Ближний Восток | СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ООН
На этой странице приводятся тематические исследования по каждому пункту повестки дня, касающемуся Ближнего Востока, которые Совет рассматривал на своих официальных заседаниях. Каждое тематическое исследование включает резюме рассматривавшихся на заседаниях обсуждений и документов, приведенных в хронологическом порядке, а также полный текст (1946–1999 годы) или резюме (2000 год — настоящее время) всех резолюций, заявлений Председателя или других решений, принятых Советом по этому пункту повестки дня.
Ниже приводятся гиперссылки к тематическим исследованиям, дается краткое описание каждого пункта повестки дня, подготовленное на основе содержания Справочника. Темы приведены в разбивке по региону/району, к которому они главным образом относятся, а затем сгруппированы в хронологическом порядке по дате их включения в повестку дня Совета Безопасности. Под каждым пунктом повестки дня также перечислены касающиеся его вспомогательные органы Совета Безопасности, о которых говорится в Справочнике.
Содержание
Алжир | Бахрейн | Египет | Иордания/Ливан/Объединенная Арабская Республика | Ирак | Ирак/Израиль | Ирак/Кувейт | Иран | Иран/Ирак | Йемен | Острова Абу-Муса, Большой Томб и Малый Томб | Регион Ближнего Востока (включая Египет, Израиль, Ливан и Сирию)
Алжир
Письмо представителя Франции от 25 октября 1956 года на имя Генерального секретаря с жалобой, касающейся оказания египетским правительством военной помощи повстанцам в Алжире
В 1956 году в ходе войны Алжира за независимость Франция обратилась в Совет Безопасности с жалобой о том, что Египет поставляет оружие и предоставляет другую военную помощь повстанцам на французской территории Алжира.
Бахрейн
Вопрос, касающийся Бахрейна
Иран и Соединенное Королевство попросили Совет Безопасности рассмотреть доклад Генерального секретаря за 1970 год, касающийся статуса Бахрейна, и его заключение о том, что подавляющее большинство жителей Бахрейна хотят добиться признания своей идентичности в полностью независимом и суверенном государстве.
Египет
Египетский вопрос
В июле 1947 года Египет попросил Совет Безопасности призвать к полному и незамедлительному выводу британских войск из Египта и к прекращению британского контроля над Суданом.
Положение, создавшееся в результате односторонних действий египетского правительства, положивших конец системе международного управления Суэцким каналом, утвержденной и дополненной Конвенцией 1888 года о Суэцком канале
В сентябре 1956 года Совет Безопасности рассмотрел ситуацию, создавшуюся после национализации Суэцкого канала египетским правительством в 1956 году, на основании жалоб, поданных Соединенным Королевством и Францией, и встречной жалобы Египта, поданной после военных действий, предпринятых Францией и Соединенным Королевством.
Письмо представителя Франции от 25 октября 1956 года на имя Генерального секретаря с жалобой, касающейся оказания египетским правительством военной помощи повстанцам в Алжире
См. описание в разделе Алжир.
Письмо представителя Египта от 30 октября 1956 года на имя Председателя Совета Безопасности
В октябре 1956 года Совет Безопасности рассмотрел вопрос о Суэцком кризисе по просьбе Египта и принял решение созвать экстренную сессию Генеральной Ассамблеи для вынесения надлежащих рекомендаций.
Жалоба Ливана
Жалоба Иордании
Письмо представителя Ливана от 22 мая 1958 года на имя Председателя Совета Безопасности, касающееся жалобы Ливана в отношении ситуации, возникшей в связи с вмешательством Объединенной Арабской Республики во внутренние дела Ливана, сохранение которой может угрожать поддержанию международного мира и безопасности
Письмо представителя Иордании от 17 июля 1958 года на имя Председателя Совета Безопасности, касающееся жалобы на вмешательство Объединенной Арабской Республики во внутренние дела Иорданского Хашимитского Королевства
См. описание в разделах Иордания/Ливан/Объединенная Арабская Республика.
Жалоба Соединенного Королевства
В августе 1966 года Соединенное Королевство подало жалобу в Совет Безопасности на нападение, совершенное на город, расположенный в Федерации Южной Аравии, находящейся под британской защитой, предположительно совершенное Объединенной Арабской Республикой (Египтом), действовавшей с аэродрома в Йемене.
Иордания/Ливан/Объединенная Арабская Республика
Жалоба Ливана
Жалоба Иордании
Письмо представителя Ливана от 22 мая 1958 года на имя Председателя Совета Безопасности, касающееся жалобы Ливана в отношении ситуации, возникшей в связи с вмешательством Объединенной Арабской Республики во внутренние дела Ливана, сохранение которой может угрожать поддержанию международного мира и безопасности
Письмо представителя Иордании от 17 июля 1958 года на имя Председателя Совета Безопасности, касающееся жалобы на вмешательство Объединенной Арабской Республики во внутренние дела Иорданского Хашимитского Королевства
1956–1958 годы
В 1958 году Ливан и Иордания обратились в Совет Безопасности с жалобой на провокации, совершенные Объединенной Арабской Республикой против законных властей в своих соответствующих странах.
Вспомогательные органы:
Группа Организации Объединенных Наций по наблюдению в Ливане (ЮНОГИЛ)
Ирак
Ситуация в отношении Ирака
2004–2007 годы 2008–2009 годы 2010–2011 годы 2012–2013 годы2014–2015 годы 2016–2017 годы 2018 год 2019 год 2020 ГОД 2021 ГОД
Начиная с мая 2005 года Совет Безопасности приступил к обсуждению ситуации в Ираке после военных действий 2003 года против Ирака, которые вела коалиция под руководством Соединенных Штатов, и поддержки восстановительных работ и восстановления мира и стабильности в этой стране. См. также «Ситуация в отношениях между Ираком и Кувейтом», выше.
Вспомогательные органы:
Миссия Организации Объединенных Наций по оказанию содействия Ираку (МООНСИ)
Ирак/Израиль
Жалоба Ирака
В июне 1981 года Ирак попросил Совет Безопасности рассмотреть вопрос о воздушном нападении Израиля на иракский ядерный реактор «Осирак», расположенный рядом с Багдадом.
Ирак/Кувейт
Жалоба Кувейта, жалоба Ирака
В июле 1961 года Кувейт направил жалобу в Совет Безопасности о том, что Ирак угрожает его территориальной независимости, утверждая, что Кувейт является частью территории Ирака. В свою очередь, Ирак направил жалобу в Совет относительно последовавшей за этим интервенции британских войск для поддержки Кувейта.
Ситуация в отношениях между Ираком и Кувейтом
Совет Безопасности отреагировал на вторжение Ирака в Кувейт, санкционировав 2 августа 1990 года развертывание руководимых Соединенными Штатами многонациональных сил для прекращения иракской оккупации Кувейта. После этого Совет также обсудил введение санкций против Ирака, программу «нефть в обмен на продовольствие», а также вопрос об оружии массового уничтожения (ОМУ), которым, как предполагалось, обладал Ирак. В 2003 году в рамках того же пункта повестки дня Совет рассмотрел ситуацию в Ираке, возникшую в результате военных действий против Ирака со стороны коалиции под руководством Соединенных Штатов в 2003 году, санкционировав продление присутствия многонациональных сил в Ираке и политической миссии до 2005 года, когда Совет решил обсудить связанные с Ираком вопросы в рамках нового пункта повестки дня под названием «Ситуация в отношении Ирака». Однако вопросы, касающиеся оккупации Кувейта 1990 года, включая вопросы, которыми занимается координатор Организации Объединенных Наций по Ираку/Кувейту относительно пропавших без вести лиц и пропавшей собственности, продолжают обсуждаться в рамках этого пункта повестки дня.
Вспомогательные органы:
Комитет, учрежденный резолюцией 1518 (2003)
Миссия Организации Объединенных Наций по оказанию содействия Ираку (МООНСИ)
Комиссия Организации Объединенных Наций по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК), учрежденная в соответствии с пунктом 1 резолюции 1284 (1999)
Компенсационная комиссия Организации Объединенных Наций, учрежденная резолюциями 687 (1991) и 692 (1991)
Специальная комиссия Организации Объединенных Наций (ЮНСКОМ), учрежденная резолюцией 687 (1991)
Ирако-кувейтская миссия Организации Объединенных Наций по наблюдению (ИКМООНН), учрежденная в соответствии с резолюцией 687 (1991)
Координатор Организации Объединенных Наций по вопросам возвращения Ираком кувейтской собственности, назначенный в соответствии с резолюциями 686 (1991) и 687 (1991)
Комиссия Организации Объединенных Наций по демаркации ирако-кувейтской границы, учрежденная резолюцией 687 (1991)
Комитет, учрежденный резолюцией 661 (1990) о ситуации в отношениях между Ираком и Кувейтом
Иран
Иранский вопрос
В связи с отказом Советского Союза вывести свои войска из Ирана после окончания Второй мировой войны Иран попросил Совет Безопасности рассмотреть заявление о вмешательстве Советского Союза во внутренние дела Ирана.
Дело об Англо-иранской нефтяной компании
В 1951 году Соединенное Королевство подало жалобу в Совет Безопасности на Иран в связи с его отказом выполнять решения Международного Суда по делу о национализации Англо-иранской нефтяной компании и в связи с высылкой из Ирана всех британских сотрудников Англо-иранской нефтяной компании.
Письмо Генерального секретаря от 25 ноября 1979 года и письмо Постоянного представителя Соединенных Штатов при Организации Объединенных Наций от 22 декабря 1979 года
В Совет Безопасности была подана просьба принять меры в отношении дипломатического кризиса в Иране, произошедшего в 1979 году, в ходе которого было захвачено американское посольство в Тегеране, а американский персонал взят в заложники.
Вспомогательные органы:
Добрые услуги, оказанные Генеральным секретарем в связи с ситуацией в Иране в соответствии с резолюцией 457 (1979)
Письмо представителей Бахрейна, Катара, Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов, Омана и Саудовской Аравии от 21 мая 1984 года на имя Председателя Совета Безопасности
В мае 1984 года в ходе ирано-иракской войны в Совет Безопасности была направлена жалоба, касающаяся предположительных актов агрессии в отношении судов, следующих в направлении Бахрейна, Катара, Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов, Омана и Саудовской Аравии и от них, со стороны Исламской Республики Иран.
Письмо исполняющего обязанности Постоянного представителя Исламской Республики Иран при Организации Объединенных Наций от 5 июля 1988 года на имя Председателя Совета Безопасности
Это была жалоба Исламской Республики Иран, касающаяся инцидента, произошедшего 3 июля 1988 года, когда пассажирский самолет иранской авиакомпании был сбит Соединенными Штатами во время ирано-иракской войны.
Иран/Ирак
Жалоба Ирака
1972–1974 годы
Ирак подал жалобу в Совет Безопасности на Иран, заявляя, что Иран совершил акты агрессии против него на их границе в декабре 1973 года и феврале 1974 года.
Вспомогательные органы:
Специальный представитель Генерального секретаря, назначенный на основании достигнутого Советом Безопасности консенсуса 28 февраля 1974 года
Ситуация в отношениях между Ираном и Ираком
Совет Безопасности отреагировал на события ирано-иракской войны 1980–1988 годов, контролировал соблюдение сторонами перемирия, которое вступило в силу в августе 1988 года, при содействии направленной им группы военных наблюдателей, и рассматривал утверждения о применении в ходе конфликта химического оружия.
Вспомогательные органы:
Миссия специалистов, учрежденная Генеральным секретарем в соответствии с резолюцией 620 (1988) с целью расследования утверждений о применении химического оружия
Ирано-иракская группа военных наблюдателей Организации Объединенных Наций (ИИГВНООН), учрежденная в соответствии с резолюциями 598 (1987) и 619 (1988)
Инспекционные группы Организации Объединенных Наций в Исламской Республике Иран и Ираке, учрежденные на основании письма Генерального секретаря от 14 июня 1984 года и письма Председателя Совета от 15 июня 1984 года
Добрые услуги Генерального секретаря, оказанные в соответствии с заявлением Совета Безопасности от 23 сентября 1980 года, и Специального представителя Генерального секретаря, оказанные в соответствии с заявлением Совета Безопасности от 5 ноября 1980 года
Йемен
Доклады Генерального секретаря, касающиеся Йемена
После выдвинутой Генеральным секретарем мирной инициативы по прекращению гражданской войны в Йемене между роялистами и республиканским правительством, которая вспыхнула в сентябре 1962 года, Саудовская Аравия согласилась прекратить оказание помощи роялистам, в то время как Объединенная Арабская Республика (Египет) согласилась вывести свои войска, которые были направлены туда с целью поддержки республиканского правительства. В 1963 году Совет Безопасности создал миссию по наблюдению для контроля над демилитаризованной зоной, установленной между Саудовской Аравией и Йеменом.
Вспомогательные органы:
Миссия Организации Объединенных Наций по наблюдению в Йемене (МООННИ)
Жалоба Йемена
1964–1965 годы
После нападения британских сил на город Хариб 28 марта 1964 года Йемен обратился в Совет Безопасности с просьбой рассмотреть вопрос об ухудшении ситуации в результате использования вооруженных сил Соединенным Королевством.
Ситуация в Йеменской Республике
В мае 1994 года страны, обеспокоенные положением в регионе, призвали Совет Безопасности принять меры в отношении ситуации в Йемене, в котором шла гражданская война из-за того, что южная часть Йемена хотела отделиться.
Острова Абу-Муса, Большой Томб и Малый Томб
Вопрос, касающийся островов Абу-Муса, Большой Томб и Малый Томб
В 1971 году несколько арабских государств привлекли внимание Совета Безопасности к предполагаемой оккупации Ираном островов Абу-Муса, Большой Томб и Малый Томб, которые они считают частью территории Объединенных Арабских Эмиратов.
Регион Ближнего Востока (включая Египет, Израиль, Ливан и Сирию)
Вопрос, касающийся Сирии и Ливана
1946–1951 годы
В феврале 1946 года Сирия и Ливан обратились с просьбой в Совет Безопасности рекомендовать вывести французские и британские войска с их территорий, выражая жалобу по поводу того, что Франко-британское соглашение от 13 декабря 1945 года предусматривает условия вывода войск, противоречащие Уставу Организации Объединенных Наций.
Палестинский вопрос
1946–1951 годы 1952–1955 годы 1956–1958 годы 1959–1963 годы 1964–1965 годы 1966–1968 годы
После принятия Генеральной Ассамблеей резолюции 181 (II) от 29 ноября 1947 года, касающейся «будущего правительства Палестины», Совет Безопасности рассмотрел вопрос об учреждении будущего суверенного правительства на территории Палестины и решал проблемы, связанные с напряженностью в отношениях между Израилем и соседними арабскими государствами, в частности Египтом, Иорданией и Сирией.
Вспомогательные органы:
Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП)
Комиссия по перемирию в Палестине
Положение на Ближнем Востоке
Перед Арабо-израильской войной 1967 года Канада и Дания призвали Совет Безопасности рассмотреть серьезное положение на Ближнем Востоке, которое угрожало международному миру и безопасности. В период между маем и октябрем 1967 года Совет рассматривал этот вопрос в рамках пункта повестки дня «Письмо постоянных представителей Канады и Дании от 23 мая 1967 года на имя Председателя Совета Безопасности». Начиная с октября 1967 года пункт назывался «Положение на Ближнем Востоке».
Вспомогательные органы:
Миссия Организации Объединенных Наций по поддержке осуществления Соглашения по Ходейде (МООНСХ) Специальный трибунал по Ливану
Комитет, учрежденный резолюцией 1636 (2005)
Международная независимая комиссия по расследованию
Группа наблюдателей Организации Объединенных Наций в Бейруте (ГНБ), учрежденная в соответствии с резолюцией 516 (1982)
Временные силы Организации Объединенных Наций в Ливане (ВСООНЛ)
Силы Организации Объединенных Наций по наблюдению за разъединением (СООННР)
Чрезвычайные вооруженные силы Организации Объединенных Наций (ЧВС ООН II)
Миссия в соответствии с резолюцией 298 (1971) по Иерусалиму
Специальный представитель Генерального секретаря на Ближнем Востоке
Ближневосточная проблема, включая палестинский вопрос
1975–1980 годы 1985–1988 годы
В соответствии с резолюцией 381 (1975) от 30 ноября 1975 года, которая продлила мандат Сил Организации Объединенных Наций по наблюдению за разъединением и постановила, что Совет Безопасности возобновит свои заседания 12 января 1976 года для продолжения обсуждения ближневосточной проблемы, включая палестинский вопрос, Совет рассмотрел вопрос о мире и безопасности на Ближнем Востоке, включая палестинский вопрос, в рамках этого пункта повестки дня на нескольких заседаниях в период с января по март 1976 года и в октябре 1985 года.
Просьба Ливийской Арабской Республики и Пакистана о рассмотрении серьезного положения, возникшего в результате недавних событий на оккупированных арабских территориях
1975–1980 годы
В 1976 году Ливийская Арабская Республика и Пакистан привлекли внимание Совета Безопасности к ухудшению ситуации на Западном берегу. Совет обсуждал этот вопрос с 22 по 25 марта 1976 года.
Положение на оккупированных арабских территориях
1975–1980 годы 1981–1984 годы 1985–1988 годы 1989–1992 годы 1993–1995 годы 1996–1999 годы
В мае 1976 года Египет попросил Совет Безопасности рассмотреть вопрос об ухудшении ситуации на Западном берегу и в секторе Газа в результате продолжающейся израильской оккупации. Совет обсуждал положение на оккупированных арабских территориях в рамках этого пункта повестки дня до 13 июля 1998 года. См. также «Просьба Ливийской Арабской Республики и Пакистана о рассмотрении серьезного положения, возникшего в результате недавних событий на оккупированных арабских территориях».
Вспомогательные органы:
Комиссия Совета Безопасности, учрежденная в соответствии с резолюцией 446 (1979) о положении на оккупированных арабских территориях
Вопрос об осуществлении палестинским народом своих неотъемлемых прав
В период с 1976 по 1980 год Совет Безопасности рассмотрел доклад и рекомендации Комитета по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа Генеральной Ассамблеи по просьбе Комитета.
Письмо Постоянного представителя Сирийской Арабской Республики при Организации Объединенных Наций от 4 февраля 1986 года на имя Председателя Совета Безопасности
Совет Безопасности рассматривал вопрос о насильственном перехвате Израилем самолета, в котором летела официальная сирийская делегация из Триполи в Дамаск 4 февраля 1986 года.
Письмо Постоянного представителя Сирийской Арабской Республики при Организации Объединенных Наций от 5 октября 2003 года на имя Председателя Совета Безопасности
Письмо Постоянного представителя Ливана при Организации Объединенных Наций от 5 октября 2003 года на имя Председателя Совета Безопасности
Сирийская Арабская Республика и Ливан попросили срочно созвать заседание Совета Безопасности, чтобы рассмотреть вопрос о предположительном нарушении Израилем сирийского и ливанского воздушного пространства и нападении на гражданский объект на сирийской территории 5 октября 2003 года.
Положение на Ближнем Востоке, включая палестинский вопрос
После возобновления в 2000 году эскалации палестино-израильского насилия Совет Безопасности продолжил обсуждение ситуации на Ближнем Востоке, включая палестинский вопрос, в рамках пункта повестки дня, внесенного в октябре 2000 года.
Где находится «наш Ближний Восток»? / СНГ / Независимая газета
Ближневосточная тема занимает в российских новостях почетное третье место – сразу после родимых горячих тем и вестей с Запада. Нам ежедневно рассказывают о перспективах очередного «окончательного» плана урегулирования палестино-израильского конфликта. Наверное, уже сотого по счету. Или горячо обсуждают «эпохальный» визит текущего палестинского лидера. На худой конец, важно растолкуют перестановки в «ближневосточном квартете», все больше напоминающем политпрогноз баснописца Крылова. Иногда складывается такое впечатление, что солнце России встает в Рамалле и заходит в Хайфе…
Такой повышенный интерес к региону Ближнего Востока, в который входят страны – члены Лиги арабских государств, ряд североафриканских государств, а также Израиль, обычно объясняют целым рядом причин. Среди главных – проявление общего укрепления России и восстановление наших позиций в мире, а также демографическая и иная значимость российских граждан, репатриировавшихся в Израиль. И наконец, говорят, что присутствие России на Ближнем Востоке – это насущная необходимость контроля над жизненно важной для нее территорией вследствие близкого расположения.
Однако в термине «Ближний Восток» заложена вполне определенная геополитическая картина, отражающая интересы англосаксонского мира. Словосочетание «The Middle East» было впервые применено в начале ХХ века британскими и американскими военными для описания угроз (в том числе и со стороны России) в пространстве к югу и юго-востоку от Европы. С той давней поры у нас, как ни странно, прижилась искаженная калька английского термина – «Middle East» (то есть дословно читаемый «Средний Восток» на русский язык не совсем точно переводят как «Ближний Восток»). Из-за этой терминологической путаницы случалось немало дипломатических казусов.
Например, при переводе высказываний наших политиков и дипломатов, которые обыгрывали слово «ближний» в контексте интересов России.Но с точки зрения национальных интересов России совсем другой регион Евразии заслужил право называться «нашим Ближним Востоком». Это – действительно соседняя с нами Средняя Азия и Казахстан. До недавнего времени этот важнейший регион считали среднеазиатским захолустьем, который «никуда не денется» от Москвы. Иногда довольно пренебрежительно называли «задним двором Российской империи». Но чаще выражались более откровенно – «мягкое подбрюшье России». И в таком определении есть свои резоны. Слишком велики значимость и важность этого региона, в котором до недавнего времени никто не мог оспаривать присутствия России.
Сегодня все стало иначе – регион активно вовлекается в мировую политику. И у каждой крупной державы (России, США, ЕС, Китая, Индии) на счет Казахстана и Средней Азии есть свои намерения. Поэтому динамично развивающийся регион стал ареной столкновения крупных мировых центров силы.
Многие аналитики сходятся на том, что в ближайшие годы «наш Ближний Восток» станет ключевым регионом мира. Это связано не только с растущей добычей энергоносителей на Каспии. Хотя десять процентов всех мировых запасов нефти и более трети мировых запасов урана – это совсем немало. Но есть и две другие причины. Это огромные и далеко не до конца раскрытые транзитные возможности региона. И военно-стратегическое положение Средней Азии и Казахстана как «сердцевины Евразии».
По мнению геополитика Вадима Цымбурского, контроль над регионом позволяет одновременно давить на Россию в ее сибирском транспортном средоточии; на Индию – со стороны Кашмира; на Иран – со стороны его тюркских северных провинций; на Китай – со стороны Синьцзян-Уйгурского района, Тибета и даже внутренней Монголии. Поэтому контроль над Казахстаном и Средней Азией – важнейшее звено в стратегии глобальной гегемонии США и их союзников. Первоочередной задачей Штатов является обеспечение военно-стратегического контроля опеки над всеми проектами в новой Центральной Азии по добыче энергоносителей – нефти, газа и урана.
Для данного региона Соединенные Штаты Америки хотели бы ввести в политический оборот (а возможно, и закрепить организационно!) термин «Большая Центральная Азия». Наряду с традиционными постсоветскими странами Средней Азии сюда вошел бы и воюющий Афганистан. Так, президент Буш открыто назвал Афганистан «образцом новорожденной демократии и партнерства в борьбе с терроризмом». Дескать, этот образец «тотальной афганизации» сможет подвигнуть постсоветские «авторитарные режимы» быстрее усвоить американские уроки демократии. Весьма примечательно, что наши «партнеры» по «ближневосточному квартету» настойчиво предлагают России роль «исключительного переговорщика» между вечно враждующими палестинскими группировками, а в это же время объявляют приграничный нам регион Прикаспия – зоной своих стратегических интересов┘
В этом контексте регион Казахстана и Средней Азии должен рассматриваться не как набор провинциальных государств, балансирующих между глобальными «центрами силы», а как ключевое звено российской внешней политики. От судьбы российско-казахстанских отношений во многом зависят экономическая будущность, политическая стабильность и даже территориальная целостность Российской Федерации. Но Россия до сих пор не проявила настойчивость и последовательность для осуществления своей стратегии в важнейшем регионе, да и сама эта доктрина для «нашего Ближнего Востока» проработана недостаточно отчетливо.
Прежде всего для решения этой задачи надо оставить политическую дальнозоркость и вместо Голанских высот почаще наблюдать за предгорьями Алатау и Тянь-Шаня. И когда на наших телеэкранах вместо уже приевшихся пейзажей Газы и Иерусалима появятся небоскребы стремительно модернизирующейся Астаны и статичные виды Бишкека и Ташкента, можно будет говорить о том, что оптика российского восприятия сменилась. Тогда станет понятно, что без поддержки стран-соседей, прежде всего без России и Казахстана, многие государственные новообразования Центральной Азии не смогут выбраться из политического и социального тупика.
Новый шанс обрести стабильность в регионе дает идея центральноазиатского сотрудничества государств, выдвинутая президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Сила инициатив Казахстана в том, что его руководство точно уловило одну из важнейших мировых тенденций – к региональной интеграции. Существующий сегодня контраст между странами-соседями более чем очевиден: вполне благополучный Казахстан – и соседняя Киргизия, балансирующая на грани статуса «провалившегося государства». Даже Узбекистан, некогда претендовавший на роль лидера региона, ныне не справляется с валом нарастающих социальных и политических проблем. Многие аналитики считают, что предстоящие декабрьские выборы грозят режиму Каримова потерей легитимности. Это усиливающаяся нервозность Ташкента особенно заметна на фоне уверенности казахстанского руководства, готовящегося спокойно и по-деловому провести внеочередные выборы 18 августа в Казахстане.
В настоящее время большинство стран региона рассматривает успешный опыт модернизации Казахстана и сам политический стиль его лидера как внятный образец для подражания. Поэтому представляется логичным для России делегировать Казахстану особые интеграционные полномочия в Центральной Азии, при оставлении за Москвой стратегической ответственности за «командные точки интеграции» в регионе. Понятно, что в своих внешнеполитических раскладах Казахстан должен учитывать мнение и геополитические интересы своего северного соседа. В этой связи особое значение приобретает подготовка и подписание рамочного Большого Договора между Россией и Казахстаном в дополнение к Декларации о вечной дружбе и сотрудничестве, ориентированной в XXI столетие. Есть все основания полагать, что работа над таким договором начнется сразу после завершения парламентских выборов в Казахстане.
фактов о Ближнем Востоке | Britannica
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Читать Далее
- Ближний Восток и Ближний Восток — это одно и то же?
Викторины
- Мировой тур
- Викторина по географии Ближнего Востока
- Взгляд на Ближний Восток
проверено Cite
Несмотря на то, что были приложены все усилия для соблюдения правил стиля цитирования, могут быть некоторые расхождения. Пожалуйста, обратитесь к соответствующему руководству по стилю или другим источникам, если у вас есть какие-либо вопросы.
Выберите стиль цитирования
MLAAPChicago Manual of Style Написано и провереноИнформационные архитекторы Британской энциклопедии
Информационные архитекторы ведут основной список тем, включенных в корпус Encyclopædia Britannica , а также создавать отношения между ними и управлять ими.
Информационные архитекторы Британской энциклопедииЗнаете ли вы?
- На Ближнем Востоке зародились две крупнейшие религии мира, христианство и ислам, а также более мелкие религии, такие как иудаизм бахаизм.
- Имя Мухаммед, возникшее на Ближнем Востоке, является самым распространенным именем (хотя написание может различаться) в мире, его носят 150 миллионов мужчин и мальчиков.
- Население Ближнего Востока в настоящее время является одним из самых молодых за всю его историю: почти 30% населения составляют люди в возрасте от 15 до 29 лет.
- В двух третях стран Ближнего Востока в университетах учится больше женщин, чем мужчин.
- Ближний Восток имеет наибольшее количество религиозных конфликтов из всех регионов. В 2014 году его уровень раздора по религиозным мотивам стал в четыре раза выше среднего по миру.
Фотографии
Просмотреть все изображения →
Темы
ЛевантСиликоновая долинаСкандинавияЮго-Восточная АзияНовая АнглияОкеанияПалестинаКурдистанКашмирКавказ
Dig Deeper: More Articles That Discus s Эта тема
- Международные отношения ХХ века: холодная война на Ближнем Востоке и в Азии
- Международные отношения ХХ века: Ближний Восток
- Международные отношения ХХ века: Ближний Восток
- Международные отношения ХХ века: реорганизация Ближнего Востока
- образование: Ближний Восток
- Западный колониализм: Ближний Восток
- Восточное православие: Восточная православная церковь на Ближнем Востоке
Викторина
Викторина по географии Ближнего Востока
Вид на Ближний Восток
До того, как они стали мировыми лидерами: издание для Ближнего Востока, выпуск
Мировой тур
Демистификация
Ближний Восток и Ближний Восток — это одно и то же?
Страны Ближнего Востока 2023
Многие списки стран Ближнего Востока также включают переменчивый Кипр, который часто считается европейским политически, но азиатским географически. Некоторые источники расширяют территорию на запад, включая Судан и Ливию в Африке, или на восток, включая Среднюю Азию (Афганистан, Пакистан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан). По крайней мере, один источник также перечисляет Акротири и Декелию, две крошечные британские территории на Кипре, как одну отдельную запись.
Список стран Ближнего Востока
Всегда включен
- Бахрейн
- Иран
- Ирак
- Израиль
- Иордания
- Кувейт
- Ливан
- Оман
- Палестина
- Катар
- Саудовская Аравия
- Сирия
- Турция
- Объединенные Арабские Эмираты
- Йемен
Обычно включается
- Египет
Иногда включается
- Афганистан
- Акротири и Декелия
- Кипр
- Кыргызстан
- Ливия
- Пакистан
- Судан
- Таджикистан
- Туркменистан
- Узбекистан
Самая большая страна Ближнего Востока с точки зрения физического размера — Саудовская Аравия. Напротив, Бахрейн — ближневосточная страна с наименьшей общей площадью.
Страны Ближнего Востока сильно различаются по размеру, культуре и языку. Арабы, курды, турки, азербайджанцы и персы составляют большинство, а этнические меньшинства включают заза, ассирийцев, евреев, луров, шабаков, белуджей, друзов, берберов, самаритян, коптов и мандеев.
Наиболее известными религиями Ближнего Востока являются ислам, иудаизм, христианство, мандеизм, бахаи и унитарный друидизм, а также множество других более мелких систем верований и практик.
В целом ближневосточный климат тяготеет к жаркому и относительно сухому климату, особенно если двигаться вглубь суши от побережья. Это, пожалуй, неудивительно, учитывая близость региона к экватору. К счастью для сельскохозяйственной отрасли Ближнего Востока, через регион протекают, извиваются и извиваются многочисленные реки, в том числе Нил, Тигр и Евфрат. Более того, каждая страна Ближнего Востока (по крайней мере, из 16 наиболее часто включаемых стран) имеет выход к большому водоему, будь то Средиземное море, Красное море, Аравийское море или Персидский залив, что полезно для торговли.
В следующем разделе мы более подробно рассмотрим несколько стран Ближнего Востока. Статистический взгляд на Ближний Восток в целом см. в таблице ниже на этой странице.
Профили стран Ближнего Востока
Бахрейн
Эта крошечная страна, также известная как Королевство Бахрейн, на самом деле представляет собой цепь небольших островов, 50 естественных и 33 искусственных, в Персидском заливе, недалеко от восточного побережья Саудовская Аравия. На самом деле Бахрейн соединен с Саудовской Аравией Мостовой Короля Фахда, массивной серией мостов и шоссе, протянувшейся на 25 км (15,5 миль) через море, от одного берега до другого. Будучи самой маленькой страной на Ближнем Востоке, Бахрейн вмещает 1,7 миллиона человек на скудные 294 квадратных мили земли, что приводит к плотности населения около 4690 человек на квадратную милю.
Ливан
Ливан расположен на восточном побережье Средиземного моря, к северу от Израиля, к югу от Сирийской пустыни и к западу от Сирии. Горная страна, регион, который впоследствии стал известен как Ливан, был заселен более 7000 лет назад, и его зарегистрированная история восходит к 3000 году до нашей эры. Ливан был родиной финикийцев, группы морских торговцев, прославившихся в то время торговлей тирейской пурпурной краской и известных сегодня созданием самого раннего подтвержденного алфавита, который развился в / вдохновил алфавиты многих европейских алфавитов, используемых до сих пор (итальянский , испанский, английский, французский).
Ливан был частью Римской империи во времена Христа, а затем находился под властью сначала Османской империи (до конца Первой мировой войны), а затем Франции до конца Второй мировой войны. Ливан пережил гражданскую войну 1975-1990 годов. В то же время части страны были оккупированы Сирией с 1976 по 2005 год и Израилем с 1985 по 2000 год. Несмотря на эту нестабильность, Ливан остается уважаемым членом Организации Объединенных Наций и имеет высокий индекс человеческого развития (ИРЧП), что указывает на то, что страна в целом находится на подъеме.
В настоящее время в Ливане проживает более 6,8 миллионов человек, что дает плотность населения примерно 1536 человек на квадратную милю.
Объединенные Арабские Эмираты
Объединенные Арабские Эмираты, часто сокращаемые до Эмиратов, расположены на Аравийском полуострове недалеко от Персидского залива, к западу от Омана и к югу от Саудовской Аравии. Уникальным и определяющим фактором Объединенных Арабских Эмиратов является то, что ОАЭ состоят из семи различных эмиратов или политических территорий, каждой из которых управляет шейх, один из которых является президентом.
Семь Эмиратов в Объединенных Арабских Эмиратах:
- Аджман
- Абу-Даби
- Фуджейра
- Шарджа
- Умм Аль Кувейн
- Дубай
Эмирейтс также известен городом Дубай, столицей эмирата Дубай и самым густонаселенным городом страны. Дубай является растущим центром торговли и бизнеса в регионе. Он также известен своей амбициозной архитектурой и роскошными туристическими достопримечательностями, в том числе крупнейшим в мире торговым центром (Dubai Mall), широкими пляжами, самым высоким зданием в мире (828-метровая Бурдж-Халифа) и Пальмой Джумейра.