СРЕДНЕВЕКОВЬЕ — что это, определение и ответ
1. Средневековая Индия
В истории средневековой Индии можно выделить несколько этапов:В IV–VI веках на территории Индостана существовала империя Гуптов. Данная эпоха считается золотым веком в истории Индии. Однако начиная со второй половины V века на территорию этого государства начали совершать набеги ираноязычные кочевники-эфталиты, фактически уничтожившие державу Гуптов к концу VI века.
Эти кочевники-завоеватели, после уничтожения империи, смешались с местной элитой и образовали касту раджапутов. В итоге Индия распалась на множество княжеств, во главе которых и встали эти раджи-правители, открылся новый этап в историческом развитии Индостана – средневековый. Эта эпоха характеризуется ослаблением позиций буддизма и откатом населения к индуизму. Также в данный период раджапутские государства вели многочисленные войны с тюрками-мусульманами, которые начали вторжение с территории современного Афганистана на Север Индостана с конца X века, по итогу присоединив несколько княжеств к своим владениям.
В начале XIII века один из мусульманских полководцев, Кутб ад-Дин Айбек, захватил власть в Индии, провозгласил себя султаном и сделал столицей своего нового государства – Делийского султаната – город Дели. В ознаменование своего могущества он приказал построить самую высокую башню в мире – минарет Кутб-Минар.
В конце XIV века воска тюрко-монгольского завоевателя Тимура вторглись на территорию Делийского султаната и разрушили Дели. От этого удара султанат оправиться не смог, его территория сократилась, а в XVI веке северная часть государства была захвачена потомками Тимура, после чего на Индостане образовалась империя Великих Моголов.
На протяжении всего периода средневековья в Индии продолжала существовать варно-кастовая система. Индийское общество делилось на четыре варны: брахманов-жрецов, кшатриев-воинов, вайшьев-земледельцев и торговцев, шудр-слуг. Кроме четырех варн, существовало деление на касты – большие обособленные группы людей, члены которых были объединены общим происхождением, родом занятий, обычаями. Таких каст в средневековой Индии было около трех тысяч.
2. Средневековый Китай
В истории Средневекового Китая можно выделить несколько периодов, названных по правившим тогда династиям:В начале VII века Китай, после долгого периода раздробленности и междоусобиц, был объединен в империю Тан (618–907). В эту эпоху шла активная торговля Китая с Западом через Великий шелковый путь, который заканчивался аж у Средиземного моря. Стараясь контролировать этот путь, китайские правители присоединяли к Китаю западные территории, однако это движение было остановлено арабами в Средней Азии, которые разгромили китайские войска в 751 году в битве при Таласе, остановив экспансию империи Тан в этом направлении.
В IX — начале X века по Китаю прокатилась волна мятежей и крестьянских восстаний, вызванная повышением налогов и злоупотреблениями при их сборе. Ситуация обострилась вторжением монгольского племени киданей на север страны. Стабилизировать ситуацию удалось новой династии Сун (960–1279), время правления которой считают золотым веком Китая.
В начале XIII века у северных границ Китая образовалось государство монголов, которое сначала завоевало север Китая, а к 1279 году – всю страну. Монгольских хан Хубилай перенес свою ставку в Пекин, сделав город столицей нового государства – империи Юань (1271–1368). Знаменательным событием в этот период стало путешествие европейца Марко Поло в Китай.
В середине XIV века началось восстание против монголов, один из его вождей занял Пекин и стал императором, основав новую династию – Мин (1368–1644).
Период средневековья в Китае был богат на изобретения и достижения в области науки и культуры. Именно в Китае впервые изобрели книгопечатание, порох, огнестрельное оружие, бумажные деньги и компас. Китайские астрономы составили удивительно точный календарь с погрешностью всего лишь 27 секунд в год. Императорская власть в Китае в этот период оставалась достаточно сильной. Император именовался Сыном Неба, его особа была священной. Каждый китаец считался исполнителем воли Неба, переданной через императора. В отличие от средневековой Европы в Китае родовая знать не имела доступа к управлению государством, вместо этого правитель использовал сотни тысяч чиновников. Чиновником мог стать практически любой китаец – для этого необходимо было получить образование и сдать экзамены. К экзаменам допускались все свободные люди, что позволяло привлекать на службу талантливых, но не знатных людей.
3. Средневековая Япония
Расположение на островах (а значит защищенность от материковых кочевников), а также близость к Китаю задали основные векторы развития Японии. Здесь, на протяжении нескольких тысяч лет обитало местное население – айны – которое было вытеснено мигрантами из Китая и Кореи – предками современных японцев. В IV веке н.э. в Японии сложился союз племен, который стал основой государства, с VII века получившего название Ниппон, что по-японски означает «Страна восходящего солнца». Возглавлял это государство император (микадо), ведущий свое происхождение от богини Солнца Аматэрасу. Вследствие этого и сам император считался богом, не обладающим, однако, фактической властью. Реальные бразды правления находились в руках у влиятельных князей, военных предводителей, которые с XII века носили титул сёгун. В отличие от Китая, где знать уступала чиновникам во властных структурах, в Японии аристократия сильно влияла на внутреннюю и внешнюю политику государства. На службе у светских князей находились профессиональные войны – самураи, жизнь которых была подчинена неписанному закону чести – бусидо, основанному на идеях верности долгу, храбрости и преданности господину. Потеряв господина или же совершив недостойный поступок, самурай готов был сделать харакири – особым образом вспороть себе живот. Одной из самых ярких страниц средневековой японской истории было неудачное вторжение монголов в XIII веке: первый раз флот захватчиков разметала буря, второй раз самураи решительно отбили вторжение монголов.4. Торжество тюрок в эпоху Средневековья
В середине I тысячелетия н.э. у кочевых тюркоязычных народов, обитавших на Алтае, произошел переход от родоплеменного строя к государственному. Этому способствовали технические новшества, появившиеся или широко распространившиеся в VI–VIII веках: новые виды конской упряжи, каркасное седло и стремена, многократно увеличившие устойчивость всадника и его боевые возможности. Первоначально обитавшие в районе Алтайских гор, тюрки-завоеватели за короткий промежуток времени расселились в Южной Сибири, Центральной и Средней Азии, на восточных границах Византии и Малой Азии, на Кавказе, в прикаспийских и причерноморских степях. Среди наиболее известных тюркских племен и государств выделяются:Гунны. На исходе Античности эти тюркоязычные племена появились на границах Римской империи. Им удалось разграбить множество имперских городов, прежде чем их экспансия была остановлена в 451 году в битве на Каталаунских полях объединенным войском римского полководца Аэция и вестготов. После смерти легендарного вождя Атиллы в 453 году, гунны были вытеснены в Причерноморье, где растворились в среде других народов.
Авары. Вторглись с Востока в Европу в середине VI века и обосновались на Дунае, образовав здесь государство – Аварский каганат. Авары подчинили себе множество славянских племен, обитавших в этих районах. Были разгромлены Карлом Великим в VIII веке, после чего растворились в среде славян и вторгшихся на Дунайские земли венгров.
Болгары. Этот тюркский племенной союз в начале VII века обосновался в степях между Черным и Каспийским морями, установил дипломатические связи с Византией. Позднее здесь возникло государство Великая Болгария. Отсюда, во второй половине VII века, часть болгар во главе с ханом Аспарухом перекочевала к Дунаю и в 681 году образовала Первое Болгарское царство – государство с тюркским названием и династией, но славянским населением. Другая часть болгар бывшей Великой Болгарии откочевали в Среднее Поволжье, где смешались с местным финно-угорским населением и в IX веке создала здесь Волжскую Булгарию, разгромленную монголами в XIII веке.
Хазары. Как и болгары, хазары в начале VII века обосновались в степях между Черным и Каспийским морями. В ходе войн с Ираном хазарские племена сплотились между собой, возникло государство Хазарский каганат. Хазары контролировали часть Волжского торгового пути, брали дань с некоторых восточнославянских племен, в том числе с полян и вятичей. Были разгромлены князем Святославом в 964 году.
В середине VI века в Среднеазиатских степях тюрки организовали сначала Тюркский, а затем Уйгурских каганаты (уйгуры – один из тюркоязычных народов). Они взяли под свой контроль значительную часть Великого шелкового пути, из-за соседства с арабами в тюркскую среду произошло проникновение ислама. В IX веке Уйгурский каганат пал из-за климатических изменений и набегов Енисейских кыргызов – еще одного тюркского народа.
Печенеги. Эти тюркоязычные племена проникли в причерноморские степи в конце IX века. Совершали набеги Русь, Болгарию, Византию. Один из печенежских ханов – Куря – разбил возвращавшегося из Болгарии князя Святослава в 972 году. В 1036 году печенеги подошли к Киеву и были разгромлены князем Ярославом Мудрым.
Половцы. Пришли в южнорусские степи на смену разгромленным печенегам в середине XI века. Их активность на юге стала одной из причин упадка торгового пути «из варяг в греки». В начале XII века Владимир Мономах совершил «крестовый поход в степь», нанеся сокрушительное поражение этому кочевому народу. В 1185 году от рук половцев погиб Игорь, князь Новгород-Северский. Это событие легло в основу «Сказания о полку Игореве». В 1223 году объединенное русско-половецкое войско было разгромлено монголами. После возникновения Золотой Орды половцы смешались с монгольскими завоевателями и стали одной из основ формирования таких этносов, как башкиры, татары, казахи, киргизы, крымские татары, узбеки и др.
Турки-сельджуки. Этот тюркский народ усилился в XI веке, после чего повел наступление на восточные границы Византийской империи. В 1071 году они сумели разбить византийцев при Манцикерте и отнять у арабов Иерусалим, что стало причиной Крестовых походов. Европейские рыцари воевали именно против сельджуков.
Турки-османы. Из-за натиска монголов мигрировали из Средней Азии в Малую Азию, где ослабевающая Византия воевала против турков-сельджуков. Одно из новоприбывших племен стало называться османами по имени своего вождя. Османы сумели окончательно выбить Византийскую империю из Малой Азии, захватить Константинополь и основать великую Османскую империю.
5. Монголы в эпоху Средневековья
Монголы во многом родственны тюркам: тюркская и монгольская языковые группы входят в одну Алтайскую языковую семью. В XIII веке нашествия монгольских племен потрясли мир, так как в итоге активности монгольских племен была создана одна из самых больших империй в мире. Объединить эти племена в единую силу удалось Темучину. В 1206 году на курултае – общемонгольском съезде племенной знати – Темучин получил титул великого хана – Чингисхана. После этого монголы начали свои знаменитые походы, им удалось покорить Южную Сибирь, Северный Китай, Хорезм в Средней Азии, северную часть Ирана. По итогам этих завоеваний возникла огромная империя со столицей в Каракоруме. После смерти Чингисхана в 1227 году его империя была разделена между его сыновьями, а вскоре и вовсе распалась на отдельные государственные образования. В XIV веке полководец тюркско-монгольского происхождения Тамерлан подчинил себе Хорезм, Закавказье, Иран, Ирак, разорил Северную Индию, создав в итоге огромное государство со столицей в Самарканде. Тамерлан воевал с ханом Золотой Орды Тохтамышем, вторгся на Русь, а в 1402 году разгромил турок в битве при Анкаре и взял в плен султана Баязида I. Однако после смерти Тамерлана в 1405 году его держава также быстро распалась.6. Средневековая Африка
По природным условиям Африка делится на две части. На развитом Севере на протяжении нескольких тысячелетий друг друга сменяли Египет, финикийские и греческие колонии, Древний Рим, королевство вандалов, Византия, арабы. Однако южнее Сахары, в Тропической Африке, обитали различные негритянские народности. Эти территории арабы называли Билад ас-Судан (Страна черных) и вели с местными жителями торговлю. Здесь, в Западном Судане, в VIII веке возникло государство Гана. Оно было настолько богато золотом, что даже титул правителя означал «хозяин золота». Расцвет Ганы пришелся на XI век, после чего страна ослабла и в XIII веке была захвачена соседним государством Мали. Могущество этой державы также было основано на золоте. Особенно прославился своими богатствами правитель Мали Муса (1312–1337). Во время совершения хаджа в Мекку, Мусса приказал взять с собой на дорожные расходы караван верблюдов, везших 12 тонн золота! На Востоке же Африки существовало иное государство – Эфиопия, расцвет которого пришелся на XIII век. Особенностью данной державы было то, что ее население исповедовало христианство, близкое по духу к православию. Правители Эфиопии даже возводили себя к библейскому Соломону!7. Страны и народы Америки в средние века
У народов Америки, из-за их изоляции от Европы и Азии, был свой уникальный исторический путь.Некоторым из них удалось создать цивилизации, которые на момент прибытия сюда Колумба в 1492 году стояли по уровню развития на одной ступени с цивилизациями Древнего Востока: в американских цивилизациях использовался труд рабов, но преобладали свободные земледельцы и ремесленники, объединенные в общины; большую роль играли правители с опорой на чиновников, а также жречество.
Они создавали террасы на горных склонах для посевов, умели осушать болота и делать насыпные острова-грядки. Однако ни одна из наиболее развитых американских цивилизаций – майя, ацтеки, инки – не знали ни гончарного круга, ни способа выплавки железа.
Майя: расцвет этой цивилизации, возникшей на полуострове Юкатан, пришелся на VII–VIII века, позже из-за междоусобиц государство ослабло.
Ацтеки: создали свое государство в XIV–XV веках к северу от Майя, опираясь на военную силу, покорили центральную часть нынешней Мексики.
В Южной Америке находились инки, которые с XII века начали активно подчинять себе соседей. Вождь инков считался потомком Солнца и носил титул Верховный инка. Ему принадлежала вся земля в государстве. Инкам удалось создать уникальную систему письма – кипу (что означает «узел»). Кипу – это палка с привязанными к ней разноцветными шнурками с узелками.
ВЗГЛЯД / В Африке доказали, что демократия без денег не работает :: В мире
В Мали – золотоносной жиле Африки – произошел военный переворот, высшее руководство страны арестовано, а президент согласился отречься от власти. Это вызвало резко негативные комментарии со стороны МИД России и Франции, а следующей частью этой истории может стать французское вторжение. В целом малийский кризис подтверждает то, что знали и прежде: без денег демократия не работает.
Во всех бедах черной Африки теперь принято винить колониализм. Список бед известен – ужасающая бедность, крайне низкое качество жизни, хронические войны и одиозные режимы, сменяющие друг друга путем государственных переворотов.
«Белые за это еще ответят», – любил говаривать легендарный президент Зимбабве Роберт Мугабе, которого СМИ иногда называли «черным Гитлером».
Это тот редкий случай, когда диагноз поставлен верный, но анамнез никуда не годится.
С точки зрения «новой этики» колониализм нужно обвинять за то, что он высасывал из африканских народов ресурсы, не давал им развиваться – и вот вам, пожалуйста, континент тысячи бед.
Однако реальная вина колониалистов в другом. Благодаря им современные, истекающие потом, гноем и кровью государства черной Африки возникли не естественным (то есть национальным) путем, как, например, в Европе. Их границы – это границы бывших колоний, которые не учитывали этническую картину на местности. Так в рамках одной страны объединялись племена и народы, которые зачастую друг друга терпеть не могли, говорили на абсолютно разных языках и поклонялись разным богам. Это крайне усложняло нацстроительство, консервировало трайбализм, порождало конфликты, атмосферу взаимного недоверия и уродливые политические системы, созданные по принципу «племя-победитель получает всё и угнетает все остальные».
Почти такова и Республика Мали – мультиэтническое, правда, преимущественно мусульманское государство (более 80% населения), но нужно понимать еще и то, что прочие малийцы придерживаются традиционных верований, то есть являются многобожниками и подлежат уничтожению с точки зрения радикального ислама.
Сейчас там произошел очередной военный переворот, начавшийся с мятежа вооруженных сил под командованием генерала Шейка Фантамади Дембеле и двух братьев-полковников Диау и Мама Секу Леланта. Менее чем через сутки после штурма военной базы в городе Кати, ставшей штабом путчистов, там оказалось все верховное руководство страны – президент Ибрагим Бубакар Кейта, премьер-министр Бубу Сиссе и председатель парламента Мусса Тимбине.Вскоре после этого 75-летний Кейта, возглавивший страну в 2013-м, подал в отставку. А оппозиционное «Движение 5 июня» заявило, что это вовсе не военный переворот, а закономерный итог «народной революции».
Велика вероятность, что впоследствии все это объявят не просто «победой демократии», а и вовсе – «демократическим процессом». Даже несмотря на то, что Париж – главный опекун Мали – сейчас делает вид, что все себя от гнева и категорично осуждает происходящее.
«Демократия», если мы говорим о Мали, в принципе ключевое слово. Еще относительно недавно эту страну считали состоявшейся, относительно развитой и даже передовой по африканским меркам демократией. Причем так считали те же люди, которые относили Россию к числу государств с жесткой формой авторитаризма.
Это делало Мали в черной Африке чем-то почти уникальным. Республику ставили в пример.
История малийского государства интересна и весьма продолжительна. Его земли были определяющими для двух империй, первая из которых – Гана – появилась еще в III веке, а вторая, существовавшая в позднее Средневековье, тоже называлась Мали. Потом возникла торговая держава Сонгай, следом еще несколько, за периодом марокканского завоевания последовал период национального государства бамбара (одна из крупнейших этнических групп в стране) и исламской империи Вассулу.
Около века Мали и соседний Сенегал составляли единую французскую колонию, а с конца Второй мировой войны до второй половины 1950-х годов являлись заморскими территориями Франции, то есть малийцы имели полноправное французское гражданство. Получив независимость, они принялись строить социализм, проповедовать марксистско-ленинское учение и дружить с Москвой. Особой пользы это никому – ни СССР, ни Мали – не принесло, и после государственного переворота 1968 года на смену голодному малийскому социализму пришла прозападная диктатура Муссы Траоре, продолжавшаяся вплоть до 1991 года, то есть до очередного путча.
Тогда-то, как считается, и расцвела в Мали демократия. Прессу в стране признавали свободной, выборы – честными, политику – гласной. Суды вроде как работали, оппозиция оппонировала власти, а власть не трогала оппозицию. Французы искренне гордились, что под их опекой бывшая колония стала частью «свободного мира», ведь, казалось бы, какая глушь – и такие нравы.
Правда, однако, в том, что соответствие высоким западным стандартам дало Мали ненамного больше счастья, чем марксизм-ленинизм. Общеизвестной особенностью ее государственности была и остается непроглядная нищета населения.
Малийцы могли смотреть свысока на соседей, когда речь шла о всевозможных индексах демократии, но в остальном все было очень и очень плохо, куда ни ткни – в продолжительность жизни или младенческую смертность, в подушевой доход или доступность элементарных благ.
Самая красноречивая цифра, пожалуй, эта: среди малийских мужчин грамотных только половина, среди женщин – всего одна треть.
Необразованным обществом легко манипулировать, в этом-то и заключался темный секрет малийской демократии, как и демократии, например, индийской, где правящая партия десятилетиями выигрывала выборы, административными мерами полнимая миллионы голосов с самого дна общества.
Индия, однако, с тех пор ушла далеко вперед, Мали же топталась на месте. Население стремительно росло, но еды не становилось больше, а в 2012-м расклеилась и хваленая демократия. Сперва на пустынном севере возникло сепаратистское образование Азавад, созданное туарегами и исламистами. За этим последовал новый военный переворот, а исламисты пошли войной на туарегов, затянув страну в кровавую баню «арабской весны». С тех пор с французской военной помощью удалось утихомирить и тех, и этих, но прошлый, 2019-й, год ознаменовался этническими чистками народа фульбе, который подозревали в связях с исламистами.
Находясь под навязчивым военно-политическим покровительством Франции, Мали не переродилась в типичную диктатуру, и хитрый президент Кейта всегда был готов сотрудничать с любыми правозащитниками. Но сейчас все, кажется, подошло к критической черте. Происходящее резко не устраивает Париж, это значит, что возможна даже военная интервенция (французы наведываются в свои бывшие колонии людно и оружно гораздо чаще, чем кто бы то ни было), и хаос, и большая кровь, и распад несчастной страны, бедность населения которой по меркам XXI века кажется просто неприличной.
Очередным переворотом Мали лишний раз подтверждает давно известную истину. Прогрессивные институты, тщательно выстраиваемые на западный манер, все равно не будут работать, если почти все население едва сводит концы с концами. Страну будет бесконечно бросать в крайности – волнения, революции и перевороты – просто потому, что людям нечего есть.
В теории такая жизнь может соответствовать весьма высоким политическим стандартам, но на практике речь идет о бесконечном манипулировании, эксплуатации и сугубо коррупционном взаимодействии между элитами и народом.
А главная ухмылка истории, пожалуй, в том, что земли Мали богаты золотом (но больше вообще ничем не богаты, помимо арахиса, хлопка и уникальных памятников имперских времен). Красивым, в духе классической литературы ходом было бы обрисовать малийские прииски как корень зла и причину того, что французы по-прежнему опекают малийцев. Однако наследники Наполеона спустили и продолжают спускать в этих песках гораздо больше средств, чем могли бы заработать на малийском золоте даже в теории.
Дальше будет только хуже, поскольку население нищей республики быстро растет, а сочетание молодости и неустроенности является питательной средой для исламизма. Как показывает практика, в таких случаях даже западные кураторы забывают про демократию и уверенно делают ставку на жесткий полицейский режим, лишь бы местный терроризм не выходил на международный уровень.
Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД
Королевство Аксум
Крупнейшая империя древнего мира, царство Аксум возникло в Эфиопии в I веке н. э. Эта богатая африканская цивилизация процветала веками, контролируя большое территориальное государство и доступ к обширным Империя на Ближний Восток и в Индию. Аксум, столица, был мегаполисом с пиковым населением до 20 000 человек. Аксум также примечателен своими тщательно продуманными памятниками и письменностью, а также тем, что познакомил с христианской религией остальную часть Африки к югу от Сахары.
Аксум располагался в высокогорьях северной Эфиопии, в регионе под названием Тыграй, недалеко от современной Эритреи. Люди населяли регион и долины внизу с каменного века, а земледельческие общины существовали там по крайней мере тысячелетие. Но происхождение царства Аксум загадочно. Люди из царства Саба, расположенного за Красным морем в южной части Аравийского полуострова, возможно, мигрировали в этот район в первом тысячелетии до н. э. и повлияло на его культуру. В этом регионе археологи нашли свидетельства существования сложного общества под названием Диамат, или Д’МТ, которое предшествовало возникновению Аксума на несколько столетий. Эта культура, по-видимому, была основана в деревне Йеха, в горах Тыграй, примерно в 50 километрах (31 миле) к северо-востоку от Аксума. Другой город-государство, похоже, существовал прямо рядом с Аксумом на холме Биета Гиоргис. Ученые и историки до сих пор пытаются понять процесс культурного и экономического развития, приведший к росту широкого государственного устройства в этом регионе. Тем не менее ясно, что к первому веку нашей эры или около того Аксум превратился в государство, объединившее территорию.
Возвышению Аксума способствовала местная география. Город расположен на высоте около 2000 метров (6562 фута) над уровнем моря, на плато. Его климат, характер осадков и плодородная почва сделали этот район подходящим для выпаса скота и сельского хозяйства. Что наиболее важно, город был стратегически расположен на перекрестке торговых путей, идущих во всех направлениях, от побережья Восточной Африки до внутренних районов континента.
Аксумцы в полной мере воспользовались этими коммерческими возможностями. Золото и слоновая кость были, пожалуй, их самыми ценными экспортными товарами, но они также торговали панцирями черепах, рогами носорогов, ладаном, миррой, изумрудами, солью, живыми животными и порабощали людей. Взамен они импортировали текстиль, железо, сталь, оружие, изделия из стекла, ювелирные изделия, специи, оливковое масло и вино. Их торговыми партнерами были большинство крупных государств известного мира: Египет, Южная Аравия, Ближний Восток, Индия и Китай. Возможно, их самыми важными торговыми партнерами были византийские римляне. Аксум был первой африканской страной, которая чеканила собственные монеты — из золота, серебра и бронзы — все в стандартных весовых категориях, выпущенных Римской империей. Эти монеты были обнаружены во многих зарубежных местах, в том числе в Индии.
Царство Аксум достигло своего пика могущества между третьим и шестым веками нашей эры. В те годы это было процветающее, стратифицированное общество, в котором существовали деления на представителей высшей знати, членов элиты с более низким статусом и простых людей. Город Аксум рос по населению, размеру и сложности своего развития, в то время как в прилегающих районах возникали более мелкие города и сельские деревни. Королевство осуществляло административный и экономический контроль над территорией, охватывающей Тыграй и северную Эритрею, пустыню, прибрежные равнины на юге и востоке и большую часть побережья Красного моря (на территории современных Джибути и Сомали).
Аксум также расширил свою территорию за счет войны. Во главе с королем Эзаной I аксумцы завоевали город-государство Мероэ (часть современного Судана) в начале четвертого века н. э. их как вассалов в течение нескольких десятилетий. Римский император в Византии поддержал Аксум в этом предприятии, в основном в отместку за гонения Йемена на христиан.
Аксум принял христианство в четвертом веке нашей эры и стал первым африканским государством к югу от Сахары, принявшим новую семитскую религию. Некоему Фрументию приписывают распространение Евангелия в Эфиопии. Фрументий происходил из финикийского города Тира (современный Ливан). Он стал советником двора в Аксуме и наставником наследного принца Эзаны. После вступления на престол Эзана провозгласил христианство государственной религией. Неясно, было ли это политическое решение вызвано дипломатическими и торговыми отношениями королевства с Римом, поскольку более ста лет назад римские торговцы уже принесли знания о христианской религии в аксумскую торговую сеть.
Эфиопский письменный язык, известный как геэз, произошел от сабейского письма, возникшего в арабском королевстве Саба. Некоторые каменные плиты с письменами времен царя Аксума Эзаны выгравированы на трех языках: геэзском, сабейском и греческом. Геэз, хотя и больше не является родным языком в регионе, по-прежнему используется в Православной церкви Эфиопии.
Власть королевства полностью ослабла к концу восьмого века. Одной из причин его упадка была миграция в этот район кочевых народов беджа; их независимая скотоводческая деятельность угрожала территориальному господству Аксума. Аксумиты потеряли контроль над южной Аравией, а персы впоследствии завоевали Йемен около 578 г. н. э. Решающим ударом стало господство арабов-мусульман, которые стали доминирующей силой в регионе в седьмом веке и установили военно-морской контроль над Красным морем. Потеря доходов от торговли подорвала способность аксумской знати удерживать вместе расширенное государство. Факторы окружающей среды, прежде всего деградация почв в результате чрезмерного использования и уменьшение количества осадков, создали дополнительные нагрузки.
Политическая власть перешла к новой группе элиты, народу агау, который основал династию Загве, основанную в городе Лалибела. Город Аксум остается заселенным и в 21 веке. Остатки старого города были внесены в список Всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в 1980 году. Формирование
К концу первого тысячелетия нашей эры в центральном Чаде в сахелианской зоне между пустыней и саванной началось формирование государств. В течение почти следующей 1000 лет эти государства, их отношения друг с другом и их влияние на народы, жившие в «безгосударственных» обществах на их периферии, доминировали в политической истории Чада. Недавние исследования показывают, что большинство этих государств основали коренные африканцы, а не мигрировавшие арабоязычные группы, как считалось ранее. Тем не менее иммигранты, арабоязычные или иные, сыграли значительную роль, наряду с исламом, в формировании и ранней эволюции этих государств.
Примерно между 800 и 1200 годами нашей эры, отчасти в ответ на новые потоки торговли, африканцы в южном Сахеле создали ряд торговых государств со сложной организацией.
Другие государства выросли южнее, вдали от края пустыни, но в контакте с ориентированной на пустыню торговлей. Одной из самых важных была Мали с центром в верховьях реки Нигер, а иногда и с правящей территорией прямо на краю пустыни. Другой набор городов-государств появился на территории современной северной Нигерии, где на языке хауса говорили и говорят до сих пор. Третьи лежали южнее, у границы между открытой саванной и тропическим лесом. Ойо на территории современной западной Нигерии был одним из них, а близлежащее королевство Бенин лежало в самом лесу и имело выход к морю через систему ручьев и лагун, которые тянулись на запад от дельты Нигера.
Но государственное образование в тропической Африке было не просто отражением развития внешней торговли. Задолго до 1500 года нашей эры возник ряд государств, не имевших никакого отношения к торговле через Сахару. Некоторые из них, такие как королевство Конго у устья реки Конго или реки Заир, находились в поясе саванн к югу от тропического лесного колодца вне досягаемости торговли со Средиземным морем в любой период до появления португальских мореплавателей в пятнадцатом веке.
Межплеменные войны в Западной Африке носили скорее характер набегов, чем вторжений, и приобретали более серьезный вид упорных походов только после продолжительной оккупации или повторных вторжений на подвергшуюся нападению территорию. Начало было положено с безрассудной быстротой и бездумной поспешностью, и от этого первого предприятия зависел успех или поражение дерзкого агрессора.
Большинство государств начинались как королевства, в которых царь считался божественным и наделялся светскими и духовными полномочиями. Все государства были милитаристскими (или просуществовали недолго), но ни одно из них не смогло расшириться далеко в южный Чад, где леса и муха цеце усложняли использование кавалерии. Контроль над транссахарскими торговыми путями, проходившими через регион, составлял экономическую основу этих королевств. Хотя многие государства возникали и падали, наиболее важными и прочными из империй были Канем-Борно, Багирми и Вадаи, согласно большинству письменных источников (главным образом придворные хроники и сочинения арабских торговцев и путешественников).
Эти королевства не являются единственными значительными политическими единицами Африки к югу от Сахары, однако для таких лесных государств, как Ойо, Ифе и Дагомея, а также королевства и империи Дарфур, Люба и Лунда также имели историческое значение. Такими же были королевства баганда в восточной Африке и зулусов, ловеду и свази в южной Африке. Эти штаты были просто представителями сотен, которые в то или иное время процветали в этом регионе.
В безгосударственных обществах не было централизации власти; власть была сбалансирована между семьями. Споры разрешались старейшинами семей. Многие общества без гражданства были матрилинейными, что означает, что наследие будет прослеживаться по материнской линии семьи, и мужчины вступят в брак с домохозяйством жены. Однако мужчины обычно доминировали и обладали властью.
Традиционно социальная структура Северного региона Ганы делилась на вождей и ацефальные общества. Первые организовались вокруг наследственных структур вождей, которые имеют иерархию от вождей более низкого уровня до вождей дивизий, верховных вождей и даже тех, кто выше верховных вождей, которые действуют как короли. Таким образом организованы четыре этнические группы: дагомбы, нанумбы, гонджа и мампруси. Ацефальные группы, такие как конкомбас, навури, басарес и нчумуру, представляют собой сегментарные общества, в которых не было иерархических структур, таких как вожди и вожди. В значительной степени они являются мигрирующими фермерами, выращивающими батат, которые оседают на земле и обрабатывают ее до тех пор, пока она не станет менее плодородной, после чего они перемещаются в другие районы, где земля некоторое время лежала под паром.
Когда британцы ввели непрямое правление, колониальное правительство установило дихотомические отношения между ацефальными и цефалическими сообществами, что формально установило структурированное неравенство в северном регионе Ганы. Вера имперской Британии в то, что модернизация Северной Ганы может быть достигнута путем формализации королевств вождей с точки зрения реорганизации поселений, усилила инакомыслие и внутренние взрывы между вождями дивизий и частично покоренными группами, тем самым разжигая страсти и войны. Другими словами, попытки колониальных администраций направить культурную эволюцию путем избирательного переосмысления и политизации вопросов привели к оспариванию притязаний коренных жителей на землю другими группами и требованиям представительства в структурах вождей.
На заре независимости африканские лидеры унаследовали правительственные структуры, призванные сохранить колониальное административное наследие. Эти лидеры были вооружены западными конституциями и плохо обученной рабочей силой, чтобы обеспечить создание расширенного национального государства, которое теперь включает в себя различные этнические группы с разнообразными интересами.
Чрезвычайно возросло количество независимых государств. В то время как в 1939 году было 56 государств, к 1990-м годам их стало 172. Некоторые из этих новых национальных государств были старыми нациями, которые вновь возникли как независимые государства, но в большинстве случаев они представляли собой совершенно новые страны. Это были нации в процессе становления, поскольку новая страна состояла из многих национальностей. Часто единственное, что их объединяло, заключалось в том, что все они находились под властью одной и той же колониальной державы и вместе выступали против колониализма. Их попытки добиться национального единства и национальной идентичности называются национальным строительством.
Для африканских стран характерна фрагментация различных аспектов их политической экономики, в том числе их институтов управления. Большие слои сельского населения, составляющие подавляющее большинство в большинстве африканских стран, по-прежнему придерживаются в основном традиционных институтов. Постколониальное государство, с другой стороны, в основном подражает западным институтам управления, которые часто расходятся с традиционными африканскими культурными ценностями и современными социально-экономическими реалиями региона. Фрагментация институтов управления, наряду с экономической и социальной фрагментацией, способствовала кризису государственного строительства, управления и экономического развития в Африке.
Британская политика косвенного правления послужила основой местного самоуправления во всех ее западноафриканских колониях. Эту политику популяризировал лорд Лугард, который занимал пост генерал-губернатора Нигерии с 1914 по 1919 год. После того, как он покинул Нигерию, Лугард описал свою теорию непрямого правления в книге под названием «Двойной мандат в Тропической Африке», опубликованной в 1922 году, в которой он сказал: «Британская империя… имеет только одну миссию свободы и саморазвития без каких-либо стандартных направлений, чтобы все могли чувствовать, что их интересы и религия в безопасности под британским флагом. Такая свобода и саморазвитие лучше всего могут быть обеспечены туземному населению, предоставив ему возможность управлять своими делами через своих собственных правителей, пропорционально степени их продвижения, под руководством британского персонала и подчиняясь законам и политике администрации».
Теория косвенного правления была направлена на управление колонизированными народами через их вождей и местные учреждения. Основная трудность, с которой столкнулись британцы при управлении своими колониями в Западной Африке, заключалась в том, что англичан просто не хватало, чтобы служить колониальными администраторами в этой части империи. Косвенное правление имело то преимущество, что оно было дешевым, поскольку традиционные правители обходились дешевле, чем британские чиновники. По этой причине Лугард и другие британские губернаторы в Западной Африке приняли систему управления местными органами власти в регионе.
Ряд исследований подтвердил устойчивость, легитимность и актуальность африканских традиционных институтов в социально-культурной, экономической и политической жизни африканцев, особенно в сельских районах.