов со Смитсоновским институтом и коллекциями их предков. Я чувствую себя очень счастливым, приехав в музей в то время, когда было возможно так много всего, и мы могли проводить выставки, публиковаться, путешествовать и обмениваться. Это был своего рода «золотой век» для Смитсоновского института.
Древние монгольские культуры веками оставались загадочными. Что в этом регионе вызвало у вас интерес и привело к раскрытию некоторых из этих древних секретов?
Выяснение происхождения северных народов, которых мы привыкли называть «эскимосами», с самого начала занимало центральное место в моих исследованиях. Большую часть своей ранней карьеры я провел, изучая древние культуры инуитов в Лабрадоре и интересуясь их связью с Азией. К сожалению, на Северо-Востоке Сибири есть огромная территория, малоизвестная и практически не изученная археологически. Уровень моря поднялся, разрушив многие памятники, и большинство культурных памятников были затоплены или уничтожены эрозией.
Итак, у нас был огромный пробел в знаниях. Мы знали, что люди жили в монгольской степи всегда. Ко времени первых эскимосов около 3000 лет назад Монголия уже была кочевым скотоводческим обществом с лошадьми. Но на самом деле мы мало что знали, поэтому, не сумев найти ранние эскимосские культуры на арктическом побережье России, я обратился к Монголии как к месту, где мы могли бы найти ключи к основам эскимосской культуры и искусства. Один из кусочков этой головоломки, казалось, скрывался в изображениях оленей с раскинутыми рогами на оленьих камнях.
Как ваше недавнее исследование изменило ваше понимание того, что представляют собой оленьи камни и почему они важны для понимания древней монгольской культуры?
Изображения оленей широко распространены в Монголии бронзового века и, вероятно, представляли собой главное божество, связывающее землю и небо, наблюдающее за людьми. Уильям ФитцхьюНаше исследование интересно, потому что есть много признаков того, что эти оленьи камни были изображениями реальных людей, живших тысячи лет назад, а не мифологических предков или божеств. Камни, расположенные ровными рядами, изображают серьги, ожерелья и ремни с подвесными инструментами. Изображения оленей с большими волнообразными рогами и головами и клювами птиц, покрывающими туловища камней, вероятно, отражают татуировки на телах тех, кого они изображали.
Работа дает нам хорошее представление об идеологической основе и социальной структуре этих сообществ, а фигурки оленей, вероятно, были формой духовной защиты, которая защищала людей от вещей, которые могли причинить им вред. Они использовали татуировки так же, как кто-то может носить христианский крест на шее.
Каждое изображение камня оленя индивидуально, и камни выстроены в ряды с севера на юг, что, кажется, изображает хронологическую последовательность лидеров кланов. Если эти интерпретации верны, оленьи камни могут помочь нам построить «биографическую историю» конкретных родословных и культурных групп, живших в Монголии бронзового века. Объединение информации из почти 1500 оленьих камней, известных в Монголии, могло бы многое рассказать нам об этом неуловимом обществе.
Вы провели более 20 лет, проводя полевые исследования в монгольской степи. Какова повседневная жизнь в поле?
Наши исследования следовали по стопам Виталия Волкова, опубликовавшего книгу об оленях в 1980 году. Мы собирали снаряжение и отправлялись в путь, обычно начиная с северной Монголии и продвигаясь на юг от участка к участку. В начале июля мы сталкивались с монгольским национальным праздником Наадам, известным своими скачками, и наши ученики часто принимали участие в соревнованиях по борьбе или стрельбе из лука, которые проводились в деревнях.
Нам нравилось повсюду встречаться с монголами, в том числе со студентами, которые присоединились к нашим командам. Монголы — прекрасные рассказчики и певцы, и мы обнаружили, что не можем сравниться с их культурными способностями.
Мы сделали, что могли, но «О, Сюзанна» не соответствует их сложному и традиционному репертуару.Однажды к нам подошли два молодых монгола, когда мы делали слепок оленьего камня с помощью синего разделительного латекса. Эта маленькая девочка лет восьми с широко раскрытыми глазами спросила: «Почему ты рисуешь наших старых каменных человечков?» Ей не понравилось то, что она увидела! Объяснили, что синяя резинка отклеится и все придет в норму. Ты вернешь своего каменного человека.
Поздравляем с книгами, которые вы и Джамсранжав Баярсайхан недавно издали! Что вы надеетесь, что люди вынесут из вашего исследования?
Камни-олени с вырезанными лицами предков охраняют монгольскую сельскую местность, проливая новый свет на историю древней культуры, создавшей их. Уильям ФитцхьюЯ в восторге от того, что книга Баяраа, посвященная искусству оленьего камня, вышла, а моя только что опубликована! В моей книге описываются стоянки оленьих камней, а также ритуальные и погребальные системы, которыми руководствовались эти древние монголы.
Мы внесли большой вклад в наследие Монголии и подарили лица ее 3000-летним лидерам. Теперь у нас есть визуальные биографии этих древних людей. И еще одним преимуществом является то, что мы научили многих детей становиться археологами, любознательными и уважающими свое наследие. Было очень приятно помочь монголам узнать прошлое, о котором они мало знали, и воссоединить их со своими предками в виде этих старых каменных людей.
Истории по теме
Meet the Scientist Studying How Humans Started Eating Meat
Community Archeology Helps Bridge Gap Between Science and Tradition
Get to Know the Geologist Collecting Antarctic Meteorites
Dinosaurs: Restoring Mongolia’s fossil heritage
Published
000Z»> 23 November 2019
Источник изображения, Бет Тимминс
Подпись к изображению,Болортсетсег Минджин выполняет миссию по защите и прославлению ископаемых сокровищ Гоби
Бет Тимминс
BBC News
Восемьдесят миллионов лет назад, в меловой период, монгольская пустыня Гоби была раем динозавров с обширными долинами, пресноводными озерами и влажным климатом.
Млекопитающие велоцирапторы, ящеротазовые зауроподы и анкилозавры с шипами могли быть замечены бродящими в том, что сейчас является марсианскими шпилями из красного песчаника Пылающих скал Баянзага.
Эти доисторические благоприятные условия делают пустыню Гоби крупнейшим резервуаром ископаемых динозавров в мире.
За почти 100 лет палеонтологических исследований в Гоби обнаружено более 80 родов. Но для многих живущих там людей это научное наследие остается неизвестным.
«Возведение забора — это не защита, защита — это знание людей», — объясняет монгольский палеонтолог Болорцэцэг Минджин, пока мы проходим через Пылающие скалы в поисках следов браконьерства.
Именно здесь, почти сто лет назад, американский ученый Рой Чепмен Эндрюс нашел первое в мире гнездо для яиц динозавров, вдохновленное Индианой Джонсом.
Это открытие стало поворотным моментом в палеонтологической истории мира — первым доказательством того, что динозавры откладывали яйца.
Источник изображения, SCIENCE PHOTO LIBRARY
Image caption,Американец Рой Чепмен Эндрюс работал в этом регионе в начале 20 века
Всего за два года его экспедиционная группа обнаружила более 100 динозавров и доставила их домой в Американский музей естественной истории, где многие стоят сегодня.
А в Баянзаге, переименованном Чепменом-Эндрюсом в Пылающие Скалы, мало что осталось, чтобы отметить эту историю.
Нет никаких указателей, карт или музеев, чтобы дать посетителям информацию об этих существах. Браконьерство ископаемых широко распространено, и, пока мы исследовали это место, мотоциклетные скремблеры петляли по его призовым местам раскопок.
В отличие от Америки и Великобритании, где действует закон об искателях-хранителях, если вы обнаружите T. rex , скрывающегося в ваших цветниках, в Монголии, как и в Бразилии и Китае, любые найденные окаменелости принадлежат государству и экспортируются строго запрещены.
Тем не менее, динозавры из богатых ископаемыми мест, таких как Пылающие скалы, по-прежнему вывозятся контрабандой и попадают на главные аукционы.
Источник изображения, Science Photo Library
Image caption,В настоящее время предпринимаются усилия по возвращению окаменелостей, вывезенных за границу
Среди 30 украденных монгольских окаменелостей, над репатриацией которых работал Болорцэцэг, был Tarbosaurus bataar , редкий двоюродный брат T. Rex . Его купил голливудский актер Николас Кейдж.
Более раннее расследование Би-би-си показало, что иммиграционная и таможенная служба США конфисковала контрабандные окаменелости динозавров на сумму 44 миллиона долларов за последние пять лет.
Болорцэцэг говорит, что решением проблемы является образование и туризм, основанный на динозаврах.
Этого можно достичь, считает она, вдохновляя следующее поколение монгольских палеонтологов и обучая детей в местных общинах этим значимым местам их научному значению.
Источник изображения, Бет Тимминс
Image caption,Как и все хорошие палеонтологи, Болорцетсег хорошо разбирается в окаменелостях
Она десятилетиями занимается раскопками в пустыне Гоби, начав свою профессиональную деятельность, когда Американский музей естественной истории пригласил ее отца-палеонтолога на раскопки и разрешил ей присоединиться тоже — но как повар.
«После первого утра, когда они приготовили завтрак, они отправились на раскопки, поэтому я подумала, что я тоже пойду», — объясняет она. Уже имея степень магистра палеонтологии в свои двадцать с небольшим лет и знания старателя о своей местности, она сразу же обнаруживала всевозможные окаменелости, и ее снова пригласили в качестве самостоятельного палеонтолога.
И теперь, через общины, разделенные тысячами миль пустыни, Болорцэцэг едет на 37-футовом автобусе, набитом точными копиями окаменелостей — оригиналами, которых большинство монголов прежде не видело.
Источник изображения, Bolorsetsteg Minjin
Подпись к изображению,Bolortsetseg попросил Американский музей естественной истории пожертвовать автобус
«Даже дети, которые живут прямо у Пылающих скал, часто не имеют ни малейшего представления о найденных здесь динозаврах, большинство не может назвать ни одного динозавра, а автобус — первый музей, который они когда-либо видели», — объясняет Болорцэцег.
Болорцэцэг основал Институт изучения монгольских динозавров в 2007 году и собрал 46 000 долларов на семинары музея в разных регионах.
Теперь передвижной музей останавливается по пыльному, ухабистому бездорожью через 11 провинций самых отдаленных уголков Монголии.
«До этого я ничего не знал о динозаврах, а теперь я действительно горжусь этим», — говорит 15-летний Нямбаяр Пуревдорж, живущий рядом с памятником Тугругаин Шири, где находятся знаменитые «боевые динозавры» (переплетенные окаменелости Velociraptor и Protoceratops ).
Ее одноклассница Бадмаа Монхочир согласилась: «Я немного видела по телевизору, но не знала, что они действительно жили миллионы лет назад. Я думала, это просто легенда или детская сказка.
защитить эти окаменелости, мы должны начать с себя. Люди, которые продают окаменелости, ничего не знают, поэтому мы сейчас учимся», — добавляет она.
Источник изображения, Бет Тимминс
Подпись к изображению,Репатриированные динозавры теперь размещены в бывшем Музее Ленина в столице Улан-Батора
Габриэль Сантос, менеджер коллекций палеонтологического музея Альфа в Калифорнии, работал над передвижным музеем и говорит, что взрослые также получают пользу от этого образования.
«Большинство, если не все учителя, которых мы обучаем, понятия не имели, что у некоторых динозавров были перья, поэтому люди, живущие так близко к тому месту, где впервые был найден велоцираптор , понятия не имели, как он выглядел.»
Другой палеонтолог, ведущий семинары, Майкл Циглер из Музея естественной истории Флориды, говорит, что цель состоит в том, чтобы научить местных жителей проводить экскурсии по динозаврам. «Воздействие — это самое важное, начиная с нуля. В автобусе мы общались с каждым учеником, а затем, возвращаясь, они приводили с собой своих родителей, чтобы учить их тоже».
Перспективные туристические выгоды, создаваемые знаниями о динозаврах, находятся в центре внимания мэра Булгана Мунх-Алдара Тумурбата.
«Наша стратегия — это развитие туризма без вреда для природы, без добычи полезных ископаемых и лицензий на нашей территории», — говорит он Би-би-си.
«Восьмилетние дети и их 80-летние бабушки и дедушки в нашем городе должны знать о палеонтологии и о том, когда и как жили динозавры».
Источник изображения, Баттур Джанчив
Подпись к изображению,На выставочной площади передвижного музея площадью 250 квадратных футов выставлены копии зубов.
Двенадцать лет назад в Баянзаге было три туристических лагеря и 13 лицензий на добычу полезных ископаемых, но мэр Тумурбат говорит, что он изменил это на одну лицензию на добычу полезных ископаемых, которая должна быть аннулирована, а теперь 10 туристических лагерей. Он надеется, что это подстегнет местный палеонтологический туризм.
«В настоящее время граждане получают очень небольшие выгоды прямо в свой карман, управляя небольшими кафе, магазинами и автозаправочными станциями — нам нужно создать возможности для нашего сообщества, чтобы они могли получать выгоду от туризма», — добавляет он.
Следующим шагом института станет строительство музея на этом месте и обучение местных жителей использованию дронов для уничтожения наследия браконьерства, связанного с ископаемыми.
Источник изображения, Баттур Джанчив
Подпись к изображению,Приложение дополненной реальности может накладывать монгольский перевод на английские вывески
«Затем они могут отслеживать окаменелости на своих ископаемых участках, чтобы они могли защитить и задокументировать незаконную деятельность», — объясняет Болорцэцэг. .
«Мы ждем, когда в западной части Монголии появятся дороги с твердым покрытием, чтобы доставить автобусный музей в горы», — добавляет она.